На главную

Журнал №12
Тема: «Притчи, применение иносказаний в консультировании»


Главный редактор
Е.Н. Кошеваров
E-mail: [email protected]

стр. 2
Добрый день,
Уважаемые коллеги и читатели!

Журнал, который Вы держите в руках – тематический. Тема которого – притчи, применение иносказаний в консультировании.
Знание притч помогает не только в консультировании, но и в личной жизни. Так, к примеру, когда ко мне «пристают» как к «психологу», и ожидают от меня совета, то посредством притчи я решаю несколько задач. Во первых – соблюдаю главное правило консультирования – не перекладываю ответственность за выход из сложившейся ситуации с плеч клиента на свои. Во вторых, притча сразу дает мощнейший удар по подходу и ожиданиям ко мне, как к «психологу». И в третьих, притча, прорвав все психологические защиты клиента, самостоятельно разворачивается в его голове в виде готового решения или совета.
Так чем же обусловлен такой успех притч при беседах? Все дело в том, что притча и сам процесс рассказа, вынуждает изменить состояние сознание клиента. Таким образом, клиент погружается в себя, представляет ход мыслей гусеницы, старца или глупца. Таким образом, полностью овладевает сознанием клиента.
И еще один момент – наличие нескольких уровней осознания притчи. В некоторых притчах их до 8-9. За счет этого, притчи понятны и взрослым и детям. Воздействие при этом немного разное по осознанности, но однотипное для действия.
Я искренне надеюсь на то, что этот номер даст Вам более широкое представление о притче и ее возможностях, и предлагаю Вашему вниманию одну из наиболее интересных:
Свет в ночи
Притча от Сергея Шепеля
Одна женщина жаловалась соседке на подругу, обидевшую её. Соседка успокаивала её и уговаривала простить подругу.
— Простить? Да как же это? После того, что она мне сделала? Нет, зло нельзя прощать, — сказала женщина. — И вообще, почему я должна любить людей, не любящих меня, почему я должна делать добро, когда вокруг меня все обманывают, предают и делают пакости?
— Расскажу я тебе одну историю, — говорит ей соседка. — Жил на свете человек. И просил он матушку природу сделать так, чтобы по ночам было светло, чтобы свечек не зажигать, и чтобы зимой было тепло, чтобы печь не топить. Но Матушке природе виднее, что и как должно быть, поэтому не вняла она просьбам человека. Рассердился на неё человек и решил: «Ах, ты так, да? Ну, тогда и я не буду по ночам зажигать свет и не буду им светить тебе. И зимой печь топить я тоже не буду, чтобы её теплом не греть тебя. Я даже дверь на улицу открывать буду, чтобы и в доме тепла не осталось, тогда посмотришь, как тебе холодно будет».
— Ну и дурак же, — перебила женщина рассказ соседки, — думал, что своим светом он светит природе, а своим теплом греет её в лютый мороз. Надменный болван! Да ведь это в первую очередь надо было ему самому. А она сама о себе позаботится.
— Так почему же ты, — спросила соседка, — делаешь то же самое?
— Я, — удивилась женщина?
— Да, ты. Почему ты тушишь свет своей любви, когда вокруг тебя сгущается тьма, и почему ты не зажигаешь очаг своего сердца, когда вокруг веет холодом людских сердец? Не лучше ли, чем сидеть в темноте и ждать пока кто-то посветит тебе, самой зажечь свет и посветить и себе и другим. Ведь тогда и ты сама увидишь путь, и возможно окружающие увидят его и пойдут по нему вместе с тобой рука об руку. И чем сидеть в холоде и ждать пока кто-то согреет тебя, не лучше ли разжечь очаг своего сердца и его теплом согреться самой и согреть сердца других людей, и тогда, глядишь, от их потеплевших сердец не будет веять таким холодом.

Сафин Вадим Фатхиевич

Кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии БГПУ. Автор нескольких монографий, учебных пособий, многочисленных научных и научно-методических статей.
Присвоены почетные звания Заслуженного учителя, Заслуженного деятеля науки Республики Башкортостан. Почетный член Американского общества психологов гуманистического направления, академик Международной Академии Психологических Наук.

E-mail: [email protected]

стр. 3-4
Возраст и мудрость
Когда мне было 12 лет, мне казалось, что отец – самодур, а когда мне было 16 лет, мне казалось, что в нем мало положительных черт. Когда мне стало 18, то мне показалось, что отец как у всех: наряду с положительными чертами есть и отрицательные.
Когда мне исполнилось 20 лет, то я считал, что отец вполне положительный человек. А в 35 лет я его считал умным, достойным примером для других.
Вот в 40 лет я понял, что он не только умный, но и мудрый.

Притчу можно использовать в психологической работе при наличии конфликтов между родителями и детьми, а также при необходимости увидеть в человеке положительное. Положительные результаты дает использование притчи в тех случаях, когда клиент:
- не распознает истинную ценность человека за его прямолинейность, требовательность и т.п.
- при завышенной и заниженной самооценке;
- при сопротивлении обучению и воспитанию;
- при отсутствии ответственности за свои слова и действия.

Сучок
Один мужчина поехал в лес за дровами, которые он изготовил весной. Доехал он быстро и начал грузить дрова. Когда закончил работу, вдруг обратил внимание на необычный сучок. Взял его и положил на дрова.
По дороге домой, хозяин внезапно услышал разговор дров о том, что от них есть польза, а какая польза от сучка. Сучок молчал. Мужчина приехал домой, занес дрова в дом и затопил печку. В доме стало тепло и уютно. Тогда дрова снова стали хвастаться своей полезностью. Сучок молчал.
Утром хозяин из сучка смастерил фигурку мальчика с поднятой рукой, покрыл лаком. Сучок стал живым.
Любуясь мальчиком, хозяин поставил его на подоконник. Оттуда был виден лес, река и серпантин дороги вдаль.
Задание 1.  Изменить этот текст
1)         для визуального;
2)         для аудиального;
3)         и для кинестетического типов восприятия.
Задание 2. Продолжить притчу, связывая концовку
1)         с лесом;
2)         рекой;
3)         дорогой.
Притча помогает осознать, что у каждой вещи, предмета (человека) есть свое предназначение. Польза зависит от уместного их применения, использования творческого подхода к ним, кроме того, понять, о скрытых возможностях человека (среди детей, страдающих ДЦП, эта притча была признана лучшей среди десяти).
Самостоятельное завершение притчи (дорога, лес, река) развивает творческое мышление и воображение клиентов, вселяя надежду в свои возможности. При психокоррекции можно использовать символ реки (воды), леса и дороги.
Положительные результаты дает использование притчи в тех случаях, когда у клиента:
- депрессия, отсутствие веры в себя;
- низкие творческие возможности, бедное воображение;
- низкая самооценка вследствие определенных внешних обстоятельств (например, ДЦП);
- высокое сопротивление к обучению и изменению своего поведения.

