https://zubnoycentrspb.ru/

https://fit2fit.ru


На главную

Кочкаева Л.В. История жизни после попытки самоубийства // Психология.Пермь. - 2004. - №3. с 7-10.

История жизни после попытки самоубийства

Кажется, Жан Поль Сартр сказал, что человек отличается от животного тем, что может кончить жизнь самоубийством…

И человек этим отлично пользуется.

Самоубийство – последний ответ человека на все вопросы. Последний шаг. Последний поступок. Единственная свобода выбора, которую у человека не отнять. Это неправда, что самоубийцы – люди, которые не хотят жить. Они хотят. Но уже не могут. Многие до последней минуты на что-то надеются, особенно подростки, дети. Оставляют открытой дверь, пишут прощальные записки с надеждой, что их прочитают хоть на минуту раньше, чем все это случится, ждут последнего телефонного звонка…

Самоубийство – последняя возможность что-то кому-то объяснить. Или доказать. Как детское желание после обиды: я умру, и они еще пожалеют обо мне! Они заплачут! Они вспомнят меня! Поймут… Если не при жизни, то хотя бы после…

Непонимание. Непонимание на всех уровнях. Взрослые не понимают детей, дети не понимают взрослых. Молодые – стариков, старики – молодых. И каждый не понимает сам себя.

В нашей стране, с давним оптимистичным, многообещающим лозунгом “Все во имя человека! Все для блага человека” меньше всего, как оказалось, делается именно для этого самого человека. Никакой материальное благополучие, никакие социальные программы-прожекты и другие блага не смогут помочь человеку понять самого себя, а значит, и понять других, не смогут научить его жить и, значит, искать и находить выходы из кризисных внутренних ситуаций.

Надо вернуться к человеку и в первую очередь, к детям. А иначе… Иначе наступит новая ночь и тысячи детей не захотят, не смогут больше жить…

Политическая и экономическая перестройка в России, породила ряд проблем, влияющих негативно на формирование личности, её развитие и всего процесса жизнедеятельности человека. Среди таких проблем можно выделить:

  • психологические что выдвигают личность с углубляющимся когнитивным диссонансом, эмоциональным перевозбуждением, демотивированным и агрессивным образом жизни;
  • семейные, что разрушают роль семьи и формирование личности и не дают ей быть центром доверительного межличностного общения;
  • культурологические, влияющие на процесс эротизации, насилия над человеком.

Одним из ответов человека на неблагоприятные воздействия социальной среды и собственные силы является суицид, что с каждым годом растет, особенно среди молодежи. Мысли о смерти приходят несовершеннолетнему довольно часто. “Мама, после твой помощи надо мной смеялась вся школа. Этого я ни тебе, ни отцу никогда не прощу…”, - такое прощальное послание оставил Денис, 16 лет. “Я не могу больше выносить этой муки, мне очень больно видеть тебя равнодушным и даже презирающим меня, я больше не могу так жить…” – посмертная записка однокласснику от 17-летней Тани. Кризис, так же как и стресс, аккумулируется. Он может накапливаться некоторый период времени, например, в пубертатный (в период полового созревания человека), до тех пор, пока становится невыносимым. Внутренний мир несовершеннолетнего более нестабилен и раним, реальность суицида усиливается из-за того, что подростку трудно выразить такое состояние словами, кризис проходит за вниманием взрослых, в первую очередь, родителей.

Если принять во внимание специфику психофизиологических особенностей переходного возраста, то следует признать справедливое мнение психологов об условном разграничении суицидального поведения детей и подростков на “истинное” и “демонстративное”. Истинное – когда желание собственной смерти становится самоцелью. Демонстративное – поведение подростка, который на самом деле не стремится уйти из жизни. Он лишь напоминает о себе, он хочет добиться участия, доказать что-то окружающим его людям.

Можно понять уход из жизни взрослого, но как понять и принять самоубийство ребенка?

Из обращений на телефон доверия 066:

- Молодой человек поссорился с девушкой. “Хочу повеситься, пусть это будет на её совести”

- Девушка, 16 лет: “Если меня отчислят из училища, я отравлюсь”

- С 8 класса вела “дневник жизни” Оля, 16 лет. Почти каждый день она писала об обидах на мать, и чувство мести постоянно в ней зрело через выписываемые фразы: “Ничего. Посмотрю, как мать будет рыдать у моего гроба, потому что я, прежде чем покончить жизнь самоубийством, оставлю на видном месте свой дневник. Пусть все прочитают и знают, почему я это сделала”..

