Перерегистрация ООО в 2010!Легко - мобильные стенды москва.


На главную

Иванова Н.Л., Новикова И.А. Организация высшего образования как возможный источник агрессии в поликультурном мире // Психология.Пермь. – 2007. - №13. с 4-5

Иванова Наталья Львовна
профессор кафедры организационной и рефлексивной психологии ГУ-ВШЭ

Новикова И.А.
Организация высшего образования как возможный источник агрессии в поликультурном мире

Современная социальная ситуация в мире характеризуется ростом локальных этнических конфликтов, даже в тех странах, где исторически вместе живут различные нации и народности. Задачи сохранения глобальной безопасности требуют постоянной работы по изучению природы и видов конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь, а также поиска эффективных путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое, с одной стороны зависит от социальных процессов, отражает их, но с другой, оказывает свое влияние на общество.
Образование, обеспечивающее сложнейший процесс развития когнитивных, социальных, эмоциональных характеристик личности, не может не реагировать на происходящие события в обществе. Как показывает опыт многих стран, переживших этнические конфликты, вузы и школы иногда остаются единственными структурами, в которых проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Поэтому педагоги считают, что образование может помочь обществу сформировать у молодежи гуманную модель поведения и отношения к людям других наций. В образовании можно найти эффективные формы снижения межнациональных конфликтов, применимые для использования в широкой социальной среде.
Важно отметить, что проблема организации обучения в поликультурном пространстве, является очень важной для всех европейских государств. Особенно сложной эта проблема становится в связи с большим притоком переселенцев, беженцев, который наблюдается во всех развитых странах мира.
Россия, которая является неотъемлемой частью европейского образовательного пространства, представляет собой исторически сложившееся многонациональное государство. Это обстоятельство сказалось на системе основных ценностей нашего образования, в частности, образование доступно для всех граждан независимо от национальной, религиозной принадлежности. В то же время образовательная политика переходного периода не отражает реальных проблем в отношении различных этнических групп. Более того, требуется серьезная работа по осмыслению не только настоящей ситуации, но и прогнозирования будущего в развитии межнациональных отношений.
В России усиление миграционного процесса привело к тому, что поликультурными обществами стали не только национальные субъекты Российской Федерации, но и когда-то типично русские провинциальные города. Так, например, национальный состав Ярославской области сегодня включает в себя более 70 национальностей. В области официально действуют организации, представляющие интересы различных этнических меньшинств: Ярославское областное армянское общество, общество чечено-ингушской культуры "Вайнах", еврейский культурный центр, культурно-просветительский мусульманский центр "Дуслык", болгаро-русское общество "Шипка", Ярославская благотворительная организация "Объединение немцев Ярославской области" и др. Наиболее крупными являются землячества, объединяющие курдов, чеченцев, ингушей, татар, азербайджанцев, грузин, армян, дагестанцев, ряда азиатских народов. Многие мигранты стремятся быстрее адаптироваться в новой социальной среде, а также помочь своим близким устроиться на новом месте. В то же время, психологически, они настроены на то, чтобы не "потеряться" и не ассимилироваться с "чужим" народом. Поэтому наблюдаются противоречия в их стремлениях: к желанию адаптироваться добавляется стремления сепаратистского плана, направленные на сохранение своей этнической общности как самостоятельного культурного целого. Эту проблему необходимо учитывать в педагогической деятельности.
В этих условиях опыт европейских стран в организации высшего образования, а также проблемы, над которыми работают наши зарубежные коллеги в этой области, являются очень актуальным.
Большинство стран Запада представляют собой поликультурные общества. За последние годы во всех западноевропейских странах отмечается приток мигрантов из многих стран мира. Поэтому опыт организации высшего образования в поликультурных странах Европы является очень важным для российского образования и решения новых проблем, связанных с большим потоком вынужденных переселенцев, беженцев и других категорий мигрантов.
В зарубежной литературе термин "поликультурный" означает наличие в обществе разнообразных культур, связанных с исторически сложившимися формами общности людей. Термин «поликультурный» обычно означает, что общество состоит из различных этнических групп и национальных меньшинств [21].
Этнические группы - это культурные сообщества, которые возникают при индивидуальной или семейной миграции. «Этническая группа» – это не фиксированная категория, как скажем род, скорее это исторический контингент, и восприятие этничности различается не только между странами, но и между самими этими группами. Отметим, что в русскоязычной литературе в данном контексте обычно используется термин "национальный", в англоязычной литературе чаще используется термин "этнический", в то время как термин "национальный" подчеркивает больше гражданскую принадлежность индивида.
………………………………
Список литературы
1.              Веремеенко Н., Цыганенко М. Новое общество – новые ценности // Психотехнологии в социальной работе. Ярославль, 1998.
2.              Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США // Педагогика. 1996. №2. С.102 – 107.
3.              Вознесенская Е.Д. Реформы образования и жизненные старты: французский опыт. М., 1993. Т.1. Вып.1. С. 57 – 65.
4.              Иванова Н.Л. Образование в западных странах на рубеже веков. Ярославль. 1999.
5.              Киселев И.Ю., Ряховский С.В. Гражданственность и проблема формирования идентичности / Проблемы психологии и эргономики.Вып 1, 2000, с.21-25.
6.              Материалы международной конференции в Норвегии. М., 1994.
7.              Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования)// Педагогика. 1995. №5. С. 15-5
8.              Солдатова Г.У. психология межэтнической напряженности. М., 1999.
9.              Философия образования в перспективе XXI века // Философия образования для XXI века. М., 1992. С.204-207.
10.           Хассард Д., Вайсберг Д. Глобальное мышление: путеводитель для учителей. М., 1994. 183с.
11.           Хюсен Т. Современные тенденции развития образования // Перспективы: Вопросы образования. 1983. №1. С. 5-20.
12.           Школьные реформы в развитых странах Запада. М., 1992.
13.           Bimrose, J. (1995) Guidance and Counselling for Higher Education. Strasbourg: Council of Europe.
14.           Harkin, S. (1995) Proceedings of the Parma Conference. Access to Higher Education in Europe. Parma: University of Parma.
15.           Mora, J. G (1995) Access to higher education for underrepresented groups in Spain. Proceedings of the EAN Cambridge Convention and Council of Europe Workshop: Addsessing Under-Representation in European Higher Education. Strasbourg: Council of Europe.
16.           Policy Studies Institute (PSI) Survey (1994) Ethnic Minorities and Higher Education: Why Are There Different Rates of Entry? London: PSI.
17.           Salazar J.M., Social identity and national identity/ Social identity: international perspectives, 1998.
18.           Valimaa, J. (1996) Indigenous Minorities in Higher Education. Jyvaskyla: University of Jyvaskyla, Institute for Educational Research.
19.           Woodrow, M. (1996) Quality and Equality: Values and Policy in European Higher Education. Report of the Project on Access to Higher Education in Europe. Part 1. Strasbourg: Council of Europe.
20.           Woodrow, M. and Croiser, D. (1996) Access to Higher Education for Under-represented Groups. Strasbourg. Council of Europe.
21.           Woodrow, M. and Croiser, D. (1998) Values in european Higher Educatio. The Ethnicity Test. Education, Culture and Values. Volume VI. P. 97-100. ©