Дуб
В одном саду рос дуб. Он с каждым годом набирал рост и через 30 лет стал властелином сада. Однако, чтобы стать еще более могущественным, стал требовать, чтобы другие деревья удалились от него. Один за другим стали удаляться все деревья. Скоро он остался в саду один.
Однажды разразился сильный ураган. И хотя дуб изо всех сил противился ему, но из-за отсутствия других деревьев, которые могли бы защитить от урагана, ствол дуба треснул, и дерево повалилось наземь. 
Притчу можно использовать для выражения необходимости единства в семье, в дружбе и коллективных начинаниях, для осознания клиентом необходимости психической опоры.
Дает позитивные результаты при эгоизме, всезнайстве, при высоком самомнении и т.п.
 
Ученик садовника
Отец привел сына к садовнику, чтобы он учился мастерству ухаживать за садом.
Первый день учебы садовник попросил юношу постричь дерево как шар. Юноша к вечеру закончил работу и просил садовника оценить его труд. Садовник обошел дерево и сказал: «Шар у тебя получился, но исчезло дерево». На второй день садовник показал на другое дерево и просил, как и вчера, постричь дерево так, чтобы оно напоминало шар. Юноша к обеду закончил и попросил садовника оценить его работу. На этот раз садовник сказал, что дерево осталось, но форма шара не получилась. Юноша, растерявшись, спросил: «Что нужно, чтобы всё соответствовало вашим требованиям?».
Как мог ответить садовник своему ученику? Давай вместе подумаем.
Рекомендуем читателю самому подумать, когда и при каких обстоятельствах можно использовать эту притчу.



Дунюшкина Ольга Вадимовна

Практический психолог центра релаксации и гармоничного развития «Дара» г.Уфа

стр. 4-5
Змейка
Однажды некий человек был приглашён в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную пиалу чая, ему показалось, что он видит внутри чаши маленького джилана, змеёныша. Не желая обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил пиалу. Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств, но всё оказалось тщетным, и человек, теперь серьёзно больной, чувствовал, что умирает. 
Его друг, прослышав о состоянии больного, ещё раз позвал его в свой дом. Усадив своего друга на то же место, он снова предложил ему пиалу чая, сказав, что в ней-лекарство. Когда страждущий поднял пиалу, он опять увидел в ней змеёныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок юрты над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змеёныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.
В индивидуальной психокоррекции эта притча может применяться к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убеждённые в том, что у них действительно есть силы для решения проблемы самостоятельно, но под наблюдением психолога.
Притча может быть использована, когда у клиента выражена сильная тревожность, при неуверенности в себе, при необоснованных страхах, а также при проблемах недостаточного осознания самого себя.

Притча о зеркале и пыли на нём…
 Седовласый олатай отправлял внука в дом к учёному человеку. Внук спросил: «Что это за обучение? Что я должен делать в доме у мудреца?». Олатай  ответил: «Иди и просто наблюдай всё, что там происходит, и расскажи мне. Из твоего рассказа я буду судить – готов ли ты к самостоятельной жизни  или нет». Внук  отправился в дом мудреца. Он наблюдал всё. Вернувшись к старцу, он рассказал: «Я видел, что мудрец чистит зеркало вечером - каждый вечер - и снова чистит утром. Я спросил его: “Вы очистили зеркало всего несколько часов назад, зачем снова чистить его?”.  Тот ответил: “Пыль собирается каждое мгновение, поэтому нужно чистить зеркало в любую свободную минуту. Ты всегда найдёшь на нем собравшуюся пыль”. И я пришёл к выводу, что вы были совершенно правы, послав меня к мудрецу. Тоже самое происходит и с умом: его нужно очищать каждую секунду, потому что каждую секунду пыль - по своей природе - продолжает собираться».
  Данную притчу можно использовать для подготовки клиента к индивидуальной психологической коррекции, а также для получения добровольного согласия на  такую помощь. Пробуждает  доверие клиента к психологу. Развивает активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам. Стимулирует клиента к самостоятельному осмыслению происходящих и предстоящих событиях в собственной жизни.
  Эффективна, когда проблема клиента носит характер индивидуального, а не межличностного характера.

Кириллова Ирина Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития, Волгоградский государственный педагогический университет. Опыт работы в консультативной практике: психолог-консультант районного отдела здравоохранения г. Волгограда, частная практика в течение шести лет.

E-mail: [email protected]

стр. 6-7
Консультативную беседу можно сравнить с литературным произведением, где есть свой пролог, развитие сюжета, завязка, развязка, кульминация и эпилог. В разработке системы приемов и методов консультативной беседы мы опираемся на модель Ю.Е. Алешиной, модифицировав её, и условно выделяем в ней четыре этапа:
1. Знакомство с клиентом и начало беседы;
2. Расспрос клиента и формулирование консультативных гипотез;
3. Оказание воздействия;
4. Завершение консультативной беседы.
Остановимся более подробно на третьем этапе консультативной беседы, поскольку трудности консультантов чаще всего связаны именно с этим этапом. Здесь оказываемое воздействие на клиента не должно и не может носить форму простого совета или рекомендации.
 Одним из возможных вариантов оказания эффективного психокоррекционного воздействия, с помощью которого клиент осознает неприятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, формирует установку на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реалиям возникшей ситуации способов поведения, является применение комплекса содержательных, взаимодополняющих притч в консультативной беседе. Обратимся к практике.  
В консультацию обратилась молодая девушка, которая отдала все полученное ею от родителей наследство своему мужу, чтобы он воплотил в жизнь свою мечту –  купил небольшой автосалон. Несмотря на то, что клиентка осознавала, что представления мужа о ведения бизнеса «далеки от действительности», женщина даже не пыталась возражать.  Она ему сочувствовала и жалела, поскольку он не смог реализоваться на работе, сделать карьеру. По её словам, с коллегами и начальством он вел себя некорректно,  агрессивно и, соответственно, заработок у него был слишком низким. Однако, отметила клиентка, муж воспринял покупку автосалона как свое собственное достижение.  На период времени, когда женщина обратилась в консультацию, муж был почти банкротом. Она знала, как ему помочь, но понимала, что ей не хватит мужества высказать собственные убеждения, поскольку боится разрушить образа «хорошей девочки» в глазах мужа, она перестанет ему нравиться и быть желанной.
Консультант третий этап консультативной беседы начал со следующих притч: «Можете ли Вы, оставив нетронутую иву, сделать из нее чашу? Вы должны сначала срубить иву, а затем сделать из неё чашу. И если надо срубить иву, чтобы сделать чашу, то в таком случае также нужно нанести ущерб человеку, чтобы воспитать в нем человеколюбие и справедливость».
«Есть одно изречение, гласящее: «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе. Идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту». В слове «мужество»» заключен глубочайший смысл. Если на опасных поворотах жизни и на ухабах мирских путей тебе не хватает мужества, ты непременно застрянешь в какой-нибудь заросшей бурьяном яме».
Тщательная проработка, обсуждение притч и выявление возможных вариантов поведения и реагирования клиента на действия и реакции собственного мужа начинаются с вопросов типа: «Как Вам кажется, а есть ли другой способ создания чаши?»; « Как Вам кажется, а можно ли вести себя в Вашей ситуации как-то по-другому?»; «Но ведь если Вы просто будете высказывать свои собственные убеждения, это будет выглядеть почти так же, как Вы ведете себя сейчас?». Цель консультанта – помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать то, что является наиболее подходящим для клиента. Чем более конкретным, разработанным будет вариант поведения по отношению клиентки к мужу, тем больше шансов, что она изменит свое отношение к себе к собственному поведению в сложившейся ситуации.  Только в этом случае консультант переходит к четвертому этапу консультативной беседы.
И, на последок, хочу поделиться с читателями любимой притчей:

