На главную

Калинина К.В. Разговор о взаимоотношениях в семье // Психология.Пермь. – 2007. - №14. с 24-37

Калинина Катерина Вячеславовна
Разговор о взаимоотношениях в семье

Всякий раз, когда разговор заходит о взаимоотношениях в семье – серьезный разговор, с позиций психологии, а не “бытового мордобоя”, каждому члену семьи выделяется определенная социальная роль, строго регламентирующая его действия, стиль поведения, права и обязанности в рамках “ячейки общества”. Происходит своеобразная подгонка индивидуальностей под некие усредненные стандарты. И такие вот придуманные усеченные, причесанные персонажи должны каким-то “научным” образом взаимодействовать между собой, находить выходы из конфликтных ситуаций, решать проблемы отцов и детей. Подобная “ученая” игра в шахматы, где фигурами служат живые люди, представляется, по меньшей мере, странной. Где же искать корень всех бед и радостей семейной жизни? Разумеется в психологии отдельной личности. Поле деятельности в исследованиях подобного рода безгранично и напоминает минное поле,  где на кону судьбы и счастье индивидуумов, а не четко отлаженных автоматов, – и никакие обобщения здесь неприемлемы. Однако даже в такой сложной ситуации нельзя забывать о юморе, который “и строить, и жить помогает”. Да, и человек, лишенный чувства юмора, будь то в семье или любом другом сообществе – просто катастрофа, ночной кошмар.
Следующему трактату можно было бы дать насмешливое рабочее название “Взгляд на психологию под кривым углом” – эдакая научно-юмористическая мешанина из идей Карла Юнга, концепции Инь-Ян, астрологии, несколько измененной теории Эрика Берна, невербальной коммуникации, теории хаоса и фрактальной геометрии, традиций и социализации, актерского перевоплощения и многого другого. А отправным пунктом для сего интеллектуального броска послужили трудности в жизни молодого человека, воспитание которого, как это часто бывает, легло на плечи бабушки.
В нашем обществе детей часто воспитывают бабушки, а не родители, у которых просто не хватает на это времени. Бабушки являются носительницами традиций и представлений поколения, которое как бы на две ступени ниже поколения внуков. Поэтому, став взрослыми, мальчики, воспитанные бабушками, с большим трудом воспринимают поведение (в том числе, характер невербальной коммуникации)  своих ровесниц и женщин возраста своих матерей. В то время как женщины “новой формации менеджеров” хотят, чтобы их подчиненные мужского пола продолжали видеть в них женщин, несмотря на их зачастую крайне грубое и агрессивное поведение.
Макс Фрай “Жалобная книга”:
 «Разные бывают мужчины и разные женщины. Обобщения почти всегда оказываются следствием недостатка личного опыта.»
 «Одни люди от рождения пригодны для того, чтобы любить, а другие только и могут, что быть любимыми. Они не виноваты. Никто не виноват. Всякому чужая участь кажется лакомым куском. Но тут уж ничего не поделаешь, каким родился, таким и живи.»
Мужчина и женщина… Непримиримые противоположности или части единого целого? Что порождает постоянную борьбу между ними? И где скрыта сила, позволяющая им достичь перемирия?
Представление о двуединой сущности Вселенной, о дуализме во всех проявлениях живой и неживой Природы существовало на протяжении  практически всей истории  человечества.  В различных культурах у различных народов оно нашло свое выражение в таких формах, как дуалистическая космогония,  архаические дуальные мифы, концепции полярности первоосновы у Платона в античной философии, у Николая Кузанского и Джордано Бруно в эпоху Возрождения, и позднее идеи дуалистического противоречия у Декарта и Локка, Юма и Канта, Фихте и Гегеля (“Наука логики”: Противоречие – вот что на деле движет миром…), а также в современной философских школах органицизма, неореализма и др. А.Н. Уайтхедом (1861-1947) – один из виднейших создателей школы неореализма в труде «Приключения идей», в разделе «Идеи философии» пишет: «...Вселенная двойственна потому, что она одновременно является и проходящей, и вечной... Вся Вселенная пронизана единством противоположностей, и это является основой дуализма.» Взаимодействие противоположностей, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, является источником самодвижения и развития Вселенной.
В китайской культуре концепция и модель полярности Инь-Ян фундаментально обоснована в 5-3 в.в. до н.э. («Го-юй», «Гуань-цзы», «Чжуан-цзы»). В основе древнекитайской философии лежала идея универсального дуализма мира - взаимодействия крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, твердого и мягкого, положительного и отрицательного, мужского (Ян) и женского (Инь) начал в природе. Эти противоположности практически всегда выступали в парном сочетании. Главный закон Ян и Инь –  их взаимопревращение на определённой фазе развития, ибо каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия стремящихся друг к другу Ян и Инь, а не их противоборства. В каждом человеке присутствуют оба начала, как мужское, так и женское, которые находятся в постоянном движении и взаимопревращении.
Человек, будучи частицей Вселенной, служит выражением принципа дуализма в Природе, существует и развивается в процессе взаимодействия противоположных начал. Эта идея нашла теоретическое и практическое применение в психологии и психиатрии.
