На главную

Гайфулин А.В. О чём говорят наши дети. Сборник детских обращений (специально для взрослых) // Психология.Пермь. – 2007. - №14. с 38-47

Гайфулин Алексей Викторович

Психолог, руководитель регионального отделения «Ассоциация скаутов Томской области» Общероссийской общественной организации «Российская скаутская организация»


О чём говорят наши дети
Сборник детских обращений (специально для взрослых)

Если ребёнка критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить себя.
Если ребёнок хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить с людей.
Если ребёнка поддерживают, он учиться ценит себя.
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учиться находить любовь в этом мире!!!

Уважаемые взрослые: мамы, папы, дедушки, бабушки, учителя, воспитатели и все остальные, кто хоть как-то в своей жизни или профессии связан с детьми.  Данный сборник предназначен, прежде всего, для Вас. Он ничему не учит (хотя от некоторой морали я всё-таки не удержался, психолог я всё-таки или не психолог), он просто раскрывает мир наших детей. В сборнике описываются некоторые детские и подростковые обращения на телефон доверия «Берег». Кстати, первое место среди звонков несовершеннолетних занимают проблемы связанные с трудностями в отношениях с родителями, почётное второе место – проблемы в школе, плохое взаимодействие с учителями, и на третьем проблемы со сверстниками. Очень хочется надеяться, что этот сборник поможет Вам лучше понять Вашего ребёнка, посмотреть на мир его глазами и, самое главное, -  улучшить с ним отношения.
Для удобства восприятия я разделил сборник на две главы. Первая называется «Самые маленькие» и рассказывает об обращениях на телефон доверия детей в возрасте до 10 лет. Вторая глава - «Подросток: бури и страсти», в которой собраны обращения детей в возрасте от 10 до 16 лет.

Почему мы решили написать?
- Ммм, здравствуйте (мальчик, 14 лет), скажите, а вы кому-нибудь рассказываете о звонках? О том, что вам рассказывают люди?
- Нет, всё остаётся между нами, между психологом службы и позвонившим человеком.
- То есть, если я вам рассказываю о своих родителях, о том, что они меня обидели ни за что, обидели очень сильно, и папа даже меня ударил, вы поговорите со мной и всё.
- Ну, мы сможем вместе с тобою подумать над тем, как выйти из сложившейся ситуации, как разрешить твои трудности.
- Ну, при чём здесь я, моя трудность - это мои родители, они обидели меня, отец засунул куда-то деньги, а когда не смог их найти, решил, что я утащил их, он оскорбил и ударил меня, а потом он их нашёл, но даже не извинился передо мной. Как вы сможете мне помочь, если отец никогда не узнает о том, что он меня унизил и обидел. Я хочу, чтобы он узнал это, тогда, я надеюсь, что он смог бы найти силы для извинения.
***
- Скажите, неужели вы, вы все, взрослые, считаете, что вы умней нас детей, умнее просто, потому что вы все старше и чего-то в жизни добились. Почему вы думаете, что ваши дети другие, почему вы можете себе позволять то, что запрещаете нам. Почему вы можете злиться, ругаться, кричать, разводиться, устраивать истерики, плакать и просто лениться. А нам вы ничего этого не разрешаете. Почему вы не понимаете, что мы продолжение вас, вас взрослых, таких, какими мы вас видим. Прежде, чем злиться на нас, посмотрите на себя, ведь мы ваши дети - мы ваше зеркало. А зеркало может лишь отражать…

Вот, собственно, после таких звонков я и решил написать о детских обращениях. Однако, так как мы, психологи - люди тревожные, я решил подстраховаться и с вопросом «Нужен ли подобный сборник?» пошёл на консультацию к детям и подросткам - участникам молодёжного объединения «Открытый путь» при ДДиЮ «Факел» центре профилактики «Альтернатива» в городе Томске. Мнения детей и подростков:
- Конечно, пусть поймут нас, поймут, что мы тоже люди.
- Обязательно, это поможет им вспомнить, что они сами, когда-то были такими как мы.
- Может у них появится к нам уважение, уважение нас - как самостоятельно думающих людей, способных отвечать за свои поступки и поведение.