Великан и карлик
Глупый и ленивый великан, встретившись с мудрым и трудолюбивым карликом, стал над ним издеваться: «Ты так умён и умел, малыш; почему ты не можешь ничего придумать, чтобы хотя б на вершок увеличить свой рост?» – «Мне не нужно лишнего, – ответил карлик. – Ведь если из тебя выстругать настоящего человека, то он, может быть, окажется и поменьше меня».

Шагивалиева Лейсан Амировна

Аспирант кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета  им.Акмуллы (научный руководитель проф. Сафин В.Ф.)

стр. 14
Дело не в одежке
В клетке на подоконнике жили соловей и синичка. По утрам соловей рассыпал такие чудесные трели, что даже дети, проснувшись, наслаждались его пением. Как-то раз они просят отца:
– Папа, достань нам соловья из клетки, уж очень хочется его погладить и поласкать.
Отец взял клетку и говорит:
– Нате, сами определите, который тут соловей.
Все дети потянулись к синичке. А отец им объясняет:
– Ошибаетесь, это не соловей вовсе.
Удивились ребятишки. Один малыш, ткнув пальцем в соловья, сказал:
– Не может же эта невзрачная птаха быть соловьем!
– Доброта и красота не рядятся в красивые одежки. Синичка, какой бы пригожей ни была, голосом не больно славится. А соловей, хоть и неказист с виду, людям радость пеньем доставляет.
В жизни порой бывает так, что человек ошибается, принимая внешне привлекательные явления, вещи за истинную ценность, отождествляет их форму и содержание. Когда человек впадает в заблуждение по поводу оценки того или иного явления, эта башкирская народная притча помогает увидеть сущность вещей за их видимой формой, указывая, что ценность отношений между людьми выражается в их поступках, поведениях, отношениях друг другу. И ведь не даром народная мудрость гласит: «Не все то золото, что блестит».
Эту притчу можно использовать в психокоррекционной работе, психотерапии в случаях, когда клиент:
– не способен распознавать истинную ценность вещей за видимой выгодой, привлекательностью;
– отождествляет форму и содержание вещей, явлений;
– не в состоянии осознать условности, ограничивающие понимание реальности;
– если у клиента заниженная самооценка вследствие каких-либо внешних обстоятельств (внешняя непривлекательность, низкое социальное положение и т.д.)

Как печку маслом смазали
Заходит однажды Сиракан по делу к соседу. Видит, что невестка соседа так хорошо прибралась в избе, что все блестит.
– Какая ты, девица, ловкая да проворная! Все у тебя хорошо, только вот ты печку маслом забыла помазать. Взяла бы кусок сала да помазала бы печурку – она бы у тебя и засияла! – учит он ее.
Невестка послушалась совета, печка заблестела. А через некоторое время печку затопили, та давай дымить. Изба быстро наполнилась дымом. Тут только невестка опомнилась и поняла, что поступила глупо. Не зря ведь исстари в народе говорится:
– Слушайся чужого совета, да сам не плошай.
Когда человек, надеясь на что-либо или на кого-либо, терпит поражение в своем деле, данная башкирская притча напоминает, что, прежде всего, сам человек несет ответственность за свою жизнь. Это дает возможность в следующий раз проконтролировать ситуацию самому человеку, чувствуя ответственность только в себе, и в следующий раз результаты его трудов становятся действительно лучше прежних.
Данная притча помогает осознать свою ответственность, скрытые возможности и творческие ресурсы, благодаря чему человек сам способен строить свою жизнь по своей воле.
Эту притчу можно использовать в психокоррекционной работе, психотерапии в случаях, когда пациент:
– сопротивляется обучению и изменениям своего поведения;
– привержен к соглашательству, руководствуется мнением других;
– ответственность за свое жизненнее благополучие перекладывает на других.

Душанбаева Салима Салаватовна
 
Кандидат психологических наук. Старший преподаватель кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы.
стр. 7
Змея и мудрец
Однажды злобная змея повстречала мудреца и, поразившись его доброте, спросила, как ей достичь просветления. Мудрец посоветовал ей больше не кусать людей, и она решила жить чистой жизнью, никому не причинять вреда.
Но как только люди из ближайшей деревни прослышали о том, что змея больше не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать за хвост и всячески издеваться над ней. Змее пришлось нелегко.
К счастью, мудрец вновь оказался в той местности. Увидев, как сильно змею поколотили, и выслушав ее жалобы, он ей сказал: «Я просил тебя не причинять людям вреда, но я не говорил тебе, чтобы ты на них не шипела».

Притча направлена на осознание, что одна и та же черта характера (в данном случае агрессивность) может иметь как негативное (вред, причиняемый другим), так и позитивное (самозащита) последствия.
В психотерапии важно осознать, что характер – это не сама личность, а ее инструмент приспособления к среде. Такой подход открывает возможность гибко, осознанно и творчески выбирать свой отклик на ту или иную жизненную ситуацию.


Плюснина Елена Михайловна

Кандидат психологических наук. Я – не профессиональный психолог, скорее практический психолог и педагог. В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Феномен грамотности в отечественном образовании ХХ века». В школах провожу квалиметрическую диагностику индивидуальной обучаемости для учеников 1-6 классов. Имею 28 печатных работ.

