На главную

Шерстнева О.Е. Дошкольник и виртуальная реальность компьютерных игр // Психология.Пермь. – 2008. - №16. с 8-9


Дошкольник и виртуальная реальность компьютерных игр

Большинство дошкольников выбирают самый простой способ самореализации – в виртуальной реальности. И эта проблема является актуальной для всех регионов России.

Вовлечение детей пяти-шести лет в виртуальную реальность происходит посредством компьютерных игр, 3-D видео и мультипликационной продукции, игр в игровые автоматы. И эта проблема является актуальной для всех регионов России.
Мы сфокусировали наше исследование на  более узкой проблематике, то есть влиянию компьютерных игр на формирование качеств личности безопасного типа у детей пяти-шести лет. Эксперимент провели в двух регионах со значительным различием природной и социально-экономической среды. Это дошкольные образовательные учреждения в ЗАТО г.Сосновый Бор Ленинградской области, г.Красноярск, г.Железногорск  Красноярского края (Совместная программа кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Филиала КГПУ им. В.П.Астафьева г.Железногорск и научно-методического кабинета ДДЦ "Гармония", г.Санкт-Петербург, 2006 –2008 гг.). Социологический опрос среди родителей детей старших групп был проведен в 2006–2007 гг. Опрошено 342 родителя.
Среди вопросов анкет и тестов в процессе исследования родителям предлагалось ответить и на такие:
1.   Сколько времени в неделю дети играют в компьютерные игры? Каким образом происходит контроль за временем?
2.   Какие игры детям больше всего нравятся? Играют ли ваши дети в специальные компьютерные развивающие игры? Если да, то в какие?
3.   Как часто дети наблюдают за процессом игры взрослых в компьютерные игры?
4.   Что выбирают дети чаще для организации своего досуга: а) компьютерная игра; б) прогулка с родителями; в) спортивная игра; д) игра со сверстниками.
5.   По вашему мнению, влияет ли компьютерная игра на поведение ребенка? Если да, то в чем это проявляется?
В результате исследования получили, что 67% детей проводят, играя в компьютерные игры более 2-3 часов в день, 16% - 30-60 минут в день, 7% - от 2 до 4 часов в неделю, 6%  -не более часа в неделю, 5% вообще не играют. Количество времени, которое дети проводят за компьютером, зависит от родителей, но только 12% опрошенных специально отслеживают время игры. Некоторые родители (8%) используют специальные компьютерные программы или таймер автоматического выключения.
Больше  всего детям дошкольного возраста нравятся игры-стрелялки (взрослые игры) – 42%, гонки –21,5%, бродилки –19%,  стратегии-11%, реже всего играют в развивающие игры – 6,5%.  При этом существует ряд специальных развивающих игр для детей дошкольного возраста: серии КИД, NIKITA; пакеты РОБОТЛАНДИЯ, LOGOWRITER, ЕМЕЛЯ и другие. Данные игры направлены на развитие цветовосприятия, математических способностей, мышления (логики, синтеза, анализа, и других мыслительных операций), творческих способностей, обучение грамоте. 
Многие родители (44%) не знают о существовании специальных игр для детей.    23,5% родителей купили подобные игры, но их дети предпочитают другие…
                                                                                 
 Аспирант Красноярского Государственного Педагогического Университета им В.П.Астафьева
О.Е. Шерстнева
[email protected]