- Девушка, 18 лет. “Я уже 2 года как ушла из дома. Два раза беременела, кололась, как-то резала вены. Мама говорит, что ей легче было бы меня похоронить, чем знать обо мне такое и так жить. Я не хочу жить, устала, все надоело, всех ненавижу”.

- Девушка, 14 лет: “Поссорилась с отцом. Отравилась Но-шпой. Была остановка сердца, попала в реанимацию, сейчас у меня язва желудка. Травиться больше не буду, боюсь, что опять спасут. Придумаю что-нибудь понадежнее”.

Как говорит статистика, в среднем на общение и воспитание ребенка родители тратят 19 минут в день. Результатом этого является непреодолимая дистанция, которая к 14-16 годам становится слишком большой. А ведь именно в этом возрасте подростку необходима родительская любовь, поддержка и понимание взрослых.

На вопрос, с кем более откровенны – с друзьями или родителями, из 113 старшеклассников 89 сказали, что предпочитают обсуждать свои проблемы с ровесниками.

Велика сила душевных страданий, которые могут испытывать родители по вине своих детей. Трехмесячный ребенок способен скорее свести мать с ума, чем, наоборот, мать доведет его до помешательства. Но если подросток страдает суицидальным синдромом - о его матери обычно можно сказать - деспотичная, властная.

Семья - единственная группа, или единственный институт, где власть осуществляется через любовь. А если этой любви нет?

Карл Витакер, известнейший американский семейный психотерапевт, говорил: “Я убежден, что семья, указывающая на сына, угоняющего автомобили, скрывает проблемы посерьезнее. Вместо того, чтобы сосредоточиться на парне, я буду нагнетать напряжение в семье. Я обвиню папашу в том, что он планирует смошенничать на подоходном налоге, мамашу - в том, что она хочет украсть у дочери дружка, а дочь - в том, что притворяется дурочкой... Я растревожу каждого из них”.

Чаще всего суицидальность подростка продиктована его чувственным “обнажением”, тонким восприятием мира. Такие подростки рано обнаруживают склонность к поэтике (пишут стихи), рисуют, ведут “Дневники жизни”, где описывают эмоционально и экстравагантно свои мысли, чувства, происходящие с ними события, где реальность и фантазия трудно различимы.

Любая угроза несовершеннолетнего покончить жизнь самоубийством должна быть принята очень серьезно. Дети уходят из жизни только по одной причине - их не любят. Так они считают. И тогда включается механизм “значимости” ребенка: “Ах, так, ну что же, посмотрим, как вы будете (будешь) без меня”.

Из-за чего чаще всего уходят из жизни дети? Из-за обиды. Их не поняли, не захотели понять, не уважают и унижают. Помочь осмыслить события, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо - вот главный аспект работы группы поддержки “Шанс”. За кажущейся, на первый взгляд, банальной проблемой взаимоотношений между членами семьи (супругами, родителями и детьми), конфликтами мнений и взглядов проступает глубокий внутренний конфликт как результат внешних нереализованных возможностей. Крайними, более травмированными, здесь оказываются дети. Жестокое обращение родителей с детьми, ожесточение детей к родителям и определяют окончательное формирование личности несовершеннолетнего, личности, которая не желает жить. Жить в этом мире обидчиков и жить, зная одно лишь состояние, одно лишь чувство - обиду.

Из обращений на телефоне доверия 066:

- Андрей, 14 лет. “Стыдно перед ребятами, мать постоянно меня перед ними позорит, кто бы ко мне ни пришел, она начинает ругаться, всячески меня называть. Мне позвонила одноклассница, так мама с пристрастием ее расспросила, какие отношения у нас и сказала, что с “такими мальчиками как Андрей лучше не дружить, потому что он грубит своей маме”. И так все время. Надо мной все смеются. Я пытался покончить жизнь самоубийством”.

- Сергей, 13 лет. “Отца у меня нет, а есть отчим. Воспитывает меня тем, что постоянно лишает еды, говорит, что я дармоед. Мать его боится потерять и всегда с ним соглашается. Я ей, в общем-то, не нужен, я никому не нужен, мне жить незачем”.

- Леонид, 14 лет. “Мать с отцом разошлись и поделили нас. Я должен жить с отцом, а сестренка, ей 7 лет, остается с матерью. Но отец меня не хочет. Бьет, не кормит, гонит к матери, все дни молчит, со мной не разговаривает. Мать меня тоже не принимает, говорит, что должен с отцом жить. Мама после развода с отцом сразу же вышла замуж, и теперь беременная ходит. Я ей не нужен, она сказала, что меня нечем кормить, так как ее новый муж против меня. Теперь я ночую на чердаках, в подвалах и в подъездах. Я хотел покончить жизнь самоубийством, да не смог, смелости не хватило спрыгнуть с крыши 9-этажного дома”.