Email: [email protected]

стр. 8
Работая со школьными учителями, часто провожу семинарские занятия, читаю лекции и в процессе этой работы у меня постепенно начал складываться «Практикум ценностно-смысловой ориентации», который строится на коротких историях, сказках, притчах. Этих историй пока немного, но цель работы с ними сводится к тому, чтобы с одной стороны, человек немного больше узнал про себя самого, (на фоне сравнения с ответами других) и мог бы либо утвердиться в своих ценностных ориентациях, либо поразмышлять над ними, а иногда и получить импульс для собственного развития. Каждый раз получается по-разному. Поскольку я работаю с группами учителей, то у меня разработана определенная технология. Сначала я читаю (или они сами читают, если это большой отрывок) сказку, легенду или притчу, а затем учителя либо пишут мини-сочинения (не более 5 минут) о своих впечатлениях о прочитанном, либо я задаю ряд вопросов, на которые они отвечают письменно (анонимно). Затем ответы зачитываются, иногда отмечаются наиболее оригинальные ответы, а иногда и без комментариев многое понятно. После одного из таких занятий по сказке Курочка ряба, ко мне подошла учительница и сказала: «Я ответила так, как сейчас думаю, а через несколько дней у меня могут быть другие ответы». На что я ей предложила это обязательно проделать и понаблюдать, как изменятся ответы. При этом я ей сказала, что я сама несколько раз отвечала на эти вопросы через разные отрезки времени, и было очень интересно наблюдать за собственным развитием мысли.
            В результате работы с учителями у меня накопилась целая коллекция  ответов по сказке «Курочка ряба», и все эти ответы отражают разный уровень ценностно-смысловой ориентации. На основе ответов репрезентативной группы появилась экспресс-диагностика и, если учителя хотят узнать рейтинг своих ответов по этой сказке, то я им делаю расчет, используя небольшую компьютерную программу. Это делается всегда только по желанию и, как правило, в группах, где уже сложились хорошие отношения.  Кроме этого, учителя получают ответы репрезентативной группы. Сравнив свои ответы с полученными,  они понимают, почему их ответы оказались на том или ином месте. К сожалению, поскольку в школах мало учителей мужчин, ответы на 90% от женщин. Если вдруг заинтересуются мужчины и захотят ответить на предложенные вопросы, то автор с благодарностью примет их ответы для расширения коллекции, а также по желанию может быть сделан расчет для определения рейтинга.
Предлагаю всем желающим принять участие  в экпресс-диагностике глубинного чтения и ценностно-смысловой ориентации.
Проводится она следующим образом. Вы внимательно читаете сказку «Курочка ряба», и представляете себе, как будто это все происходило на самом деле, и обдумываете ответ на вопрос: «О чем эта история?».
Затем отвечаете на  другой вопрос: «Зачем дед бил яйцо?».  И потом придумываете свое название этой истории.
Если Вам интересно узнать, какие самые интересные ответы были отобраны и, какое место среди них займут ваши ответы, пришлите их по указанному ниже адресу.

Текст сказки
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое,
Золотое.
Дед бил, бил –
Не разбил;
Баба била, била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула:
Яичко упало
И разбилось. Дед и баба плачут;
Курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое - простое.
(Курочка ряба в обр. К.Д. Ушинского)

Тулибаева Гузель Махмутовна

Педагог-психолог Уфимского педагогического колледжа №2. Аспирант кафедры психологии Башкирского государственного университета им.Акмуллы (научный руководитель проф.Сафин В.Ф.).
стр. 13
Как стать богатым?
Отец и сын возвращались с работы в родной аул. По дороге сын увидел коня и сказал отцу: «Посмотри какой красивый и сильный конь! Через год, когда бай выдаст мне плату за работу я куплю такого же большого коня, вспашу землю, посажу пшеницу, на вырученные деньги построю дом, женюсь, найму работников, стану богатым баем…». Так продолжал рассуждать сын, пока отец не сказал ему: «На неоседланной лошади на охоту не ездят».
Порой бывает так, что люди предаются мечтам, забывая о реальности. Все свои желания, интересы, потребности представляют и претворяют в жизнь в выдуманном мире, забывая о том, что реальность требует усердия, трудолюбия и выдержки, адекватной самооценки своих сил и возможностей.
В психоконсультационной и психотерапевтической практике данная притча может быть использована в тех случаях, когда клиент, в процессе претворения в жизнь выбранной цели, не учитывает развитие и формирование таких сущностных сил как «могу» и «имею». Не осознавая их как необходимые элементы самосозидания, самоопределения, человек может столкнуться с такими внутриличностными конфликтами как конфликт нереализованного желания “ между «хочу» и «могу» и неадекватной самооценки “ между «могу» и «могу».

Рука помощи
Однажды Х.Насреддин проезжая мимо Иртыша увидел, что один бай тонет. Возле этого бая собралось много людей, но помочь ему выбраться из воды они никак не могли. Подойдя ближе, он услышал, что все кричали «Дай» и протягивали ему руки. Тогда хитрый Х.Насреддин подбежал к тонущему баю протянул ему свою руку и сказал «На!» Только тогда обессилевший бай протянул в ответ ему свою руку и смог вылезти из воды.
В психоконсультационной и психокоррекционной практике данная притча может применяться при сопротивлении, которое является верным признаком конфликта и исходит из тех же высших слоев и систем психики, кои в свое время произвели вытеснение.
Это сопротивление в процессе терапии создает неосознаваемое противодействие клиента врачу и выздоровлению. Такое сопротивление формируется под влиянием Я, не желающего прекратить вытеснения, отказаться от замещающего удовлетворения, пока не будет уверено, что реальный мир даст что-то лучшее.
Для того, чтобы клиент осознал сопротивление нужно его продемонстрировать. Притча служит стартовой ступенью перед глубоким анализом сопротивления.

Гаязова Гульшат Анифовна

Зав. кафедрой специальной психологии БГПУ, доцент Кандидат медицинских наук.
стр. 12
Афоризмы в психотерапии

Человек, живущий преимущественно прошлым, - несчастен, живущий будущим – фантазер, а живущий настоящим – легкомысленен.
Тот же, кто живет и прошлым, и настоящим, и будущим – разумный человек.

К разуму ведут три пути: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это самый легкий, путь личного опыта – это самый тяжелый.

Истинное терпение – терпеть нетерпимое.

Если к женщине мужчина страстью ослеплен,
Много ей недостающих свойств припишет он.

Кто, бросив верное, погонится за ненадежным, тот потеряет и верное.

Не делай зла – не будешь его жертвой.


Афоризмы могут быть использованы в психотерапии при необходимости:
- подытожить сеанс терапии;
- прямого воздействия на клиента;
- дополнения кредо (клише) клиента;
- смены кредо клиента на противоположное.
Гайнуллин Марат Альбертович
E-mail: [email protected]