Наиболее интересную аналогию древнекитайских представлений об Инь и Ян можно найти в аналитической психологии швейцарского психолога и психиатра Карла Юнга.
Психика человека включает в себя личностное бессознательное и коллективное бессознательное. Личностное бессознательное формируется на базе индивидуального опыта. Основную роль в нем играют «комплексы» (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности).  Коллективное бессознательное представляет собой наиболее глубокий уровень бессознательного; общечеловеческие архетипы (первообразы) – врожденные психические структуры, формирующие независимо от опыта индивидуума его  воображение, мышление и поведение.
Для обозначения скрытого в каждом из нас начала противоположного пола Карл Юнг использовал термины анима (женский элемент мужского подсознания, связанный с настроениями, эмоциональными перепадами, предчувствиями, неуверенностью в правильности своих действий и направленный вовнутрь) и анимус (мужской элемент женского подсознания, связанный с категорическими мнениями, авторитарностью, уверенностью в себе и направленный вовне).  [Лат. anima - душа и animus – дух]  Анима и анимус являются одним из основных архетипов, находящих свое выражение в мифах, религиях и философиях различных культур, времен и народов.
Юнг писал, что соотношение анимы и анимуса в психике человека складывается:  "1) из количества женственности, присущей мужчине, и мужественности, присущей женщине, 2) из имеющего опыта в отношениях с женщинами у мужчины, и с мужчинами -  у женщины и 3) из архетипических образов мужчины и женщины". Иными словами, понятия анима и анимус включают в себя три компонента: 
- женское начало, скрытое  внутри мужчины, или мужское начало, скрытое внутри женщины;
- индивидуальные представления о женских (мужских) качествах;
- коллективный образ женщины (мужчины).
Анима – это собирательный образ женщины, который осознается, тем не менее, через конкретных женщин (прежде всего, мать) и с помощью которого мужчина познает женскую природу. Анима проявляет в мужчине черты, традиционно приписываемые женщинам.
Анимус может олицетворять любая мужская фигура, от самой примитивной до очень духовно развитой, в зависимости от интеллектуального уровня. Анимус отражает в женщине черты, в общепринятом представлении характерные для мужчины. Анимус подобен собранию старейшин, изрекающих непререкаемые мудрые суждения. При ближайшем рассмотрении эти суждения оказываются широко распространенными высказываниями или мнениями, усвоенными с детства и спрессованными в догму истины и справедливости, и моментально предоставляющими готовое “решение” любой проблемы. Иногда они облекаются в форму  здравого смысла, иногда в утверждения типа "Люди всегда так делают" или "Все говорят, что это так". Жертвой анимуса может оказаться любая женщина независимо от ее социального статуса и образования.  Одна может цитировать сведения, полученные из средств массовой информации или “народных” источников, другая же ссылаться на некие авторитетные источники (университет, Церковь, государство, книгу, исторический документ и пр.). Но в обоих случаях, ответ дается без размышлений,  догматично, нередко в резкой поучительной форме.  Анимус  жаждет власти. Какой бы милой женщина ни была в обычной жизни, она впадает в тиранию и агрессию, не слыша доводов разума, когда затронут ее  анимус. Анимус мешает женщине мыслить без предубеждений. Ей приходится остерегаться своего внутреннего голоса, который постоянно говорит ей: "Должно быть так", не давая возможности видеть реальность такой, как она есть. Анимус может играть и позитивную роль, создавая опору в критической ситуации и действительно стимулируя стремление к знаниям и истине.
Мужская часть личности женщины может в некоторых ситуациях стать для нее на время более осознанной и доминирующей, нежели потребности ее женской души, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе сильно развитую женскую душу. Одержимость анимой или анимусом изменяет личность таким образом, что на передний план выступают черты, которые обычно психологически приписываются другому полу. С изменением социальных условий женщины получили возможность занять место мужчин в профессиональной сфере жизни и наслаждаться мужским статусом. В то же время они желают, чтобы к ним относились как к женщинам, каковыми они себя по-прежнему считают. Однако овладевший ими анимус не позволяет окружающим разглядеть скрытую в них аниму. Чтобы добиться адекватного их представлению о себе восприятия другими людьми, им следует разобраться с собственным внутренним миром (превосходством анимуса над анимой) и его проецированием вовне.
Анима и анимус (т.е. женские и мужские образы), появляющиеся в снах, дают человеку знание о себе и воздействующих на него силах.  (Сны, по Юнгу, являются "голосом природы".) Это знание всегда не полное, поскольку коллективное бессознательное является неисчерпаемым океаном, а всплывающие из него образы бесчисленны и многообразны. Анима  и  анимус присущи всем людям и помогают человеку осознать разнообразные скрытые качества своей личности.  В них заложен источник творческой силы.  Их активизация в душе человека является первым шагом к созданию собственной индивидуальности — уникальной и не похожей ни на одну из того ряда ролей, которые мы бессознательно усвоили с детства.
