• Смотрите http://www.autoprotector.ru автобокс на крышу broomer.


На главную

Сафин В.Ф., Абунагимова А.А. Тревожность и агрессивное поведение детей


Сафин Вадим Фатхиевич

Кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии БГПУ. Автор нескольких монографий, учебных пособий, многочисленных научных и научно-методических статей.
Присвоены почетные звания Заслуженного учителя, Заслуженного деятеля науки Республики Башкортостан. Почетный член Американского общества психологов гуманистического направления, академик Международной Академии Психологических Наук.

Абунагимова А.А.
Тревожность и агрессивное поведение детей

По наблюдениям учителей, родителей, а также психологов, работающих в реабилитационных центрах, агрессивное поведение занимает первое место среди правонарушений детей, особенно подросткового возраста. Мы даём себе отчёт в том, что агрессивное поведение связано прежде всего с господством насилия в обществе, зеркальным отражением которого является телевидение и различные средства массовой информации. Разумеется, оно зависит и от конкретных условий воспитания в семье и в школе. Однако нас интересует агрессивность воспитанников детского дома, где дети воспитываются в особом замкнутом пространстве, и характерным для них является чувство комплекса неполноценности: брошенность родителями- сиротство.
    Условно игнорируя названные факторы и условия жизни этих детей, нас интересовала проблема агрессивного поведения и наблюдаемая тревожность воспитанников детского дома. Однако и теоретически, и экспериментально взаимозависимость этих двух феноменов не доказана, так как их природа весьма сложная. Другими словами, гипотеза была нулевой. Тем не менее, мы решили, с одной стороны, попытаться выявить зависимость между видами агрессии и тревожности, с другой стороны, впоследствии попытаться нащупать сдерживающие условия агрессивности у детей.
    В данном исследовании излагаются результаты пилотажного исследования первой задачи с охватом 24 воспитанников одного детского дома г. Уфы. В исследовании активное участие принимали воспитатели д/д и учителя школ, где учатся эти дети.
    Основным методом исследования было включённое наблюдение детей д/д воспитателями, учителями, практикантами по особой схеме, где необходимо было отмечать место, время, условия и вид агрессии детей, определить их мотивы, а также реакции обиженных и дальнейшее поведение каждого испытуемого в течение дня. Кроме того, на каждого испытуемого были собраны тестовые материалы по агрессивности и тревожности путем 3-5 кратного среза в течение полгода.
    Для анализа брались данные, совпадающие по срезам тестов, а для качественного анализа использовались результаты наблюдений. Количественная обработка была произведена по трём подгруппам: преобладание физической, вербальной и косвенной агрессии, соответственно 8:9:7 человек, всего 24.
    Анализ полученных данных показал, что в общей выборке между агрессивностью и тревожностью статистически значимая зависимая отсутствует. По выделенным подгруппам зависимость неоднозначная: склонных к физической агрессии 0,02, к вербальной- 0,72, к косвенной- 0,14. Притом с среза на срез эти коэффициенты менялись в пределах +0,15. Как видим, о зависимости агрессии и тревожности можно вести речь только у тех, у кого выявлена вербальная  агрессия.
    Для выявления причин обнаруженной связи было выдвинуто несколько мини-гипотез. Анализ собранного материала показал, что среди испытуемых с вербальной агрессией больше новичков (время пребывания которых в детдоме 6-12 месяцев; они меньше испытывали физическое насилие родителей, учатся лучше, чем испытуемые других подгрупп, покровителей из других подгрупп имеют в меньшей степени). В подгруппе, склонной к физической агрессии, больше "старичков", они учатся хуже, чем испытуемые других подгрупп. В подгруппе, склонной к косвенной агрессии, больше физически слабых, среди них больше с соматическими заболеваниями, чем в других подгруппах. Среди них самое большее количество "ябедников". Признания чувства вины также больше у испытуемых данной группы.
    Представляют определённый интерес те данные, что и агрессивность, и тревожность детей за 9 месяцев статистически                   оставались относительно постоянными величинами (0,72-0,84), а динамика агрессивности заключалась лишь в смене одного вида агрессии другим. По признанию руководства, знание особенностей тревожности и агрессивности и их форм проявления облегчало подбор средств воздействия на некоторых детей.
    Несмотря на то что исследование носит пилотажный характер, выявленная нами зависимость вербальной агрессии с тревожностью может стать "трамплином" для дальнейшего изучения причин агрессивности. Обращает на себя внимание также устойчивость агрессивности. В чём же причина трансформации вербальной агрессии в физическую и наоборот- физической в вербальную? Известно, что в определённых условиях наказание за физическую агрессию снижает её. Не является ли в этом случае вербальная агрессия этих испытуемых механизмом тревожности? Или такая трансформация связана с чувством вины испытуемых? Если это так, то можно изучать условия компенсации и через них сдерживающие факторы и условия агрессивности. В дальнейшем в этих целях мы намерены повторить эксперименты М.Шарифа, который выявил смягчение агрессивности через организации спортивных соревнований. В связи с этим также возникает необходимость изучения склонности детей к провокации агрессии (и со стороны жертвы, и со стороны агрессора). Остаётся надеяться, что изучение данного аспекта агрессивности прольёт свет на некоторые вопросы поднятой проблемы, а также в определённой степени даст возможность разработать методы индивидуального воздействия на детей.