Можно перечислять эти обращения до бесконечности... Как работать с такими детьми, вмешаться в кризис, ведущий к суицидальному поведению, лишающий подростка надежды на счастливое будущее?

Группы поддержки “Шанс” работают с проблемой профилактики суицида молодежи с 1990 года.

Цель такой работы – помочь молодому человеку разобраться с самим собой, принять себя таким, какой есть и с более позитивной стороны, проговорить свои мысли, выразить эмоции, научит слышать свою и чужую боль, научить общению. Главное, чтобы подросток обрел поддержку, не был одинок в сложный для него период жизни или ситуации. Необходим близкий человек или благоприятная среда. Благодаря этому происходит поиск выхода и сброса напряжения ситуации для несовершеннолетнего совершенно естественно, без последствий для его будущего.

Вмешаться в кризис можно и через помощь несовершеннолетнему по установлению доверительных отношений со взрослыми. Для этих целей практикуются на группе поддержки тренинги общения, школы этикета, техника психодрамы и личностного роста.

Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обусловлена рядом обстоятельств.

Отсутствие материнской и отцовской любви к ребенку в возрасте до 6-8 лет порождает несчастного взрослого.

На приеме женщина - тревога за 14-летнюю дочь: “Марина ни с кем не дружит, у нее странные отношения с одноклассниками, недавно девчонки её избили, а когда я пошла разобраться, почему они это сделали, то услышала, что дочь им сказала, что давно спит с мужчинами и делает аборты. Я знаю, что Марина никогда с мальчиком даже не целовалась, зачем она это им сказала, оговорила себя? Я не поняла, почему избили дочь, почему она ни с кем не дружит. Учится без троек, легко, на лицо очень миловидная, фигура хорошая. Нашла у нее записку (лежала на виду), там было написано её почерком “Я не хочу жить. Как я вас всех ненавижу!”.

Формирование нового общества предполагает формирование нового человека. В условиях обывательского комфорта, когда за деньги можно купить практически все, нередко происходит активизация негативных качеств личности, вызывающая дисгармонию, прежде всего, во внутреннем мире человека. С чего начинают жизнь молодые люди? С потребности проявить, выразить себя, обратить на себя внимание, с потребности любви.

Сессия занятия

Ведущий: “А теперь поработаем с вашими чувствами, посмотрим на конкретные ситуации и как изменить свое отношение к ним. Кто из Вас сейчас готов более подробно рассказать о том событии, что породило плохое настроение и мысли о самоубийстве? Ольга? Прекрасно, все очень внимательно послушаем проблему Ольги”.

Ольга: “Ненавижу отца! Магнитофон ему мой помешал! У меня никакой радости, кроме музыки, не осталось (говорит сквозь слезы). Ненавижу его. Настроение у меня когда плохое, а оно в последнее время почти всегда такое, я включаю магнитофон, слушаю музыку. Отец пришел с работы, у меня магнитофон играл. Он сразу же с порога закричал: “Сделай потише, оглохла что ли?” Я не умею слушать тихую музыку, звук был нормальный, вполне обыкновенный, а потом он с порога со своими претензиями и криками, так я ему и убавила бы звук, не дождется! Он тогда разорался, что покоя из-за меня нет и его терпение кончается. А мне плохо, противно все, желание совершить самоубийство (зачем мне жить?), а тут он еще орет. Музыка меня отвлекала и успокаивала. Отец как закричит: “Да выключишь ты эту галиматью, или я магнитофон выкину с балкона?” и, подойдя ко мне, ударил меня ладонью по спине. Всё, терпение мое тоже кончилось. Ненавижу его! Я оделась и выскочила на улицу, ушла из дома. Дома не ночевала, мама знала, где я, я ей позвонила и сказала, что остаюсь ночевать у подружки и домой не приду из-за отца. Три дня я жила у подружки и вот сегодня пришла сюда, на группу. Ненавижу отца, маг-ни-то-фон ему помешал, не-на-ви-жу!”, - со слезами закончила Ольга.

Пока девушка рассказывала - по выражению лиц ребят было ясно видно, что они полностью разделяют ее чувство обиды и ненависти к родителю.