стр. 9

Притча о юноше и драконе

Что такое притча? Сказка не для детей. Притча, это «чемодан с двойным дном». Помимо явного (зачастую иррационального и фантастического) содержания; притча заключает в себе скрытый смысл,  духовную, эзотерическую начинку. Чем древнее та или иная сказка или легенда, тем она мудрее; тем больше вероятность того,  что она является притчей в вышеозначенном смысле этого слова. В стародавние времена не было у человека ни компьютера, ни телевизора, ни автомобиля; он не ходил на работу каждый день, и жизнь напоминала затянувшийся отпуск. Чем занимались люди в долгие часы досуга (если принять, что в общем и целом они были не глупее нас)? Они думали о душе и мироздании; то есть о том, на что у современного человека никогда – никогда не хватает времени; ибо жизнь современного человека это бег без оглядки. Притчами изобилует «Ветхий завет»; легенды и сказания всех народов мира. Большая половина духовного знания древнего мира заключена в притчах. Но почему мудрецы скрывали духовное знание  (и от кого)? Почему они избрали иносказательную форму повествования? Может быть потому, что они не знали, как им иначе рассказать о том, что по определению лежит за гранью вербального, словесного? Или же дело в том, что в те времена еще не были придуманы соответствующие специальные слова, «научные термины»; не был разработан понятийный аппарат? А может быть они полагали, что эзотерический смысл должен быть понятен лишь узкому кругу посвященных? Ибо если духовное знание станет доступным всем и каждому; люди отвергнут традиции, и обрушиться материалистическая цивилизация? Это очень интересный вопрос.
Познай себя. Этот принцип лежит в основе многих разновидностей духовной практики. Ибо человек, его сознание, это одна из величайших загадок во вселенной; и – возможно – ключ к пониманию этой самой вселенной.
Существует старинная восточная притча. Жил был дракон. Это был нехороший дракон. Он приносил людям страдания. Он жил в мрачной пещере, от куда редко выходил. Правда, в его пещере было много серебра и золота, ковров и камней драгоценных. Но вот, нашелся юноша, который решил убить дракона. Юноше не нужны были ни серебро, ни золото. Он хотел убить дракона, для того, чтобы тот больше не мучал людей. Он пришел к пещере, сразился с драконом и убил его. Но когда, спустя некоторое время, он посмотрел на свое отражение в серебрянном блюде, то увидел, что сам превратился в дракона. Таким образом, дракон остался жив. Затем дракону бросил вызов другой  воин, и все повторилось.
Познание себя невозможно начать с познания Духа. Ибо Дух скрыт, подобно тому, как небо бывает скрыто облаками в ненастную погоду. Можно попытаться познать свое эго. Эго, это та  «маска», которую люди носят по привычке каждый день, и не снимают даже тогда, когда остаются наедине с собой. Эго, это ваше эмоциональное состояние на данный момент, ваш эгоцентризм, ваше «я». Можно сказать, что эго, это и есть человек; мирской человек, или человек в его мирской ипостаси, имярек. И в то же время эго человека, это его мучитель.
Попытайтесь увидеть ваше эго, попытайтесь увидеть себя как бы со стороны. Дело в том, что эго расстворяется, когда не него устремлен мысленный взор. Но так бывает не всегда; и дело вот в чем: когда вы созерцаете ваше «я», или – тем более – пытаетесь его изничтожить, возникает дуалистическая ситуация, так как появляется ещё одно «я» - наблюдатель. В следствие этого психическое напряжение может возрасти вопреки ожиданию. В тот момент, когда «наблюдатель» бывает обнаружен практикующим, возникает еще один, очередной «наблюдатель». Может показаться, что это бесконечная ловушка для разума; но это не так: до последнего «наблюдателя» можно добраться. И что тогда? Тогда «солнце выглянет из за туч».

Билалова Фируза Мансуровна

Методист Высших курсов практических психологов при ИПКиПП БГПУ. Аспирант кафедры психологии Башкирского государственного университета им.Акмуллы (научный руководитель проф.Сафин В.Ф.)
E-mail: [email protected]

стр. 10
Дверь
Один юноша очень хотел получить мудрый совет. И узнал, что далеко от его родного села есть великий мудрец, к которому все идут за советом. Решил и он отправиться в путь. Долго шёл он через поля, засеянные пшеницей, через тёмные густые леса, переплывал реки, переходил через горы. И, наконец, увидел дом мудреца, к которому он так долго шёл.
Солнце клонилось к закату, и юноше нужно было скорее зайти в дом. Постучал он один раз – никто не открыл дверь, постучал ещё раз – тоже никто не подошёл. «Никого нет дома» подумал юноша. И лёг под ближайшим деревом переночевать, чтобы утром снова постучаться в дверь.
Как только взошло солнце, юноша вновь подошёл к двери. Не успел он постучать, как дверь распахнулась, и вышел мудрец. Он понял, что юноша пришёл ещё вечером и спросил:
- Что же ты не зашел на ночлег?
- Так дверь была заперта, - ответил юноша.
- Ты ошибаешься, молодой человек, дверь всю ночь была открыта…
Притча применяется в случае, когда клиент придерживается определенных установок, убеждений, стереотипов поведения, которые не позволяют ему достигнуть своих целей. В силу этих самоограничений, человеку трудно увидеть, что происходит на самом деле, расширить свой взгляд на окружающий мир.
Предлагаем использовать в случаях, когда клиент:
- придерживается определенных установок и считает их единственно верными;
- не видит иных возможностей;
- сопротивляется психотерапии;
- не верит в собственные силы (низкая самооценка).

Может ли лоза стать розой?
Однажды шах пришёл в свой сад и увидел вянущие, гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он не может быть таким же высоким и стройным как сосна, поэтому умирает. Подойдя к сосне, шах увидел, что она опадает, потому что не может приносить виноград, подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что не может цвести и благоухать подобно розе. Вскоре он нашёл один прекрасный свежий цветок, радующий его сердце. Он расспросил его и получил такой ответ:
- Я радую тебя потому, что когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел, чтобы вырос дуб, сосна или виноградная лоза – ты бы посадил их. Поэтому я не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать лучшее, что во мне есть.
Притча используется в психоконсультационной работе, когда клиенту необходимо осознать уникальность своей личности, поверить в собственные силы, развить скрытые возможности и способности.
Притча помогает направить клиента на творческое самосозидание, принятие ответственности за свою жизнь, реализацию самого себя, определение своего места в этом мире.
Применяется:
- при заниженной самооценке;
- отсутствие ответственности за собственную жизнь;
- отсутствие веры в себя;
- при зависимостях клиента (от мнения окружающих, каких-либо стандартов, установок и т.п.)

Новикова Елена Владимировна

Педагог-психолог, социальный педагог лицея № 6 г.Уфы. Аспирант кафедры психологии Башкирского государственного университета им. Акмуллы (научный руководитель проф. Сафин В.Ф.)