Самые маленькие
- Дорогая тётя, мне страшно. Мне 6 лет, меня зовут Алёна, мама меня оставила дома одну, уже темно, я очень боюсь темноты, а мамы всё нет.
- Давай я рассажу тебе сказку «Снежная королева» о маленькой девочке, которая спасла своего друга, ей тоже было очень страшно…
- Дорогая тётя, спасибо, мне уже не так страшно. А вдруг моя мама никогда больше не придёт?
- Не плачь, мама обязательно вернётся, мама любит свою Алёнку больше всего на свете.
- Тогда почему, если она меня любит, она кричит и ругается на меня. Как папа ушёл от нас, мама перестала со мной играть. А вчера она мне сказала, чтобы я уходила жить к папе, и что ей никто не нужен.
- Мама просто сильно устала на работе. Она никому и никогда не отдаст свою любимую девочку.
- А вдруг на маму напали бандиты, сейчас по телевизору показывают всяких бандитов. Когда придёт моя мамочка, я скажу ей, что я всегда буду убирать свои игрушки, буду кушать суп, буду всегда её слушаться – я её очень люблю, мою миленькую мамочку. Только чтобы она больше никуда от меня не уходила.
- Всё будет хорошо, просто у мамы много важных дел, скоро она обязательно вернётся.
- Ой, кто-то открывает дверь. Ура, это мама! До свидания, добрая тётя!
***
Мальчик. Плачет.
- Бабушка говорит, что папа плохой. Мама вообще не разрешает говорить о нем. А я так его люблю. И очень  соскучился. Он звонил вчера вечером, но мама забрала трубку, просто вырвала из рук. Не дала мне поговорить с папочкой.
Родители развелись полгода назад. С тех пор я почти каждый день слышу гадости про своего папочку. Маме с бабушкой можно говорить про него. Они по вечерам только это и делают. А когда я начинаю что-нибудь говорить или спрашивать про него, то слышу в ответ только крики. Но он же хороший, мой папа!..
-          Хочешь рассказать мне про своего папу?
-          А можно?
-          Конечно. Если хочешь.
… Молчание…
-          Ты сейчас что-то вспоминаешь?
-   Да. Мой папа иногда забирал меня из детского садика. Это было очень здорово. Потому что он всегда разрешал мне скатиться с горки или покачаться на качели. Мы шли домой всегда «своей» дорогой: мимо желтого дома, потом через дорогу, а дальше были деревья с «самолетиками». Ну, такие штучки на них висят, я люблю запускать их. Папа всегда срывал мне самолетики, потому что он высокий.
Я слушала и слушала. А малыш все  говорил. Взахлеб. Очень торопился. Как будто ему хотелось многое успеть сказать. Ему не нужны были мои вопросы или мое мнение. А потом вдруг остановился и сказал:
-          Ведь, правда, у меня хороший папа?!
***
-   У меня есть подруга, которую мама с папой выгнали из дома. Скажите, что ей делать?
-          Сколько ей лет?
-          9.
-          Где она сейчас?
-          Греется у меня на кухне возле печки.
На улице зима. Минус тридцать. Темно.
- Домой нельзя: там пьяные мама и папа. Сказали уходить. Но куда? Холодно и страшно. А где-то еще младший брат. Это было и раньше. Выгоняли. Но уже три дня я не могу переодеться.
Детский дом? Я очень-очень много думала про это. Но я очень боюсь, что  меня отправят обратно домой, когда узнают, что у меня есть папа и мама и квартира. Там, наверное, не берут детей, у которых есть родители и квартира. А если дома узнают, что я ходила жаловаться, то меня побьют.
***
-   Здравствуйте. Меня мама заставляет ходить в музыкальную школу. А я не хочу. Я сейчас во втором классе в музыкальной школе, а там так много уроков и еще дома заниматься надо. А мне не нравится играть, и учительница моя не нравится, а больше всего я ненавижу сольфеджио. Ну как ей все это объяснить?
-          А ты уже пробовала с ней разговаривать?
