комаров чтпз

GoStudy учебный центр в Чехии.


На главную

Поташевская Т.Г. Источники агрессии современного мира. Частный случай

Поташевская Татьяна Геннадьевна

Психолог, социальный педагог-эксперт высшей категории, Председатель Говоровского исследовательского центра «Человек – среда --- общество»,  педагог-психолог школы 5 Василеостровского района г. Санкт- Петербурга
Источники агрессии современного мира. Частный случай

                Мы разрабатываем Научно-художественный способ освоения жизни в рамках концепции Н.С.Говорова (в соавторстве с Поташевской Т.Г.) «Интегральная социальная педагогика», которая основана на базе психологического материализма.
                В ИСП разрабатываются три воспитательные СП дисциплины – основы человековедения, психологика (научно-художественная дисциплина, изучающая логику конкретного социального поведения)  и социально-педагогические тренинги.
Приведем  основные принципы интегральной социальной педагогики:
·          Субъект-субъектные отношения
·          Взаимодействие «опытный» - «неопытный»
·          Реалистическая установка на действие 
                Все трагедии в жизни связаны с проявлениями человеческого эгоцентризма. Эгоцентризм по определению Н.С.Говорова это идеализм обыденного сознания и метафизичность мышления. Наиболее разрушительным становятся проявления нравственного эгоцентризма, которые связаны с несоблюдением основных принципов ИСП, с деформацией человеческих отношений, с уничтожением смысла жизни, связаны с изменой гуманистическим ценностным ориентациям.
                Применим концепцию Н.С.Говорова для рассмотрения заданной темы – «Источники агрессии современного мира».
                Рассмотрим частный случай данного явления - агрессивное поведение в среде творческих людей, работающих в области духовного производства с применением одного  из направлений социально-педагогического тренинга, которое мы разрабатываем. Оно основано на анализе психологики героев кинофильмов, производимом  по специальной технологии.
                Наши выводы сделаны на основе анализа биографического к/ф «Лето моей любви» о жизни Айседоры Дункан.

                Айседора Дункан была яркой творческой натурой, мечтающей постигнуть природную гармонию танца. Деньги и драгоценности она воспринимала лишь как возможность продвижения идеи обучения танцу талантливых девочек.
                Она мечтала о том, что не имело отношения к реальной жизни, постоянно предавалась фантазиям (нереалистическая установка на действие); зарабатывала  ровно столько денег, сколько было необходимо, чтобы хотя бы на время претворить в жизнь очередную мечту.
                Она влюблялась в мужчин, имеющих сильное природное начало, самцов, которые мечтали завладеть ею полностью, поработить её, например, посадить «в серебряную коробочку», по словам богача Зингера (субъект-объектные отношения).
                Удивительным было то, что все её мужчины были эгоистами, но Айседора, пока их любила, словно не замечала этого. В то же время она  всегда отказывалась выходить замуж, оставаясь верной своим идеалам внутренней свободы. Она не изменяла себе, но постоянно уходила от них, т.к. они требовали от неё невозможного – предать творчество.
                По Н.С.Говорову, искусство общения связано с развитием навыков рассказа и навыков действия. Навыки действия у Айседоры Дункан были развиты феноменально, но развитыми навыками рассказа она, к сожалению, не обладала, что лишало её адекватной целеустремленности – фактора, активизирующего развитие психики на идеологическом уровне. Т.к. именно развернутая рассказчицкая деятельность дает возможность отрефлексировать свою жизнь, понять свои ошибки, чтобы не повторять их снова и снова.
Трагической оборотной стороной её идеалистических воззрений было стремление к садомазохизму, которое усиливалось от одной любовной связи к другой. Характер личных отношений с очередным возлюбленным Айседоры Дункан, Сергеем Есениным, был общеизвестен.
                При усугубляющейся неадекватности талантливой женщины, нереалистической установке на действие, она живет в выдуманном мире. В нем стремление к естеству переводит любовь из духовного чувства в иное, приводящее к истязаниям. Трудно оставаться последовательным,  в состоянии нормы   при такой амбивалентности.
Она психически состарилась. Реалистической установки на действие у неё не было, это привело даже не к деформации личности, а к деформации индивидуальности, т.к. разрушение шло по всем  уровням в структуре психики (по Н.С.Говорову структура психики  рассматривается на четырех уровнях – физиологический, психологический, социальный и идеологический. Индивидуальность мы рассматриваем  по Б.Г.Ананьеву, который сущностно человека определял как субъекта труда, познания и общения, трех основных родов деятельности).
                Характер Айседоры Дункан стал взрывчатым, непоследовательным, физиологически её притягивали все более молодые мужчины с жестким типом эгоистического поведения. Она постоянно принимала противоречивые решения, не подтвержденные необходимостью, а её друзья и поклонники потворствовали этому, шли наповоду у взбалмошной всемирной знаменитости. С возрастом поведение Айседоры Дункан становилось все более неадекватным,  неестественным. Ей еще повезло, что она погибла, не дойдя до самого дна разрушения, т.к. она вверила свою жизнь настоящему садисту, который позволил себе дать ей пощечину на глазах у толпы по время первого же их танца.

                Н.С.Говоров вместе с И.Е.Вольпертом разработали метод имаготерапии, лечения образом, основанный на том, что в процессе создания вербального реалистического образа человек патологическую доминанту переводит в творческую. Но в случае с Айседорой Дункан происходит обратное – человек талантливый, творческий, всю душу отдающий искусству танца, переходит с творческой доминанты на патологическую.
               
                В нашей консультативной практике подобные случаи тоже встречались. Такие отношения распространены в среде творческой интеллигенции, когда творчество неверно ассоциируется со спонтанностью и вседозволенностью. Чаще всего садизм тщательно скрывается от посторонних глаз, т.к. жертвы стараются «прикрыть срам» семейной жизни. А это приводит к разрушению соматического и психического здоровья,  к разрушению духовных отношений. Когда эти отношения зашли слишком далеко, часто  уже невозможно возродить норму и приходится давать совет о прерывании  отношений, чтобы сохранить жизнь и остатки здоровья жертв.
                Причиной таких отношений является непознанность закономерностей производства общественных отношений. Представители духовного производства часто  не в состоянии сформировать свои представления даже о своем основном роде производства – духовном. До сих пор считается, что талант дается от природы, не познаны  закономерности становления творца.
                Природно принимаемая идеалистическая концепция раскрытия творческого потенциала человека впоследствии превращается в свою противоположность, возвращает его к животному существованию.
                Человек, который идет по идеалистическому природному пути, в своем несбывающемся стремлении к гармонии, по форме превращения приходит в своих взглядах и жизни к полной противоположности. Вместо гармоничной слитности с природой - к природной жестокости, которая гармоничное естественное состояние переводит в скотское, и  человек, скатываясь к мазохизму, начинает принимать все как должное.
Это идеалистическая установка на действие.
                Воспрепятствовать этому сможет лишь тот, кому с детства прививается чувство собственного достоинства, оно воспитывается у человека лишь при наличии уважения к личности ребенка и правильному формированию индивидуальности, а также освоению всех принципов ИСП на практике. Во взрослом состоянии это возможно лишь при планомерном изменении стереотипов поведения, при глубоком осознании объективных законов реалистического актерского мастерства, теоретическом и практическом освоении процесса нормального психического развития в моделировании, а затем в переводе навыков в жизнь. И наша тренинговая практика СП-сопровождения позволяет достичь этого.