стр. 11-12
Этот день
            Жила-была девушка, самая обычная… Больше всего на свете она хотела похудеть. Каждое утро у неё начиналось с мечтаний: «Когда я буду такой же худенькой как Пэрис, Сальма, Ксения…, тогда и вся моя жизнь изменится в лучшую сторону». Весь гардероб этой девушки был заполнен новыми модными нарядами “на потом” и «когда похудею». Конечно, иногда она надевала некоторые вещи, но они нисколько не красили девушку,  ведь это были не Ее вещи.
            Однажды, проснувшись рано утром, она случайно заметила этот день: ласкающее солнце, воздух, пахнущий весной: свежими ландышами, молодыми клейкими листочками… Заметила приятную мелодию клаксонов авто, шуршание собственных шагов…, и именно сегодня ей захотелось одеть свое самое красивое платье, не узкое и «на потом», а Ее платье, надушиться любимыми духами, подобрать украшения. Сегодня она выпорхнула в этот мир и почувствовала на себе восхищенные взгляды окружающих. Сегодня она поняла, что хороша, хороша не как Пэрис, Сальма, Ксения, а сама по себе- вся целиком… Это ощущение опьянило ее и наполнило силой и счастьем.
            Именно сегодня она узнала себя. Ее жизнь изменилась…
            Открой глаза, быть может, ты заметишь этот день…
Направления работы с притчей:
1)          Личностное развитие (умение управлять своей судьбой, самостоятельность, ответственность, формирование характера);
2)          Проблемы зависимостей (TV, мода, глянцевые журналы, шопинг);
3)          Вопросы раскрытия женского начала;
4)          Раскрытие и развитие творческого потенциала, самопознание, повышение самооценки;
5)          Экзистенциальные проблемы (поиск смысла жизни, своего предназначения и проч.).

Добро и зло
В детстве бабушка открыла мне одну жизненную истину:
В каждом человеке живет добро и зло, На левом плече – черт, на правом – ангел, между ними идет вечная борьба.
Проникнувшись словами бабушки, я задумалась и спросила:
- А кто же побеждает? Черт или ангел?
- Всегда побеждает тот, кому ты сама помогаешь своими поступками, делами…
Направления работы с притчей:
1) Личностный рост (постановка жизненных целей, духовное развитие, самоактуализация);
2) Экзистенциальные  проблемы (поиск смысла жизни, своего предназначения и проч.).

Ключ
Жил один ключ. Это был не обычный ключ, а совершенно особенный, витиеватой формы, украшенный таинственными узорами. Другие ключи, встречая его, посмеивались: «Кому ты нужен? Ты не откроешь ни одну дверь, ты абсолютно бесполезен. Лучше бы тебе переплавиться и быть как все». Хотя обычные ключи чаще всего открывали двери,  за которыми жила лишь пустота…
Но этот ключ не сдавался, в глубине души он верил,  что может понадобиться, возможно, даже будет незаменимым, единственным…
Ключ, устав от насмешек и ожиданий, отправился к Мастеру за советом. Мастер сказал ему, что он действительно особенный и, скорее всего, должен открыть какую-то особенную дверь.
И вот этот миг настал. Ключ сразу увидел свою дверь. Он узнал ее. Она выделялась среди других дверей – была какая-то необыкновенная, даже пахла необыкновенно, настоящей свежей древесиной, как из леса! Ключ открыл дверь,…и,  удивительный мир открылся ему – красивый, сказочный, уютный, так похожий на его собственный мир. Мир бесконечного света тепла и любви!
Направления работы с притчей:
1)          Искусство взаимоотношений (супружеских, поиск партнера, гармонизация сексуальной жизни);
2)          Личностное развитие (умение управлять своей судьбой, самостоятельность, ответственность, формирование характера);
3)         Экзистенциальные проблемы (поиск смысла жизни, своего предназначения и проч.).
Большая пушистая гусеница
Притча Крайона

стр. 15-16
Лес кишел жизнью, и под листвой, устилавшей землю, большая пушистая гусеница обращалась к группе своих соплеменников-последователей. В общине гусениц менялось немногое. Обязанностью большой пушистой гусеницы было следить за тем, чтобы в общине уважали и поддерживали старые обычаи. Ведь они были священными.

— Говорят, — произнесла большая пушистая гусеница в перерыве между пережёвыванием очередных порций неизменного листа, — что существует дух леса, который всем гусеницам дарует что-то новое и чудесное. — Чавк-чавк. — Я решила встретиться с этим духом, а потом рассказать вам, чего от нас ждут.

— Где ты найдёшь этого духа? — спросил один из последователей.

— Он явится мне, — сказала пушистая гусеница, вы же знаете, что мы не можем ползать далеко. За рощей нет пищи. А без пищи никак нельзя. — Чавк-чавк.

Итак, когда последователи разошлись, она громко позвала лесного духа, и вскоре великий дух бесшумно спустился к ней. Дух леса был прекрасен, но она не могла его толком увидеть, так как, насколько известно, гусеница так и не покинула своё уютное обиталище из листьев.

— Я не вижу твоего лица, — сказала большая гусеница.

— Поднимись чуть выше, — мягко ответил лесной дух. — Я здесь, и ты можешь увидеть меня.

Но гусеница не сдвинулась с места. В конце концов, она была дома, а дух леса был здесь гостем.

— Нет, спасибо, — сказала пушистая гусеница. — Сейчас не могу. Расскажи мне об удивительном чуде, которое, как я слышала, может произойти только с гусеницами — не с муравьями или сороконожками, а только с гусеницами.

— Это правда, — сказал лесной дух. — Вы заслужили удивительный дар. И если ты решишь, что он тебе нужен, я о нём расскажу.

— Каким образом мы его заслужили, — спросила большая пушистая гусеница, доедая третий с начала разговора лист. — Я не помню, чтобы мы о чём-то договаривались.

— Вы заслужили это тем, что всю свою жизнь неустанно стремитесь сохранить священные обычаи леса, — ответил лесной дух.

— Ещё бы! — воскликнула гусеница, — Я делаю это день за днём. Знаешь, я руковожу группой. Поэтому ты говоришь со мной, а не с кем-нибудь ещё. — Услышав это замечание, лесной дух улыбнулся, но гусеница не видела его лица, поскольку не захотела покидать лист, на котором сидела. — Я издавна и до сих пор поддерживала священные устои леса, — сказала гусеница. — А что я получу?

— Это удивительный дар, — ответил лесной дух. — Теперь ты можешь своими силами превратиться в прекрасное крылатое существо и полететь! Твои крылья будут удивительной расцветки, а твоё умение летать будет удивлять всех, кто тебя увидит. Ты сможешь летать по всему лесу, куда пожелаешь. Ты повсюду сможешь находить пищу и встретишься с другими прекрасными крылатыми существами. Всё это может произойти с тобой прямо сейчас, если только ты пожелаешь.

— Летающие гусеницы! — в задумчивости протянула наша героиня. — Это невероятно! Если это правда, то покажи мне этих летающих гусениц. Я хочу посмотреть на них.

— Это просто, — ответил лесной дух. — Поднимись повыше и осмотрись. Они повсюду. Они порхают с ветки на ветку, они проводят свою чудесную жизнь в лучах солнца, ни в чём не испытывая недостатка.

— В лучах солнца! — воскликнула гусеница. — Если ты и в самом деле лесной дух, то должен знать, что солнце слишком горячо для нас, гусениц. Мы можем просто испечься. Оно губительно для наших волосков. Нам нужно оставаться в тени — нет ничего хуже гусеницы с испорченными волосками.

