На главную

Серов Н.В. Психология семейных изменений // Психология.Пермь. – 2008. - №15. с 10-20


Психология семейных изменений

Введение
Ознакомившись с материалами прошлой конференции по проблемам семьи, я почти не встретил указаний на весьма существенные причины конфликтов и разводов – аноргазмию и измены [1]. В чем же дело? Почему эти проблемы женственно затушевываются практически викторианской формулировкой «удовлетворенность сексуальными отношениями» [2]? Почему современная психология практически элиминирует острейшие проблемы сторонних влияний на семью, помещая ее в некое «безвоздушное» пространство? Почему специалисты по семейным взаимоотношениям учитывают лишь физический пол, но не психологический, т.е. не гендер партнеров? На мой взгляд, все это связано с отсутствием общепризнанной модели личностей в семье. Поэтому цель настоящего сообщения – моделирование и хроматический анализ атомарно-трансактного взаимодействия между партнерами в семье как открытой информационной системе.
Зададимся вопросом: могла бы возникнуть, например, химия без знания атомарной структуры веществ? Нет, как известно, не могла, – ибо это так и была бы алхимия, постоянно ассоциирующаяся у меня сегодняшним положением дел в психологии и социологии семьи. В самом деле, по-видимому, опираясь на то, что семья считается первичной ячейкой общества, нередко появляются статьи с анализом взаимоотношений в семье без указания ее качественного состава. Но даже и указывая состав, авторы множества публикаций элиминируют сущностный смысл взаимоотношений в семье, поскольку не в состоянии выявить ту или иную доминантность в интеллекте каждого из ее членов. Каким же образом можно избежать подобной трактовки при изучении семьи? Как подойти к научной постановке проблемы?......................................................