Ведущий: “Вы очень внимательно слушали и совершенно правильно определили, что Ольга глубоко обиделась на отца, рядом с обидой стоит и ненависть и еще одно чувство, которое мы определили как чувство одиночества. Давайте сейчас по рассказу Ольги проиграем небольшую сценку и назовем это “Олиной драмой”. Оля, перечисли всех людей, значимых в твоей жизни, тех, с кем ты живешь, чаще всего общаешься, о ком думаешь”.

Ольга: “Мама. Я ее люблю, она тревожится и заботится обо мне. Отец, которого терпеть не могу, магнитофон ему помешал. Подруги - Света (мы вместе учимся, она мне очень доверяет, все время о своих отношениях с парнем рассказывает, советуется) и Лена (мы вместе с нашими собаками каждый день на улице гуляем, говорим в основном о собаках, прививках, дрессировке). Сергей - я ему нравлюсь, он мне часто звонит и предлагает встречаться, дружить, он тоже, в общем-то, мне нравится. Мой пес Жан, он единственный меня понимает и никогда не предает”.

Ведущий: “Ты всех назвала, никого не забыла?”.

Ольга (не совсем решительно): “Есть еще. Зовут его Дима. Я с ним дружила, встречалась, а потом мы поссорились. У него появилась другая девчонка. Я ему иногда звоню, говорю, что хотела бы его видеть, хочу с ним встречаться, мне без него плохо, а он мне говорит, чтобы я от него отстала”.

Ведущий: “Теперь давайте распределим роли перечисленных Олей людей. Ольга, выбери из группы тех, кто будет мамой, папой, подругами, Сергеем, Димой, собакой и магнитофоном”.

Роли распределили. Определили и действия каждого. Мама проявляет все время тревогу и заботу: поела ли дочь, как у нее дела в школе, тепло ли она одета, все ли у нее в порядке. Отец кричит, чтобы она сделала потише музыку или выключила магнитофон, при этом периодически должен хлопать ее по спине ладонью. Одна подруга все жалуется на отношения с мальчиком и просит дать ей совет, другая рассказывает о своей собаке и расспрашивает о Жане. Сергей все звонит и просит встретиться, говорит о дружбе. Дима же говорит о надоедливости её звонков и об отказе встречаться. Собака на поводке и должна все время дергать за руку хозяйку, потому что хочет бегать. Магнитофон громко играет и поет, ему весело, он всем доволен.

Ведущий: “Все участники сценки встаньте вокруг Оли. По моему знаку каждый из вас будет выполнять отведенную ему роль, то есть все одновременно должны говорить и требовать внимания со стороны Оли”.

По команде все начали исполнять отведенные им роли. Громко пел и радостно прыгал “магнитофон”. Мама тихим голосом говорила: “Доченька поешь, доченька потеплей оденься, доченька, как учеба в школе, доченька....” Папа кричал, требовал выключить вопящий магнитофон и хлопал Ольгу по спине. Собака все время дергала за руку (“поводок”) и норовила убежать. Подружки наперебой тараторили, каждая свою роль. Юноши говорили один о дружбе, другой о равнодушии к Оле. Какофония и тарарам! Оля стояла бледная, растерянная, готовая потерять сознание от обилия внимания и активности действия.

Ведущий: “Стоп, остановились все, тишина. Оля, кто тебе больше всех мешал?.”

Ольга: “Маг-ни-то-фон!”, - по слогам, как выдохнула, с возмущением и облегчением произнесла девочка.

Действие было продолжено, но уже без магнитофона. Следующей активно мешающей была мама. Да, именно мама, с ее чрезмерным вниманием, опекой и тревогой за дочь. Затем “вылетела” подружка с проблемами. Следом - подружка с собакой. Потом Сергей с предложениями дружбы. И только шестым по счету был удален отец, не так мешали и были неприятны его хлопки по спине и крики, как, например, заботливое мамино участие по поводу здоровья и самочувствия дочери. Действие продолжалось, осталось только трое: Дима, собака и сама Оля.

Ведущий: “А теперь, Оля, кто из них мешает?” Девушка ответила: “Собака”.

Итак, с кем осталась Оля? С Димой, которого любила, о ком думала, и кто ее отверг. Именно из-за него она переживала это чувство обиды и одиночества. А отец лишь “вызывал огонь на себя”, так как бессознательное девушки выстроило защиту от этих раздирающих душу чувств, выдав на поверхность агрессию и ненависть к мужчине вообще (отец ведь тоже мужчина) за невнимание и отказ в любви.