— Когда ты преобразишься в крылатое существо, то солнце сделает тебя ещё красивее, — мягко и терпеливо сказал дух. — Весь твой образ жизни совершенно изменится, и ты уже не будешь жить по-старому, как гусеница, ползая в лесу по земле, ты будешь порхать, как те крылатые существа.

Гусеница какое-то время молчала.

— Ты хочешь, чтобы я покинула своё уютное ложе здесь и поползла за доказательством наверх, к солнцу?

— Если ты хочешь убедиться сама, то именно так тебе и придётся сделать, — терпеливо ответил дух.

— Нет, — сказала гусеница, — я не могу, понимаешь, мне нужно есть. Я не могу подниматься Бог весть куда для того, чтобы поглазеть неизвестно на что, когда у меня здесь полно работы. Это же очень опасно! Да и к тому же, если бы ты действительно был духом леса, ты бы знал, что гусеницы смотрят вниз, а не вверх. Великий дух Земли даровал нам глаза для того, чтобы мы смотрели вниз и могли находить себе пропитание, — об этом знает каждая гусеница. То, о чём ты просишь, вовсе не подобает гусеницам, — с растущим подозрением в голосе сказала пушистая гусеница. — Мы не очень-то заглядываемся наверх. — На мгновение она умолкла. — А каким же образом мы превратимся в эти крылатые штуковины?

Тогда дух леса стал объяснять, как протекает процесс преображения. Он рассказал, что гусеница целиком должна отдаться этим переменам, ибо, начав, нельзя будет всё вернуть вспять. Он поведал, как гусеницы пользуются особенностями своей биологии, когда, будучи в коконе, превращаются в крылатых существ. Он сказал, что превращение потребует своего рода жертвы. Какое-то время им придётся побыть в темноте и безмолвии кокона до тех пор, пока всё не будет готово к тому, чтобы они смогли покинуть его уже прекрасным существом с разноцветными крыльями. Гусеница слушала молча, не перебивая, если не считать постоянного чавканья.

— Насколько я понимаю, — наконец довольно грубо сказала гусеница, — ты хочешь, чтобы мы легли и добровольно отдали себя во власть какой-то биологической штуковине, о которой никогда не слышали. Мы должны позволить ей спеленать нас и месяцами держать в темноте?

— Да, — ответил дух леса, наперёд зная, к чему клонит гусеница.

— А ты, великий лесной дух, не можешь сделать этого за нас? Мы должны будем проделывать всё это сами? Я думала, мы заслужили это!

— Да, вы заслужили это, — спокойно сказал дух, — и вы также обладаете силой, достаточной для того, чтобы преобразиться в новой энергии леса. Даже сейчас, когда ты сидишь на своём листике, твоё тело готово ко всему этому.

— А как же быть с днями, когда пища будет падать прямо с небес, воды расступятся, а стены городов падут и всем прочим в том же духе? Я же не дура. Хоть я большая и пушистая, но я тоже ведь не первый день живу на свете. Дух Земли всегда делает главную работу, а всё, что требуется от нас, — следовать указаниям. Кроме того, ведь если мы всё сделали, как ты просишь, то мы бы умерли от голода! Каждая гусеница знает, что есть нужно постоянно, чавк-чавк, чтобы выжить. Твоё чудо кажется мне подозрительным.

Гусеница подумала немного и, повернувшись в поисках очередного листа, сказала лесному духу: «Ступай». Дух леса тихонько исчез, а она всё ворчала про себя: «Летающие гусеницы! Что за чушь, чавк-чавк».

На следующий день гусеница издала воззвание и созвала свою паству. Воцарилась тишина, толпа со вниманием слушала то, что повествовал им о будущем их пушистый пастырь.

— Дух леса — это злой дух! — заявила гусеница своим последователям. — Он хочет хитростью заманить нас в очень тёмное место, где мы наверняка все погибнем. Он хочет, чтобы мы поверили в то, что наши собственные тела каким-то образом могут превратить нас в летающих гусениц, и всё, что для этого нужно, — на несколько месяцев перестать есть! — За этими словами последовал взрыв хохота.

— Здравый смысл и история говорят нам, каким образом всегда действовал великий дух Земли, — продолжала гусеница. — Ни один добрый дух никогда не заключит вас в тёмное место. Ни один добрый дух не скажет, чтобы такие вещи, которые подвластны только Богу, делали мы сами! Это проделки злого лесного духа. — Преисполнившись важности, гусеница добавила: — Я повстречалась со злым духом, но распознала, кто он на самом деле!

После этих слов другие гусеницы одобрительно зашумели, взвалили большую на свои маленькие пушистые спинки и с ликованием стали кружить, прославляя за то, что спасла их от верной погибели.

Великан-эгоист
Притча от Оскара Уайльда

стр. 17-19
Каждый день, возвращаясь из школы, дети, как повелось, заходили в сад Великана поиграть. Это был большой красивый сад, и трава там была зелёная и мягкая. Из травы тут и там, словно звёзды, выглядывали венчики прекрасных цветов, а двенадцать персиковых деревьев, которые росли в этом саду, весной покрывались нежным жемчужно-розовым цветом, а осенью приносили сочные плоды. На деревьях сидели птицы и пели так сладко, что дети бросали игры, чтобы послушать их пение.

— Как хорошо нам здесь! — радостно кричали дети друг другу.

Но вот однажды Великан вернулся домой. Он навещал своего приятеля — корнуэльского Великана-людоеда и пробыл у него в гостях семь лет. За семь лет он успел поговорить обо всём, о чём ему хотелось поговорить, ибо был не слишком словоохотлив, после чего решил возвратиться в свой замок, а возвратившись, увидел детей, которые играли у него в саду.

— Что вы тут делаете? — закричал он страшным голосом, и дети разбежались.

— Мой сад — это мой сад, — сказал Великан, — и каждому это должно быть ясно, и, уж конечно, никому, кроме самого себя, я не позволю здесь играть.

И он обнёс свой сад высокой стеной и прибил объявление:

Вход воспрещен. Нарушители будут наказаны.

Он был большим эгоистом, этот Великан.

Бедным детям теперь негде было играть. Они попробовали поиграть на дороге, но там оказалось очень много острых камней и пыли, и им не понравилось там играть. Теперь после школы они обычно бродили вокруг высокой стены и вспоминали прекрасный сад, который за ней скрывался.

— Как хорошо было там, — говорили они друг другу.

А потом пришла Весна, и повсюду на деревьях появились маленькие почки и маленькие птички, и только в саду Великана-эгоиста по-прежнему была Зима. Птицы не хотели распевать там своих песен, потому что в саду не было детей, а деревья забыли, что им пора цвести. Как-то раз один хорошенький цветочек выглянул из травы, но увидел объявление и так огорчился за детей, что тут же спрятался обратно в землю и заснул. Только Снегу и Морозу всё это очень пришлось по душе.

— Весна позабыла прийти в этот сад, — воскликнули они, — и мы теперь будем царить здесь круглый год!