Нормальные и экстремальные условия изменения семьи

Поскольку личность это, прежде всего социализация [15], то именно женщина представляет собой личность в нормальных условиях существования. Именно женщина, – без которой не может существовать ни одно цивилизованное общество – являет собой личность во всех смыслах этого слова. В самом деле, женщина как оплот семьи и хранитель традиций все делает в М-плане семейных взаимоотношений: рожает и изначально социализирует детей, готовит еду, стирает белье и т.п. [16]. Иначе говоря, в N условиях у женщины доминирует М-план, т.е. сознательная доминанта интеллекта.
В экстремальных же условиях личностью становится мужчина, как это ни прискорбно будет звучать для феминисток [17]. Мужчина – творец, воин, фанат, игрок – даже созидая нечто новое, способен лишь разрушать достигнутое, т.е. разрушать собственно социум. Рассмотрим простой пример разнополого секса, как наиболее простую информационную модель экстремальных состояний мужчины и женщины. На базе многочисленных примеров сексологии, эмпирических и теоретических данных антропологии, а также полевых этнографических исследований в хроматизме было достаточно убедительно показано, что для достижения женщиной оргазма необходимо создание Е условий (любовь, ласки, игры и др.).
Эти условия именно «разрушают» ее традиционную социальность, т.к. переключают доминанту ее интеллекта с сознательной на бессознательную доминанту, только при которой женщина может достичь оргазма. Однако эта ее С-плановая доминанта абсолютно противоречит определению «личность» в той же мере, что и ее ипостатически-черная [18] сексуальность обнаженного тела противоречит белизне ее социальных одежд, которые она культивировала в N условиях. На это указывает и цвет ее тела: в N условиях – дневное, фемининно-светлое, белое, солнечно-желтое, тогда как в Е условиях – при оргазме – ночное, темно-пурпурное, маскулинно-красное.
Мужчине же, как я показал в «Цвете культуры», для создания этих Е условий требуется именно М-плановая доминанта осознавания всего и вся. На это указывает и соотношений С-планов мужчины и женщины в половом акте: если у женщины доминантно эротичным становится практически все тело, то у мужчины – лишь фаллос [19].
В связи с этим кратко рассмотрим гендерные различия в целях и средствах достижения оргазма. С учетом М-плановой доминанты в интеллекта мужчины при Е условиях, в N-условиях мужчина должен иметь оппонентную доминанту. В самом деле, у мужчины по определению интеллект находится в своеобразном («не совсем социальном») энергетически напряженном состоянии, создаваемом сперматогенезом (в частности, воздействием простаты, специфическом давлении на яички и т.п.) [20]. Поэтому, исключая чисто творческие виды сублимации, актуальная поддержка «второго сердца» мужчины на необходимом уровне создается периодичностью оргазма, достигаемая при моногамном браке с женой, а при ее эпизодических отказах и за счет любовниц или проституток. Иначе говоря, для мужчины секс является с одной стороны, средством восстановления здоровья, а с другой – адекватным способом социализации своего интеллекта путем разрядки указанной «напряженности». Цель же секса для мужчины – познание, т.е. опредмечивание того сновидного образа «une femme inconnue», физическое обладание которой тысячелетиями вводит его в мир эндорфинного счастья, в потерянный рай блаженства…
Показательно, что и для секса женщины характерна потребность в этом эндорфинном насыщении, которого она периодически достигала еще в утробе матери [21]. И вместе с тем, для нее секс является не целью, а средством, ибо обнаженное тело мужчины в N условиях не может являться целью, так как вызывает скорее отвращение [22]. Целью же является то же самое познание, что и у мужчины. И здесь появляется существенное различие в принципах их познания: женщина в сексе познает не мужчину, а свою вторую ипостась, данную ей природой – свое тело, свое эротизирующееся бессознание, которое она обычно скрывает от социума вполне сознательно [23].
Как известно мужчина «любит глазами, а женщина ушами», т.е. мужчина визуально опредмечивает образ любимой, тогда как женщине визуальный образ любимого не требуется. Информация визуальных образов перерабатывается в правом полушарии головного мозга (в подсознании), а вербальных – в левом (в сознании). Однако сексологические данные говорят о том, что для достижения женщиной оргазма требуется максимальная активация мужского сознания (с целью пролонгации коитуса); женщине же рекомендуется сознание полностью инактивировать [24].. В чем же тут дело? Для ответа кратко коснемся стадий полового акта на уровне АМИ, т.е. рассмотрим любовное взаимодействие партнеров, которое по природе вещей может привести к появлению детей.
Прекрасное, и, насколько мне известно, единственное адекватное определение полового акта с позиций женского интеллекта дает Гизела Хельмиус: «Сексуальное общение, включающее в себя половой акт, является выражением самого самозабвенного единения, полного телесного и духовного слияния двух людей вне времени и пространства» [25]. Практически подобный совет женщинам дает известный американский гинеколог Элизабет Паркер Барш: величайшая радость — это отдавать себя целиком и доставлять наслаждение тому, кого вы любите [26].
Попытаюсь раскрыть смысл этих высказываний с позиций хроматизма (на базе выведенных в сексологии закономерностей копулятивного цикла женщины [27]). К первой стадии относят психическую, в течении которой женщина в зависимости от ситуации, условий и стимулов осознает желание/нежелание близости и сознательно принимает решение о ее осуществлении / неосуществлении. Здесь представления сексологии и хроматизма идентичны. На этой стадии, таким образом, существует обычная для женщины доминанта сознания, которое в пределах женского восприятия сексуальности допускает комплименты, ласки, прикосновения, интимные интонации и другие социально приемлемые формы стремления к близости.
Сенсорная стадия, следующая за положительным разрешением первой, характеризуется резкой интенсификацией интимных ласк, приобретающих характер стимуляции эрогенных зон и вовлекающих женщину в активное взаимодействие с партнером. По-видимому, эта стадия соответствует возникновению доминанты подсознания. Ибо из-за эротизации женщина в этой стадии становится как бы внесоциальной, то есть допускает все то, что ей с детства запрещалось социумом.
Секреторная стадия определяется появлением любрикации и других условий готовности к интромиссии и фрикциям с последующим формированием оргастической манжетки («обжиму» фаллоса). Вероятно, здесь можно выделить доминанту бессознания. Ибо только принципиально черное всепоглощающее самозабвение вне времени и пространства свойственно любящей женщине. Мужчина же обязан вполне сознательно (то есть никак не самозабвенно) доставить ей удовольствие и оргазм. (Обычно мужчина для продления этих ее вневременных мгновений должен активировать свое сознание, для чего он обращается к своим белым знаниям, белой памяти, белому прошлому).
Стадия оргазма сопровождается характерными генитальными реакциями и специфическими переживаниями женщины. По-видимому, эта стадия связана с резкой и/или длительно резонансной сменой бессознательной на подсознательную доминанту. Поскольку мужчина в половом акте лишь субдоминантно использует свое серое подсознание для опредмечивания – преследующих его веками – эротических образов, то к моменту достижения женщиной оргазма ему лишь остается переключить интеллект с сознания на доминанту подсознания для достижения не только физиологического, но и психологического оргазма.
И, наконец, последняя стадия женского копулятивного цикла характеризуется постепенным и достаточно продолжительным спадом возбуждения с обратным развитием генитальных изменений. Поскольку этой стадии приписывается некоторый уровень остаточного возбуждения, как правило, обеспечивающий повторное достижение оргазма при возобновлении эротической стимуляции, то (при сравнении ее с мужским состоянием готовности [28]) она может соответствовать доминанте подсознания, связанной с девической потребностью в нежности (см. выше). К этой же стадии сексология относит и полный спад возбуждения женщины. В хроматизме эта стадия связана с итоговым возвратом к доминанте сознания……….

доктор культурологии, профессор кафедры гуманитарных наук
Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы
Н.В. Серов
nv_serov@mail.ru