Именно звонок или встреча с этим очень значимым юношей в жизни 15-летней девушки изменили бы ее плохое настроение и дали чувство радости и уверенности в себе.

Сессия занятия

Ведущий: “Оля, давай сейчас проанализируем, отчего же у тебя в последнее время плохое настроение и почему произошел конфликт с отцом, и ребята в группе тоже выскажут свои открытия, полученные в ходе Олиной сценки”.

Задумчивый и даже удивленный вид, желание высказаться было у всех ребят группы. Оля поняла важность сделанных открытий, полученных в ходе участия в этой импровизированной сценке.

Ведущий: “Сейчас вы все убедились, что Оля ошибалась в чувствах к отцу. Вы слышали, она сказала, что “Папка у меня в общем-то нормальный”, а истинные причины ее настроения лежат в значимых и прерванных отношениях с Димой, которого она продолжает любить, а от безответной любви до ненависти, все знают, один шаг. Одиночество в любви вызывает обиду и глубокую печаль, душевную боль”.

Ребята продолжали обмениваться впечатлениями и эмоциями по поводу участия в действии и полученных открытий. Каждый говорил о своем настроении и чувствах. Итак, наглядно продемонстрирована техника работы с “маятником чувств”, когда обида и ненависть плавно перешли в легкое чувство надежды, добрых ожиданий, уверенности. Теперь отношения Оли с отцом перестанут быть враждебными. Она разобралась, что отец “виноват” был лишь потому, что он мужчина, а у девушки не строятся отношения с мужчинами, здесь агрессия - защитная реакция не простроенной женской сущности, повышенная ранимость и чувствительность на невнимание или пренебрежение к ней, к женщине. В ходе занятия выросло и доверие ребят друг к другу. Они стали более открытыми: меньше позы, больше интереса.

В 14-19 лет очень важны позитивные, положительные чувства. Именно в этом возрасте закрепляется жизненная сила человека, его способность решать проблемы, готовность к испытаниям трудностями, его воля и характер. Если этих чувств недостает или идет “передозировка” собственной не значимости в глазах близких и друзей, тогда закрепляется программа разрушения еще до конца не сформированной личности, программа ничтожности человека. Тогда видны только два пути: путь бесцветного существования или путь самоубийства. Детям трудно принять бесцветность жизни.

Помочь создать эту программу успеха, научить видеть перспективы своего поведения, а самое главное - научить подростка не только хотеть, но и быть в состоянии действия и уверенности “Я могу многое сделать сам, в меня верят, меня любят” - цель работы группы поддержки. Создание активного жизнеутверждающего, волевого начала в подростке – есть гарантия более достойного выхода из трудных житейских ситуаций, чем самоубийство.

Фрагмент занятия

Ведущий: “Сегодня в группе у нас двое новеньких. Ребята, я о них ничего не знаю. Попытайтесь, расскажите о каждом из них, с позиции их достоинств. Начнем с девушки, юноша подождет, ведь он джентльмен. Прошу девушку присесть на “стул награды”. Сейчас о тебе ребята будут рассказывать, ты внимательно слушай, действительно ты такая, какой они сейчас тебя видят, чувствуют, понимают?”

Сергей: “К её образу подходит имя Света, ей 16 лет. Она добрый и отзывчивый человек, настоящий друг, у неё красивые глаза и ноги, ей очень идет голубой цвет к её светлым глазам и волосам. Она увлекается музыкой, любит музыку-блюз и песни Майкла Джексона. Она любит животных, особенно собак. С ней интересно пойти в поход, танцевать, просто гулять, она много знает и увлекательно может рассказывать”.

Ольга: “А мне кажется, её зовут или Марина, или Ирина. Ей 17 лет. Она студентка. У нее есть друг. Она любит читать, увлекается астрологией и по зодиаку она - Дева. Она веселая, компанейская, у нее хорошая фигура, длинные ноги и красивые руки. Она любит природу, особенно полевые цветы. Пишет стихи для себя, она романтическая натура, мечтает путешествовать”.

Дима: “Её имя Наташа. У нее красивые глаза и фигура. Наташа все умеет делать, и даже мои любимые блинчики испечь. Она любит птиц, и сама любит петь. У нее дома живет кот, которого она обожает. Ей 15 лет и она мечтает быть врачом или юристом. Она отлично танцует, очень веселая, смешливая, любит кататься на велосипеде, но мечтает водить личную машину. Она заботливая дочь и будет верной женой”.