Снег покрыл траву своим толстым белым плащом, а Мороз расписал все деревья серебряной краской. После этого Снег и Мороз пригласили к себе в гости Северный Ветер, и он прилетел. С головы до пят он был закутан в меха и целый день бушевал в саду и завывал в печной трубе.

— Какое восхитительное местечко! — сказал Северный Ветер. — Мы должны пригласить в гости Град.

И тогда явился и Град. Изо дня в день он часами стучал по кровле замка, пока не перебил почти всей черепицы, а потом что было мочи носился по саду. На нём были серые одежды, а дыхание его было ледяным.

— Не понимаю, почему так запаздывает Весна, пора бы уж ей прийти, — сказал Великан-эгоист, сидя у окна и поглядывая на свой холодный, белый сад. — Надеюсь, погода скоро переменится.

Но Весна так и не пришла, не пришло и Лето. Осень принесла золотые плоды в каждый сад, но даже не заглянула в сад Великана.

— Он слишком большой эгоист, — сказала Осень. И в саду Великана всегда была Зима, и только Северный Ветер да Снег, Град и Мороз плясали и кружились между деревьев.

Однажды Великан, проснувшись в своей постели, услышал нежную музыку. Эта музыка показалась ему такой сладостной, что он подумал, не идут ли мимо его замка королевские музыканты. На самом-то деле это была всего лишь маленькая коноплянка, которая запела у него под окном, но Великан так давно не слышал пения птиц в своём саду, что щебет коноплянки показался ему самой прекрасной музыкой на свете. И тут Град перестал выплясывать у него над головой, и Северный Ветер прекратил свои завывания, а в приотворённое окно долетел восхитительный аромат.

— Должно быть, Весна всё-таки пришла наконец, — сказал Великан, выскочил из постели и глянул в окно.

И что же он увидел?

Он увидел совершенно необычайную картину. Дети проникли в сад сквозь небольшое отверстие в стене и залезли на деревья. Они сидели на всех деревьях. Куда бы Великан ни бросил взгляд — на каждом дереве он видел какого-нибудь ребёнка. И деревья были так рады их возвращению, что сразу зацвели и стояли, тихонько покачивая ветвями над головками детей. А птицы порхали по саду и щебетали от восторга, и цветы выглядывали из зеленой травы и улыбались. Это было очаровательное зрелище, и только в одном углу сада всё ещё стояла Зима. Это был самый укромный уголок, и Великан увидел там маленького мальчика. Он был так мал, что не мог дотянуться до ветвей дерева и только ходил вокруг него и горько плакал. И бедное деревце было всё до самой верхушки ещё покрыто инеем и снегом, а над ним кружился и завывал Северный Ветер.

— Взберись на меня, мальчик! — сказало Дерево и склонило ветви почти до самой земли.

Но мальчик не мог дотянуться до них — он был слишком мал.

И сердце Великана растаяло, когда он глядел в окно.

— Какой же я был эгоист! — сказал он. — Теперь я знаю, почему Весна не хотела прийти в мой сад. Я посажу этого маленького мальчика на верхушку дерева и сломаю стену, и мой сад на веки вечные станет местом детских игр. Он и в самом деле был очень расстроен тем, что натворил.

И вот он на цыпочках спустился по лестнице, тихонько отомкнул парадную дверь своего замка и вышел в сад. Но как только дети увидели Великана, они так испугались, что тут же бросились врассыпную, и в сад снова пришла Зима. Не убежал один только маленький мальчик, потому что глаза его были полны слез, и он даже не заметил появления Великана. А Великан тихонько подкрался к нему сзади, осторожно поднял с земли и посадил на дерево. И дерево тотчас зацвело, и к нему слетелись птицы и запели песни, порхая с ветки на ветку, а маленький мальчик обхватил Великана руками за шею и поцеловал. И тогда другие дети, увидав, что Великан перестал быть злым, прибежали обратно, а вместе с ними возвратилась и Весна.

— Теперь этот сад ваш, дети, — сказал Великан и взял большой топор и снёс стену.

И жители, направляясь в полдень на рынок, видели Великана, который играл с детьми в самом прекрасном саду, какой только есть на свете.

Весь день дети играли в саду, а вечером они подошли к Великану, чтобы пожелать ему доброй ночи.

— А где же ваш маленький приятель? — спросил Великан. — Мальчик, которого я посадил на дерево? — Он особенно пришёлся по душе Великану, потому что поцеловал его.

— Мы не знаем, — отвечали дети. — Он куда-то ушёл.

— Непременно передайте ему, чтобы он не забыл прийти сюда завтра, — сказал Великан.

Но дети отвечали, что они не знают, где живёт этот мальчик, так как ни разу не видели его раньше, и тогда Великан очень опечалился.
Каждый день после уроков дети приходили поиграть с Великаном, но маленький мальчик, который так полюбился Великану, ни разу больше не пришел в сад. Великан был теперь очень добр ко всем детям, но тосковал о своём маленьком друге и часто о нём вспоминал.

— Как бы мне хотелось повидать его! — то и дело говорил Великан.

Год проходил за годом, и Великан состарился и одряхлел. Он уже не мог больше играть в саду и только сидел в глубоком кресле, смотрел на детей и на их игры да любовался своим садом.

— У меня много прекрасных цветов, — говорил он, — но нет на свете цветов прекраснее, чем дети.

Как-то раз зимним утром Великан, одеваясь, выглянул в окно. Он теперь не испытывал неприязни к Зиме, — ведь он знал, что Весна просто уснула, а цветы отдыхают.

И вдруг он стал тереть глаза и всё смотрел и смотрел в окно, словно увидел чудо. А глазам его и вправду открылось волшебное зрелище. В самом укромном уголке сада стояло дерево, сплошь покрытое восхитительным белым цветом. Ветви его были из чистого золота, и на них висели серебряные плоды, а под деревом стоял маленький мальчик, который когда-то так полюбился Великану.

Не помня себя от радости, побежал Великан вниз по лестнице и ринулся в сад. Быстрым шагом прошёл он по траве прямо к ребёнку. Но когда он подошёл совсем близко, лицо его побагровело от гнева, и он спросил:

— Кто посмел нанести тебе эти раны?

Ибо на ладонях мальчика он увидел раны от двух гвоздей, и на детских его ступнях были раны от двух гвоздей тоже.

— Кто посмел нанести тебе эти раны? — вскричал Великан. — Скажи мне, и я возьму мой большой меч и поражу виновного.

— Нет! — ответствовало дитя. — Ведь эти раны породила Любовь.

— Скажи — кто ты? — спросил Великан, и благоговейный страх обуял его, и он пал перед ребёнком на колени.

А дитя улыбнулось Великану и сказало:

— Однажды ты позволил мне поиграть в твоём саду, а сегодня я поведу тебя в свой сад, который зовется Раем.

И на другой день, когда дети прибежали в сад, они нашли Великана мёртвым: он лежал под деревом, которое было всё осыпано белым цветом.