Фурманов И.А. Детская и подростковая агрессивность: аффективно-динамический
подход // Психология.Пермь. – 2007. - №13. с 12 |
|
Фурманов Игорь Александрович Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Белорусского государственного университета. Член Международного общества по предупреждению насилия и пренебрежительного отношения к детям (ISPACAN), почетный член Украинской ассоциации организационной психологии и психологии труда (UAOWP). Сфера научных и педагогических интересов: психологические проблемы адаптации и поведения человека; причины, последствия и профилактика агрессивного и деструктивного взаимодействия в социальных отношениях; психология семьи и детско-родительских отношений. Сфера практических интересов: диагностика, консультирование и психотерапия нарушений личностного развития и поведения. Читает курсы: «Психология активности и поведения», «Психология детей и подростков с нарушениями поведения», «Агрессия и насилие в социальных отношениях». Автор более 180 научных публикаций. |
Детская и
подростковая агрессивность: аффективно-динамический подход В основе человеческого поведения лежат потребности, которые непосредственно побуждают индивида к активности. Вслед за Л.И. Божович (1972) под потребностью понимается отражаемая в форме переживания (а не обязательно осознание) нужда индивида в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности. В основном активность направлена на поиск объектов удовлетворения потребностей. В случаях, когда потребность удовлетворяется, меняется направленность поведения — поведение направляется на удовлетворение другой актуальной потребности (М.С.Неймарк, 1972). В тех случаях, когда потребность не удовлетворяется, направленность мотивации сохраняется, но начинает расти ее напряженность. Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. Понятие оптимума мотивации связано с адекватностью или неадекватностью реакций на ситуацию. Сила напряженности мотивации определяет валентность эмоционального фона поведения. Ситуацию, когда субъект сталкивается с «невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни» (Ф.Е.Василюк, 1984), а именно с существующей проблемой потенциальной или актуальной угрозы удовлетворению основных потребностей, из которой человек не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом можно охарактеризовать как кризисную (G.Caplan, 1963). Возможны два варианта разрешения кризисной ситуации: 1) главным способом избавиться от травмирующего действия нарастающего напряжения является переориентация на другие объекты или способы удовлетворения потребностей (т.е. поиск замещающего объекта); 2) использование психологических защит: подавления, а также изоляции аффекта, вытеснения (особенно агрессивного компонента), замещения, отрицания. При этом главное место принадлежит переживанию (Ф.Е. Василюк, 1984), которое представляет собой внутреннюю (психическую) работу и определяет характер и направленность действий, с помощью которых человеку удается перенести те или иные жизненные события, восстановить утраченное душевное равновесие, справится с кризисной ситуацией. Данные показывают, что результатом продолжительного воздействия чрезмерного уровня стимуляции (в нашем случае напряжения, связанного с переживанием необходимости удовлетворить потребность) возникает чувство страдания. Страдание сообщает человеку о том, что ему плохо и побуждает его предпринимать определенные действия с тем, чтобы устранить причину страдания или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной этому. Таким образом, страдание как аффективный процесс может служить причиной или источником поведения, то есть фактором, который поддерживает или прекращает возникающие формы поведения. Можно указать на две основные причины возникновения страдания. Первая, это депривация — состояние, которое возникает при отсутствии предмета или возможности, необходимых для удовлетворения потребности. Другая, фрустрация — состояние, которое больше относится к последствиям, связанным с процессом удовлетворения потребности: когда на пути к объекту удовлетворения возникают различного рода преграды или препятствия. Здесь, вероятно, следует указать на дополнение мотивационного напряжения эмоциональным. В качестве одной из базовых эмоциональных реакций на страдание можно рассматривать эмоцию страха. В данном случае страх может возникать как реакция опасения, что потребность не будет удовлетворена из-за отсутствия объекта удовлетворения или невозможности устранения препятствия к достижению цели и страдание будет продолжаться. Другой базовой эмоциональной реакцией на страдание является гнев (И.А.Фурманов, 1997). Взаимовлияние страха и гнева может непосредственно сказываться на характере поведения (I.A.Fourmanov, 2002). В частности, при значительном доминировании страха преобладает механизм подавления, направленный на исключения из сознания мыслей или переживания, вызванных негативными эмоциями. Это приводит к формированию подавлено–агрессивного типа поведения. Агрессия будет тормозиться или трансформироваться, поскольку существует сильный страх, стимулированный предвидением наказания или возмездия (А. Бандура, 2000). Например, в исследованиях И.А. Фурманова (1997; 2001), такому паттерну реагирования соответствует психосоциальная адаптация по типу пассивного приспособления. В случае относительного паритета страха и гнева может действовать механизм смещения — разрядки накопившихся эмоций на предметы, животных или людей, воспринимаемых как менее опасных для индивида, вместо выражения эмоций на истинные объекты, вызывающие негативные эмоции. Это приводит к формированию пассивно–агрессивного типа поведения. Здесь наиболее распространенной является стратегия адаптивного самоограничения. Когда гнев является доминирующей эмоцией – могут наблюдаться открытые агрессивные реакции, что соответствует активно-агрессивному типу поведения. Адаптация отличается доминированием процессов активного приспособления. В соответствии с разработанным аффективно-динамическим подходом (И.А. Фурманов, 1997) к объяснению причин агрессивного поведения детей и подростков были разработаны, апробированы и внедрены модель изменений агрессивного поведения и блок–схема «Тренинга модификации поведения». Цель тренинга заключалась в поиске альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей подростков и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решались следующие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; формирование позитивных моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего. Предметом коррекции являлось не столько собственно агрессивное поведение детей, сколько мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный компоненты его регуляции. Поэтому техники, используемые в тренинге, в основном были направлены на: - обучение подростков использованию прямого отказа от нежелательного поведения вместо привычных для них способов агрессивного реагирования; - обучение оценке социальных ситуаций; - подкрепление торможения и угашение агрессивных стереотипов поведения; - неподкрепление отклоняющегося поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов; - усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций; - минимизацию тревожности. В программе тренинга была применена модель пошагового изменения агрессивного поведения: 1 шаг – «Сознавание»: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; 2 шаг – «Переоценка собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о себе и собственном поведении; 3 шаг – «Переоценка окружения»: оценка того, как агрессивное поведение ребенка влияет на окружение; 4 шаг– «Внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения и его последствий; 5 шаг – «Катарсис»: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения; 6 шаг – «Укрепление Я»: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение; 7 шаг – «Поиск альтернативы»: обсуждение возможных замен агрессивному поведению; 8 шаг – «Контроль за стимулами»: избегание стимулов, провоцирующих агрессивное поведение, или противостояние им; 9 шаг – «Подкрепление»: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за измененное поведение; 10 шаг – «Социализация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения. Эта модель легла в основу разнообразных тренингов–семинаров и обучающих программ для психологов, социальных работников, педагогов, родителей. |