Юля: Её зовут Наташа, ей 16 лет. Наташа любит детей и будет хорошей матерью. Она еще не знает, кем будет, ей все интересно. Она обладает хорошим вкусом и может создавать вокруг себя уют. У нее ласковые и нежные руки. Красивая улыбка. Она может плакать, когда ей кого-нибудь жалко. Любит хорошие кинофильмы, музыку, обожает современную эстраду, читает книги, дружит с девчонками. У нее есть парень, который ее любит. А по знаку она Весы”.

Настя: “Её имя Вероника. Ей можно доверить тайну, она не сплетница. У нее есть проблемы, но она с ними справится, она умная и добрая. Она из тех, кто по-настоящему любит свою родину, город, людей. Вероника верная подруга, интересная личность. Я хотела бы с ней дружить. Она не жадная и не завистливая”.

Ребята продолжают рассказывать. Девушка, сидевшая вначале на этом “стуле награды” вся сжавшаяся, напряженная, постепенно оживает. Более непринужденной становится поза, появилась улыбка, все более открытым и благодарным становится ее взгляд. Очень внимательно слушает она, что о ней говорят, боясь пропустить хоть слово. Ведь так о ней еще никто в жизни хорошо не говорил! Идет процесс, очень важный процесс доверия - адаптация Марины в этой группе, открытие себя глазами ребят, терапия заботливой любовью. Это модель не “горячего стула”, где говорят любое мнение. Это стул награды и правды, что знает о себе человек, но не знают окружающие его люди, но подросток так хочет, чтобы знали и другие.

Работа в группе продолжается. Теперь на “стуле награды” сидит юноша. Он уже понял, что это совсем не страшно, но все равно немного трусит, ведь еще не известно, что скажут, каким его увидят ребята. А главное, страшно о себе услышать... хорошее, к плохому же давно привык.

Фрагмент занятия

Ребята говорят о нем: Зовут его Антон (Андрей, Владимир), ему 16-18 лет, работает (учится). Сильный, мужественный, смелый, добрый, увлекается спортом. Настоящий друг, имеет чувство юмора, не обижается на шутку, борец за справедливость. Ответственный, не предаст, не способен на подлость. Хорошо водит машину, здорово плавает, любит лыжи и футбол, и т. д.

Девушки: Зовут Артем (Максим, Вадим, Антон), ему 16 (17) лет, интересный внешне, сексуальный, хорошая фигура. Мужественный, надежный, умный, добрый, веселый, любящий риск, с ним не страшно. Щедрый, хорошо целуется, много читает, увлекательный рассказчик, много знает анекдотов. Верный супруг, заботливый отец, будущий бизнесмен. Он обожает рок-музыку и песни бардов, любимая певица Мадонна. Нежный и внимательный к девушкам. Глубокая личность. Любимое животное - собака, любимое время года - весна и лето, любимое блюдо – мороженое (пельмени, шашлыки). По гороскопу Лев (Весы, Водолей), верит в Бога, любит мать, любит дарить подарки и сам получать их.

Никто не угадал единственное - его настоящее имя. Только это было неправдой. Костя улыбается, легко у него на душе и огромная благодарность ко всем, ведь все так верно увидели какой он на самом деле, действительно добрый, мужественный, и целоваться умеет классно, и защитить, и любить, и настоящий друг. Нет, жить стоит непременно. Доверие получено - адаптация в группе произошла. Группа приняла новых ребят Марину и Костю, а они - группу. Одна семья, где можно быть равным, доверять, получать поддержку, помогать другим.

Обязательно будут ходить в эту группу Марина и Костя, эта группа для них сейчас поддержка, опора, чтобы завтра окончательно поверить в себя, научиться быть ответственным за свои поступки.

14-17-летние... Они живут в мире, что когда-то был миром и нашей молодости. Они очень похожи на нас, а мы на них. Мы все нуждаемся в любви друг к другу. Этой любви никогда не бывает много, а часто совсем не бывает. Помните, историю с насосом?

Жил-был обыкновенный насос, он выполнял свою работу, вкладывая в нее всю свою душу. Но когда он понял, что уже не сможет больше работать, не сможет видеть людей и общаться, его душу охватила тоска и любовь ко всему утраченному. Он набрал воду в свой бак и, смешав с водой свою душу, поднял шланг вверх и создал фонтан из воды и своей души! Это было проявление высокой любви, перед красотой которой меркнет всё.

Это о наших детях, это о потребности и значимости любви в их жизни, а если этого нет?..

Пермский центр СПАиТ “Доверие”
Психолог высшей категории
Л.В. Кочкаева