На главную

Елизаров А.Н. Источники агрессии // Психология.Пермь. – 2007. - №13. с 3


Елизаров Андрей Николаевич
кандидат психологических наук, доцент. Закончил факультет психологии МГУ, аспирантуру факультета психологии МГУ (кафедра социальной психологии). Сферы профессиональных интересов: психологическое консультирование, бизнес-тренинги, формирование корпоративной культуры, мотивация персонала. Автор нескольких учебных пособий (2003, 2005, 2007 годы издания).

Источники агрессии


Агрессивное поведение – наиболее примитивная и ранняя реакция человека на окружающий мир. Маленький ребенок берет игрушку и кидает. Или берет палку и колотит ею по луже. Так он удовлетворяет свою потребность в разрядке мышечного напряжения. Ему это доставляет удовольствие.
То, что может прервать этот процесс, ощущение того, как это воспринимается и оценивается другими людьми. Ребенок не просто стремится разрядить мышечное напряжение, для него еще важно адаптироваться в окружающем сообществе, чтобы его поведение вызывало к нему уважение. Иными словами, он хочет быть принятым. Это создает базу для того, чтобы взрослые помогли ребенку так научить проявлять потребность в активности, чтобы это приводило к удовлетворению базовых потребностей ребенка – в принятии, общении, чувстве безопасности.
Взрослый человек начинает вести себя агрессивно, когда ощущает, что ряд базовых для него потребностей не удовлетворяются и, похоже, никогда не будут удовлетворены. Он разрушает окружающий мир, в котором для него нет места. Когда он не чувствует себя уважаемым человеком, делающим полезное дело, не видит перспектив для своей успешной самореализации в семейной жизни или в какой-либо иной (научной, религиозной, спортивной, экономической сферах).
Склонность к агрессивному поведению формируется и закрепляется в качестве основной мотивирующей силы человеческого поведения также благодаря научению. Наблюдение за моделями, ведущими себя агрессивно, облегчает переход к агрессии. Особенно опасны в этом плане ситуации, в которых осуществляется насилие – то есть наблюдается разрушение у человека положительного представления о себе, унижение его, снижение его самооценки. Человек, наблюдающий за тем, как над кем-то совершается насилие, переживает личностные изменения, сходные с теми, которые переживает жертва насилия. Это делает его отчужденным от себя, не уважающим себя, и в то же время – насильником. При этом агрессивное поведение становится основной формой поведения человека. Он становится от нее зависимым. Даже если вокруг такого человека складывается благоприятная и дружественная для него среда, он все равно остается склонным к агрессивному поведению (то есть насилию). Потребность проявлять насилие заменяет у такого человека потребность любить. В этом случае необходима специальная психологическая работа по коррекции личности.

Пути выхода

Как всегда кроются в эффективном управлении. Эффективное управление применительно к представленной проблеме подразумевает следующее:
Обучение родителей и педагогов образцам взаимодействия с детьми, чтобы у последних формировались навыки эффективного социального поведения (в противовес агрессии). Это можно осуществлять через сеть психологов, прошедших специальную подготовку. Значительную помощь в этой работе могут оказывать телефоны доверия и существующие при них психологические консультации, независимые от официальных органов образования.
Создание благоприятной и комфортной для жизни социальной среды. Прежде всего, следует обратить внимание на фактор скученности, который, как показали исследования, очень сильно влияет на переход людей к агрессивному поведению. В обстановке скученности базовые потребности в элементарном чувстве комфорта не удовлетворяются. В результате люди становятся более агрессивными. Следует так организовывать жилую среду, чтобы очереди или переполненность общественного транспорта были явлением крайне редким. Чтобы людям было комфортно, везде вокруг них должно быть достаточно места – и на работе, и в транспорте, и на отдыхе. В частности, это подразумевает решение жилищной проблемы. Молодая семья должна иметь возможность начать жить в своей квартире.
Сильным травмирующим фактором, приводящим к агрессии, служит также жара. Необходимым условием снижения агрессивного поведения применительно к этой проблеме являются кондиционеры.
Создание благоприятной и комфортной для жизни социальной среды предполагает обучение людей профессий «человек – человек» (менеджеров, продавцов, педагогов, руководителей) навыкам бережного, доброжелательного общения. Такое поведение должно стимулироваться материально в качестве денежных призов от администрации. Противоположное – отслеживаться, а далее с этими конкретными недоброжелательными людьми должна вестись психологическая, психотерапевтическая работа (которой психологов на местах также следует обучать).
В рамках производственных объединений необходимо формирование корпоративной культуры – работники должны быть уверены, что делают хорошее, доброе дело, ощущать себя вместе с руководством как одну команду, быть патриотами своего места работы, своей фирмы. Для этого существуют методики, тренинги командообразования.
Должен вестись учет лиц, склонных к насилию. С ними в обязательном порядке (вплоть до того, что на основе судебных решений) должна осуществляться психотерапевтическая работа.
Через средства массовой коммуникации должна осуществляться пропаганда образцов просоциального поведения.
Необходимым элементом работы должна стать забота о развитии разного рода молодежных групп и объединений с просоциальной направленностью.
Таким образом, проблема агрессии должна стать важным направлением работы администрации, на эту работу должны выделяться средства, по результатам работы над этой проблемой должна осуществляться отчетность. Очень важной применительно к этой задаче является проблема подбора ключевых кадров. Многое здесь зависит от компетентности и дальновидности руководителя администрации. ©
nahodka@zebra.ru