На главную

Сваричевская О.Ю. Значение деда в системе семейных отношений как один из факторов формирования микроклимата в семье (психоаналитический подход) // Психология.Пермь. – 2007. - №14. с 18-23

Сваричевская Ольга Юрьевна

Аспирант кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, ассистент; младший научный сотрудник МСЦНИТ

Значение деда в системе семейных отношений как один из факторов формирования микроклимата в семье
(психоаналитический подход)

Существует большое количество разнообразных работ, характеризующих значение личностей родителей (матери и отца) для развития человека. Влияние прародителей (бабушек и дедушек) рассматривается, в основном, довольно поверхностно, с точки зрения бытовых представлений. Причём материала о роли дедушек в системе семейных отношений значительно меньше, чем о роли бабушек.
Ученик и соратник Фрейда, английский медик и психоаналитик Эрнст Джонс (Jones, 1879 - 1958) писал о том, что следует с большим вниманием отнестись к вопросу о влиянии деда, так как в этом случае "мы приобретаем целый ряд ценных указаний, освещающих немало черт характера, не одну невротическую реакцию"[1].
Близкий ученик и сотрудник Фрейда Отто Ранк (Rank, 1884 - 1939, настоящее имя Отто Розенфельд) в  своих работах "Миф о рождении героя" (1909) и "Мотив инцеста в литературе и легендах" (1912) неоднократно показывал "ту роль, которую образ деда может играть в деятельности воображения" [2]. Он не был профессиональным врачом, в отличие от Фрейда и большинства его единомышленников, и одним из первых решился  применить психоаналитический метод к исследованию разнообразных культурных феноменов, таких как мифы, легенды, искусство, религия, литература и поэзия. В "Мифе о рождении героя" Ранк проанализировал мифы, легенды и предания древних Египта и Вавилона, античных Греции и Рима, средневековых Европы и Востока. И он обнаружил ряд прекрасных примеров роли личности деда для центрального персонажа (Телеф, Персей, Гильгамеш, Кир, Кай Хусроу).
Джонс пишет о вероятности того, "что направленные на личность деда интерес, восхищение и фантазии, в конечном счете, всегда обусловлены аналогичной установкой по отношению к личности отца, существовавшей ещё раньше" [3]. Но существуют параметры, по которым образ деда отличается от образа отца. Для мальчика особенное значение личность деда может приобрести во время переживания "семейного романа" (Фрейд) - это начинающееся отчуждение от родителей, характерной чертой которого является особая функция воображения, которая сначала проявляется в играх ребёнка, а, начиная с предпубертатного периода, распространяется на тему семейных отношений. В это время мальчик пытается освободиться от своего фактического отца, замещая его в своём воображении какой-нибудь другой более или менее удовлетворяющей его фигурой. Исследования Ранка показывают, что такая замещающая личность всегда наделяется качествами, принадлежащими отцу, и, вполне естественно, что ею оказывается дед, ввиду их сходства и родства, если это дед со стороны отца. Известно, что не только функции бабушек и дедушек отличаются от родительских, но и их отношения привязанности с внучками и внуками. Известна поговорка: "Первый ребёнок - последняя игрушка, первый внук - первый ребёнок". Как правило, они чаще проявляют одобрение, сочувствие, симпатию и поддержку. Они более нежны и терпимы, реже наказывают. В этих отношениях больше равноправия, взаимной любви и привязанности. Нередко строгий отец превращается в ласкового дедушку. Наряду с оказанием эмоциональной, бытовой и материальной помощи, бабушки и дедушки являются связующим звеном между прошлым и будущим семьи, передают традиции и ценности, их роль позитивна. Всё это вместе поддерживает процесс замены дедом отца. Затем, когда мальчик подрастает, сходство отца с сохранившимся в памяти образом деда усиливается. Несколько иначе складываются отношения мальчика и деда со стороны матери. Часто бывает, что мать чрезмерно привязана к своему отцу (инфантильная фиксация), и её сын инстинктивно чувствует, что именно дед является его соперником по отношению к матери, вероятно, в гораздо большей степени, чем отец. Джонс говорит, что "в таких случаях создаётся эдипоподобная ситуация, в которой роль Лая переходит к деду" [4]. Ранк описывает  эту ситуацию в своих исследованиях. Царь отказывается выдавать дочь замуж под каким-либо предлогом или предваряет её вступление в брак трудными для выполнения условиями (часто встречается в сказках). Он поступает так потому, что "в действительности не хочет отдавать её другим, ибо, в конечном счете, желает обладать ею сам, заточив её в каком-нибудь недоступном месте, чтобы сберечь её девственность" [5] (Телеф, Персей, Гильгамеш). Либо царь получает предсказание "о гибели от руки потомка его дочери" [6] от оракула (Телеф, Персей), от мудрецов (Гильгамеш, Кир), во сне (Кай Хусроу). Тем не менее, у его дочери появляется ребёнок от бога (Зевс и Даная - родители Персея), от героя (Геракл и Авга - родители Телефа), от человека царского происхождения (Сиявуш и Фарангис - родители Кай Хусроу) или от человека более низкого сословия (Гильгамеш, Кир). Царь приказывает оставить мать в живых и убить ребёнка (Гильгамеш, Кир), либо убить обоих  (Телеф, Персей, Кай Хусроу), но они избегают смерти. Им помогают в этом люди и животные. Ранк пишет, что "бессознательные сексуальные мотивы его враждебности, за что ему позднее мстит внук, делают очевидным то, что его герой снова убивает в его лице просто человека, пытающегося лишить  его любви своей матери; то есть - отца" [7]…………………………………………………………………….
Библиография
Ссылки   1,2,3,4,8,9 - Психоанализ детской сексуальности / З. Фрейд, К. Абрахам, К.-Г. Юнг, Э. Джонс, Ш. Ференци; Пер. с нем.; Под ред. проф. В.А. Лукова. - СПб.: Союз, 1997. - 223 с. - (Серия "Психология ребёнка").
Ссылки    5,6,7 -Отто Ранк. Миф о рождении героя. Пер. с англ. - М.: "Рефл-бук"; К.; "Ваклер", 1997. - 252 с. - Серия "Актуальная психология".
Ссылка    11 - Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 288 с.
Ссылки   10,12,13,14 - Руководство по сексологии /  Под. ред. С.С. Либиха. - СПб.: Питер, 2001. - 480 с. - (Серия "Современная медицина").
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.И Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. -193 с.
Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 244 с.
Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с. - (Педагогическая библиотека).
[email protected]