Человек является частью единого мира Природы и реагирует на все процессы, в ней происходящие. Он настроен (“запрограммирован”) внешними природными факторами (в том числе космическими) на определенный психо-физиологический тип, который задает его характер, привычки, вкусы, привязанности к другим типам людей, склонности к различным занятиям, подверженность и уязвимость всякого рода воздействиям и болезням.
Д.Г. Лоуренс “Апокалипсис”: «Мы и Вселенная составляем единое целое. Космос – грандиозный живой организм, и мы лишь малая его часть. Солнце – огромное сердце, чье биение пульсирует в каждой нашей жилке. Прекрасная сверкающая Луна – нервный центр, повергающий нас в трепет. И кто может точно знать, какое таинственное влияние оказывают на нас Марс и Венера? Несомненно только то, что они имеют неодолимую власть, постоянно нас направляющую».
На протяжении тысячелетий люди пытались проникнуть в тайну своей психики и помочь себе ориентироваться в окружающем их мире с помощью учения о звездах и их влиянии на природу человека. Астрология – старейшая наука, известная человечеству. Самые древние работы по астрологии датируются 3800 годом до рождества Христова (таблицы Саргона I из Эгеди). Согласно восточным писаниям астрология возникла одновременно с рождением человечества. Сирия, Египет, Персия, Халдея, Вавилон, Китай, древняя Греция и Рим, средневековая Европа… На Руси самым ранним дошедшим до нас источником астрологических сведений была книга “Изборник Святослава”  1073 г.
Генри Миллер: «Астрология не объясняет ни законов мироздания, ни причин существования Вселенной. В заслугу ей можно поставить то, что она в доступной форме показывает нам взаимозависимость микро- и макрокосмоса. Короче говоря, Вселенная обладает собственным ритмом, и наши жизни неизбежно ему подчиняются».
Что есть Судьба? Как я вписываюсь в картину Вселенной? Каков мой личный космос? – Эти вопросы занимали умы философов, ученых и мыслителей всех времен и народов прошлого и будут, вероятно, волновать людей во все последующие эпохи.
Концепция Ян и Инь играет важную роль в теории китайской медицины и астрологии. Соответственно, анима и анимус (женское и мужское начала) Карла Юнга находят своих прототипов в греческой мифологии, тесно связанной с образами западной астрологии. Анима ассоциируется с Луной (чувства, эмоциональные реакции, душевные переживания) и Венерой (любовь, проявление чувств по отношению к другим людям, восприятие красоты); анимус – с Марсом (физическая энергия и сила, решительность, агрессивность) и Юпитером (мировоззрение, расширение физических и интеллектуальных горизонтов, щедрость).
Изучение психики человека привело к открытию четко прослеживаемых циклов развития и схем поведения, которые с астрологической точки зрения объясняются действием различных скрытых энергий, характерных для того или иного цикла. Астрологические циклы выявляются через движение планет. Карта звездного неба, составленная на момент рождения человека в месте его появления на свет, представляет собой гороскоп. Это личная карта для путешествия по жизни – для развития своей души, для осознания своих потребностей, для реализации своих внутренних энергий.
Весьма распространенным среди родителей является искушение формировать ребенка полностью в соответствии со своим мировоззрением вместо того, чтобы позволить ему познавать свою собственную, неповторимую личность.
Изучая персональный гороскоп человека, можно определить соотношение в его психике мужского и женского начал, способы их взаимодействия и потенциальные возможности их развития и преобразования.
Социальные условия, общественные стереотипы, влияние окружающих людей могут либо усиливать, либо подавлять каждое из этих двух начал и, соответственно, способствовать возникновению либо гармонии, либо хаоса во внутреннем мире человека.
Общество навязывает человеку путь развития в соответствии со сложившимися в нем стереотипами. С течением жизни человеку приходится примерять на себя множество ролей. Сначала он размышляет о моделях поведения, связанных с каждой новой ролью. Затем экспериментирует с ними и переписывает их непосредственно под себя и меняющиеся обстоятельства. А со временем освобождается от многих из них.  Зачастую человек испытывает тяжелое воздействие возрастных норм, предписывающих, что и когда ему надлежит достичь на жизненном пути. Он старается настроить свои личные  “часы” по социальному времени, что может приводить к серьезным психическим расстройствам. Под воздействием социального давления – например, когда от человека ожидают очень высоких результатов – нередко как следствие нервного напряжения возникает подавленность, не позволяющая достичь наивысшего уровня своих способностей и полностью реализовать свои возможности.
Человек обычно стремится повлиять на представления других людей о себе, представить себя в наиболее выгодном свете, создать благоприятное впечатление и, таким образом, контролировать ситуацию и прогнозировать ее последствия. Прежде чем сказать что-либо или совершить какое-либо действие, он принимает состояние внутренней готовности к определенным типам реакции, которые могут последовать за его словами и действиями со стороны окружающих.  При переходе из одной ситуации в другую человек может круто менять свой внешний образ, как бы давая окружающим подсказки о том, что он от них ожидает. Он использует свои психические ресурсы, извлекая из них качества, необходимые ему в конкретной ситуации…………………………………………………………….
speprom@mail.cnt.ru