-   Да. Есть две вещи, которые я больше всего не люблю: музыкальная школа и манная каша. И каждый раз перед занятием ставит передо мной тарелку с манной кашей и говорит: или ешь, или иди на занятия. И я смотрю на эту ненавистную кашу в тарелке, встаю, беру тетради  и иду. Но ведь столько других интересных занятий: например, я бы хотела заниматься танцами или ходить на аэробику. Неужели у меня нет права самой выбрать себе занятие?
***
- Тетя! Неделю назад, в среду, умерла моя кошечка, Муся. Она долго – долго у нас жила…
…Плачет…
-          Тебе, наверное, ее очень жалко?
-   Да! Она была очень умненькая. Всегда со мной играла, а когда я пошел в первый класс, и мне стали задавать уроки, то она лежала на моем столе и ждала, пока я их выполню. А иногда играла с моими карандашами и ручками, даже грызла карандаши, но я на нее не ругался. А мама…
-   Что мама?
-   Ну, вообще-то ничего. Она сначала меня жалела, а теперь говорит, что хватит расстраиваться. А вот папа ругается.
-   За что он тебя ругает?
-   Ругается, когда увидит, что я плачу. Он говорит, что стыдно мальчикам плакать. Или начинает обзывать девчонкой. Может быть, конечно, он и прав. Но мне бывает так грустно…
-   А чего бы тебе сейчас хотелось больше всего?
-   Больше всего я хотел бы маленького котеночка. Конечно, он не будет такой, как Муся. Но я так же полюбил бы его, и, может, он бы делал со мной уроки. Как вы думаете, мама и папа мне это разрешат?
***
- Здравствуйте! Я разбила мамину любимую вазу. Доставала книгу с верхней полки и задела ее и уронила. Я пыталась склеить кусочки, но их столько много, не могу понять, как их соединить. Может, мне взять деньги из своей копилки, там у меня монетки по 10 и 50 копеек, мне их все отдают, и пойти купить вазу? Где же мама ее покупала? Вы не подскажете мне, где продаются вазы?
… Говорит быстро. Очень напряжена и испугана. Голос немного дрожит. Мне кажется, я отчетливо могу себе представить это растерянное личико с испуганными глазками…
-          Ты не собираешься говорить маме о том, что случилось? Не хочешь?
-   Вы что, не понимаете? Я даже боюсь себе представить, ЧТО мне за это будет, ведь это была такая красивая ваза. Мама будет очень, очень ругаться. Может, кричать. Ну, пожалуйста, давайте придумаем, что мне сделать, чтобы мама ничего не заметила. Я, конечно, виновата, что разбила такую красивую вазу. Но я боюсь. Помогите мне, ну пожалуйста, ну давайте придумаем…
…Вечером, после разговора с этой девочкой, сидя дома, я смотрела на свою четырехлетнюю дочь и думала об истории с вазой. Но ведь мама – это любовь. Принятие. Поддержка. Понимание. Ведь малышка и так раскаивается, винит себя за неуклюжесть. Она сама себя наказывает. Разве этого мало? Нужны еще несколько томительных часов ожидания маминого крика?..
***
-          Я больше не хочу ходить в школу. Меня там обижают все.
-          Кто тебя обижает: учителя или одноклассники?
-          Одноклассники.
-   Все сразу обижают? Или только некоторые? Ты не могла бы мне рассказать поподробнее?
-   Не все, конечно. Послушайте! Учусь я нормально, у меня только четверки и пятерки. Пятерок даже больше. Как Вы думаете, это нормально?
-   Мне кажется, даже очень хорошо.
-   Ну вот. И поведение у меня тоже хорошее. Потому что я очень люблю свою маму и стараюсь ее никогда не расстраивать. Мы живем с ней вдвоем, она работает на нескольких работах и очень устает. Ей и так тяжело, поэтому я в школе стараюсь хорошо учиться, и она всегда очень радуется.
А еще у нас в классе есть девочка Юля. Она тоже хорошо учится. Когда мы за одну контрольную или другую работу получаем разные оценки, вернее, когда у нее оценка лучше, она всегда хвалится и дразнится.
- И поэтому ты не хочешь в школу?
- Нет. Я на это не очень обижалась, а сегодня… Сегодня она тоже получила пятерку, а я четверку. Как раз раздали работы. Все смотрели оценки, и была тишина. Когда Юля заглянула ко мне в тетрадь, она громко сказала: «У тебя четверка. Ты всегда будешь хуже меня, потому что у тебя нет папы, а у меня есть». И многие в классе засмеялись. А мне так обидно! И даже рассказать некому. Я маме не хочу говорить, потому что она тоже расстроится, я знаю. Хорошо, хоть Вам пожаловаться можно.
