А.Д. Гусова Эти невероятные левши
// Психология.Пермь. – 2007. - №11. с 19-20 |
|
|
Эти
невероятные левши В последние годы в связи с появлением большого количества литературы, посвящённой психическому развитию детей, резко возрос интерес к тем вопросам, которые ещё недавно мало волновали взрослых. А если и волновали, то по большей части оставались тайной за семью печатями. Это естественно. Появление информации, позволяющей родителям, педагогам и психологам понять, почему возникают у ребёнка те или иные проблемы, почему он не такой, «как все», способствует стремлению узнавать всё больше и больше. Немало детей уже с момента рождения нуждаются в специализированной помощи со стороны врачей и массажистов. Потом родители вынуждены обращаться за поддержкой к логопедам, дефектологам и психологам. А воспитатели и учителя бессильно опускают руки, откровенно признаваясь, что без специального дополнительного сопровождения ребёнка они не могут обучать его полноценно. На сегодняшний день главными стратегическими установками в модернизации образования является, то, как сохранить и укрепить психолого-педагогическое обучение леворуких детей в подрастающем поколении. Самое главное следует понимать и помнить, что переучивание может не только создать трудности в сегодняшней жизни подрастающей жизни подрастающего человека, но и стать проблемой на долгие годы. Почему левша не такой, как другие дети? Как подготовить маленького ребёнка к успешному обучению в школу? Переучивать ли его держать игрушку, карандаш и писать правой рукой? И если да, то, в каком возрасте? Случается так, что взрослые – мамы и папы, близкие, воспитатели и учителя – не знают и не понимают особенностей леворукого ребёнка. Не умеют вовремя помочь и потом раздражаются от собственного бессилия. Может быть, проблема не в детях, а в родителях или специалистах. Проблемы леворуких детей связаны не только с особенностями проявления их психики, но, главное, с работой их мозга. Два полушария мозга работают слаженно и гармонично, при этом у каждого из них своя роль. Правое полушарие отвечает за образное мышление, восприятие искусства, помогает приспосабливаться к переменам. Оно управляет левой половиной тела. Над правой половиной тела властвует левое полушарие. Эта часть заведует рационально логическим, аналитическим, абстрактным мышлением, основанным не на образах, а на словах. Ведущая левая рука, как правило, является показателем большой активности правого полушария. Поэтому, заставляя работать правой рукой, мы пытаемся переделать биологическую природу ребёнка, а не изменить дурную привычку! Главное взрослым осознать то, что дети – правши и левши – очень разные и у каждого свой путь развития. Но ребёнок – левша особенным образом не похож на других детей, и в этой непохожести – великая тайна его уникальных способностей и необыкновенных возможностей. Обычно большинство родителей обнаруживают, что с их ребёнком что-то не так годам к двум, когда приучают малыша пользоваться ложкой. Другие же, более внимательные, замечают, что их кроха уже в возрасте нескольких недель или даже дней предпочитает тянуться и хватать предметы именно левой ручкой. Когда ребёнку уже исполнилось 4-5 лет, его родителям стоит отчётливо понять, кто же их малыш: правша, левша или амбидекстр. Это поможет лучше подготовить его к школе так, чтобы у него не возникло тех типичных проблем, с которыми сталкиваются маленькие амбидекстры и левши. Директор института мозга Святослав Медведев считает, что детский мозг лет до четырёх невероятно пластичен, и его можно научить чему угодно и приучить чему угодно. Поэтому многие дети, рождаются амбидекстрами, у которых полушария мозга не подавляют работу друг друга. Эти дети становятся правшами только потому, что данное предпочтение им постоянно навязывают родители. Если это принципиально важно, чтобы ребёнок ел и писал именно правой рукой, осторожно, в форме игры, можно попробовать предложить, ребёнку взять ложку или кисточку в правую руку. Однако если после пары-тройки попыток нет, то ребёнок тут же перекладывает «орудие труда» в левую, что при пользовании правой ручкой он более неловок (тут же начинает проливать на себя кашу и т.д.). Нельзя насиловать мозг ребёнка сложившиеся устойчивые связи в нём (значит, у него это произошло раньше, чем происходит у кого-то другого), иначе вдобавок к неловкости невроз и иные неполадки со здоровьем малышу обеспечены. По данным отечественных медиков (проф. А.П.Чуприков и др.), у леворуких детей младшего школьного возраста неврозы встречаются чаще, чем у их праворуких сверстников. Главная причина, вызывающая неврозы - насильственное переучивание, являющееся очень сильным стрессовым фактором. У переученных левшей наиболее часто в 7-8 лет встречаются следующие проявления невротической симптоматики: нарушение сна, нарушение аппетита, страхи, боли в животе, ухудшения зрения, повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам, тики, навязчивые движения, длительное беспокойство, неусидчивость, усиление аллергических реакций, заикание, укачивание в транспорте, вялость, заторможенность, головные боли, дневной и ночной энурез, возможно возникновения бронхиальной астмы, повышенная возбудимость раздражительность, возникновения писчего спазма (невозможности писать). В заключение вспомним - в 1985 году Министерством здравоохранения выпущены методические рекомендации, в которых говорится о запрещении переучивания левшей и необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимо вертикальное написание букв или наклон влево. А действия учителя, снижающего ребёнку оценку за почерк, неправомерны. Ассистент кафедры психологии Северо-Осетинского Государственного Университета им. К.Л.Хетагурова А.Д. Гусова |