***
- Это телефон доверия?
- Да. Здравствуй!
- Здравствуйте! Как хорошо, что Вы женщина, а не мужчина!
- Почему?
- Значит, Вы точно сможете мне помочь.
- Замечательно. И чем же я могу тебе помочь?
- У меня мама лежит в больнице. Но завтра она уже вернется домой, ее выписывают. Здорово, правда? Я хочу ей сделать что-нибудь приятное. Я уже придумала, что – испекла тортик. Мне старшие девочки рассказали рецепт, и все объяснили: как духовку включать, как проверять, испекся или еще нет. Вот он уже у меня на тарелочке лежит, пока не остыл даже. Как Вы думаете, мама обрадуется?
- Конечно, обрадуется. (девочке 9 лет)
- Ну вот. А когда я захотела его украсить, то поняла, что не знаю чем. Варенья подходящего в холодильнике не нашла: ну, чтобы там кусочки или ягодки были. А крем я не умею делать. Поэтому Вам и звоню. Вы мне не поможете придумать, чем тортик украсить? Я хочу написать: «Мамочка, больше не болей!»
… После «обследования» содержимого холодильника мы решили сварить сгущенку и сделать надпись из нее.
А еще я порадовалась за маму, которая вернется завтра к своей нежной, любящей и очень заботливой доченьке…
***
- Здравствуйте! Я получила тройку за контрольную по математике. Волнуюсь, не знаю, как решиться сказать об этом маме.
- Это твоя первая тройка?
- Да. Тем более за контрольную работу. Правда, я в первом классе один раз получала двойку по музыке. Хотите, расскажу?
- Расскажи.
- Это было просто ужасно. Я вышла из школы вся в слезах. Представляете, по всем предметам только четверки и пятерки, и тут вдруг – двойка. Мне было очень стыдно и страшно. Я боялась идти домой и не знала, как признаться в этом маме. Сначала долго сидела на скамейке около школы. Потом решила поехать к маме на работу. Это было довольно далеко – пол часа точно ехать на трамвае, а потом еще пешком. Вот. Я с мамой несколько раз ходила на работу, но одна еще никогда к ней не ездила. Я решила поехать, потому что страшно было сидеть и ждать, когда она придет. Лучше уж пусть сразу отругает. Еще голова сильно болела. Вот.
Доехала я, потом нашла ее работу. И, помню, поднимаюсь по лестнице на третий этаж. Сначала быстро, потом, чем выше, тем медленней. А по последним ступенькам иду, вижу коридор третьего этажа… Пустой, тихо – тихо. И вдруг одна дверь открывается, из нее выходит моя мама. А когда она увидела меня, то побежала ко мне навстречу, обняла. Она плакала, обнимала и гладила меня и говорила: «Нашлась! Моя маленькая девочка нашлась!» А потом я ничего не помню. Мне кажется, я проспала в кресле до конца рабочего дня, и мы вместе поехали домой.
***
- Здравствуйте! Мои папа и мама очень сильно поругались. А я расстроилась, потому что это из – за меня, Я чувствую себя виноватой.
- А что случилось?
- В субботу был День рождения у моей сестрёнки. Она живёт в Томске, но в другом районе, поэтому мы редко с ней встречаемся. Я поехала в обед к ней на день рождения, там было очень весело. Так как мы давно не виделись, мы соскучились, и расходиться не хотелось. Я позвонила маме и спросила разрешения остаться ночевать у сестры (ведь завтра воскресенье, в школу идти не нужно). Мама мне разрешила, только позвала к телефону тётю Иру и спросила, не против ли она, что я останусь. Вот. А когда в воскресенье я приехала домой, то папа кричал на меня, говорил, что есть свой дом и нужно ночевать дома. И нечего спать в чужих кроватях. И маму он сильно ругал. Скажите, кого мне слушать? Мне и в голову не приходило, что нужно спросить разрешения и у мамы и у папы. И теперь я чувствую себя виноватой, что мама с папой поругались.

Послание самым большим от самых маленьких
1. Объясняйте нам и подробно рассказывайте.
Дорогие родители, не отмахивайтесь от нас словами «Я так сказал» или «Потому что так надо» или «Ты ещё маленький, не поймёшь» – это очень обижает нас. Старайтесь объяснять нам, маленьким людям, всё, что происходит в нашей жизни, в наших с вами отношениях. Через вас мы узнаёт жизнь, получаем новые знания. Даже если происходит что-то нехорошее, поговорите с нами, пожалуйста, ведь если вы этого не делаете, мы можем начать переживать, не понимая, что происходит, нам будет от этого только хуже.
2. Про наказание (ух, как мы его не любим).
Мы очень не любим, когда нас наказывают, но когда наказание заслуженное, мы его понимаем (хотя можем покричать и поплакать, когда нам не покупают сладости или не разрешают смотреть мультики). Пожалуйста, не наказывайте нас физически, нам очень это обидно и мы начинаем думать, что мы очень плохие, ведь нас бьют наши любимые люди – родители. И если вы уже решили нас наказать, то обязательно посмотрите на пункт 1. И ещё наказание всё-таки должно соответствовать нашему проступку, а не быть очень большим и обидным.
3. Учитесь говорить нам «Нет» и будьте последовательны.
Мы не хотим вырасти избалованными и капризными. Приучайте  нас к слову «Нет», мы хотим понимать, что можно в жизни, а чего нельзя (только не забывайте про пункт 1). И, пожалуйста, будьте последовательны, если уж папы говорят «Нет», то, милые мамочки (мы понимаем, как вы нас любите), не говорите нам тут же «Да», а то мы можем стать хитрющими - прехитрющими и будем вами манипулировать.
4. Мы хотим, чтобы нас уважали.
Уважайте наши мысли и чувства, наше настроение и желания. Ну и что, что мы маленькие – наши чувства такие же, как у вас. Почему вы себе разрешаете обижаться, а нам нет, ведь нельзя же просто по вашему приказу взять и перестать злиться или радоваться. Мы - маленькие личности, и нам важно ваше уважение, ведь вы для нас самые – самые - самые.
5. Дайте нам возможность совершать ошибки.
Вы нас очень сильно любите, но порой так нас оберегаете, что у нас нет возможности приобретать свой жизненный опыт. Дайте нам эту возможность, дайте нам возможность ошибаться и побеждать. Когда мы ошибаемся, мы начинаем понимать, что нужно было сделать, чтобы не попадать в такую  ситуацию и учимся находить выходы из сложных ситуаций (а в жизни ведь их миллион). И вообще, не ошибается тот, кто ничего не делает.
6. Похвалите нас.
Хвалите нас, отмечайте все наши успехи и удачи, нам это очень важно. Вы вселяете в нас уверенность, когда замечаете наши достижения. Ваше родительское мнение для нас очень важное (повторяемся), ведь вы для нас самые – самые - самые. Вы, наши родители.
7. Говорите нам, что вы нас любите.
Как можно чаще говорите нам слова о том, как сильно вы нас любите и что мы - самое ценное сокровище для вас в жизни. Эти слова помогут нам в жизни, они сделают нас счастливыми, уверенными в себе. Они дают возможность поверить, что мир, в котором нас любят, доброжелателен к нам, что он готов нас принимать, принимать таких, какие мы есть.
8. Радуйтесь вместе с нами.
Наше детство - это наше золотое время (вспоминайте своё детство). Мы хотим впечатлений, радости и много улыбок. Мы хотим вместе с вами ходить в кино,  театры,  зоопарки. Мы хотим, чтобы в нашей жизни кроме дома, детского сада или школы было много мест, в которые мы ходим вместе с вами, с родителями, со своей семьёй.
9. Самое важное – уделяйте нам внимание.
Не бросайте нас, не обделяйте нас своим вниманием (мы понимаем, что у вас много ужасно важных взрослых дел, что вам некогда, что вы устали на работе, что вам не до нас). Нам важно общение с вами, говорите с нами, рассказывайте нам о своих делах (хоть мы ничего не поймём, но нам всё равно будет очень интересно), спрашивайте о том, что происходит у нас в жизни, нам важно поделиться с вами (а то вырастим и уже не захотим). Играйте с нами, как это здорово когда вы, наши любимые люди, играете в наши игры, тогда мы понимаем, что мы ваши дети, и вы нас любите, а мы любим вас. …………………………………………………………..
[email protected]