На главную

И.С. Зимина Развитие пассионарных качеств у детей
как средство преодоления лени, апатии,
болезненности // Психология.Пермь. – 2007. - №11. с 14-17


Развитие пассионарных качеств у детей как средство преодоления лени, апатии, болезненности

Причиной многих неудачах развития личности ребенка  психологи и педагоги называют пассивность современных детей. Известно, что в детстве человек, максимально активен: он подвижен, любознателен. Цель его жизнедеятельности – познание окружающего мира и себя в этом мире. К сожалению, многие дети уже в раннем детстве приучаются к пассивности. Родители и педагоги все чаще стали отмечать такие детские проблемы, как застенчивость, замкнутость, апатия, лень. Эти проблемы и раньше существовали у детей, но у современных детей им сопутствуют ранняя компьютерная зависимость, ослабление организма (частые заболевания детей), длительные пассивные состояния и даже, депрессии. Лишение телевизора вызывает у детей агрессию против родителей, неукротимые капризы. При отсутствии компьютера, дети не знают, чем себя занять.
Личностная активность – основная составляющая в развитии человека. Каждый педагог, каждый родитель мечтает, чтобы ребенок легко усваивал учебный материал, был любопытен и любознателен, быстро реагировал на воспитательное воздействие. Для этого необходимо чтобы у него с раннего детства сохранялась личностная активность, которая выражается не только через физическую деятельность, но и представлена различными качествами личности.
Совокупность качеств личности обеспечивающих активную жизненную позицию человека мы назвали пассионарностью. Термин “пассионарность” происходит от латинского слова “passio”. В латинском языке “passio” - это претерпевание, страдание, и даже страдательность, но также страсть, аффект. Лев Николаевич Гумилев [2] называет пассионариями людей энергичных, активных, эмоциональных.
Современное общество также требует для своего развития и совершенствования пассионарных личностей. Но мы не можем ждать, пока произойдет пассионарный толчок, который, по мнению автора теории этногенеза происходит один раз в полторы тысячи лет и соответствует периоду развития общества, когда этнос угасает, регрессирует, погибает. Тем более, что пассионарный толчок, по его мнению, зависит от энергии солнца, от космической энергии.
Встает вопрос, а не может ли психолого-педагогическое воздействие стать таким пассионарным толчком в развитии  общества или отдельного человека? Какие качества личности необходимо формировать для развития пассионарности?
Пассионарность (с психолого-педагогической точки зрения) - интегративная характеристика личности, качества которой направлены на совершенствование себя и общества, базируются на личностной активности человека и имеют социальную значимость: целеустремленность, способность к преодолению препятствий и к сверхнапряжениям, комплиментарность, адаптивность, развитую интуицию, конструктивную агрессивность и зрелую эмоциональность.
Пассионарные дети активны, жизнерадостны, любопытны, с удовольствием познают окружающий мир. Им все интересно. Нами выделены основные качества пассионарной личности:
Потребность в активной деятельности: физическая, интеллектуальная активность, любопытство, любознательность, интерес ко всему новому. Стремление к созданию нового, полезного не столько для себя, сколько для общества.
 Целеустремленность: деятельность имеет цель, не всегда осознаваемую, но всегда социально значимую (в игровой, трудовой, учебной деятельности). Использование собственного потенциала для достижения цели. Стремление к лидерству с целью использования потенциала других людей  на основе их мотивации и получения положительного результата для каждого.
Яркая эмоциональность, страстность: постепенное становление зрелой эмоциональности: нравственные, эстетические чувства, гражданственность, патриотизм и др. Умение управлять эмоциональным состоянием, сдерживать нежелательные эмоции. Проявление страстности в деятельности в процессе достижения цели.
Конструктивная агрессивность: оборонительная, игровая. В игре проявляется как стремление к достижению победы в соревновании, как тренировка навыков ловкости, преодоление своих слабостей. Проявляется  в виде настойчивости, целеустремленности. Способность к самозащите. Защита чести и достоинства себя и других. Стремление к защита государства в будущем.
Комплиментарность: умение различать «своих» и «чужих». Создание окружения из «своих». Симпатия к «своим», толерантность к «чужим». Адаптивность к новой среде за счет этого качества. Проявляется как успешная адаптация в коллективе сверстников.
Способность к сверхнапряжениям: высокий уровень работоспособности, малая потребность отдыха, быстрая восстанавливаемость организма, проявление волевых качеств.
Пассионарная индукция - заражение своими  идеями, эмоциями, настроением, деловитостью.
Все эти качества становятся социально-значимыми только при целенаправленном педагогическом воздействии со стороны воспитателей, родителей. При отсутствии такового:
Активная деятельность может быть проявлена как деструктивность, т.е. стремление к разрушению неживых объектов (вандализм, терроризм); живых объектов (насилие, драки, нападения и др.), получение удовольствия от разрушения, нападения. Конфликтность, достижение цели деятельности с помощью агрессии, запугивания. Целеустремленность может быть направлена на достижение эгоистических намерений и при этом  может быть асоциальна. Для достижения цели используются любые средства, в том числе и другие люди, которые часто даже не догадываются об этом. Эмоциональность проявляется как импульсивность, стремление к переживанию острых эмоциональных состояний на грани со стрессовыми. Эмоции трудно поддаются управлению, очень «яркие», страстные. Легко передаются другим людям (заразительность). Доминирование отрицательных эмоций (ревность, агрессивность, зависть, обидчивость и др.). Комплиментарность носит отрицательный характер, ребенок ищет в окружении «чужих», что проявляется в сложностях проживания адаптационного периода. Способность к сверхнаряжению сохраняется, но проявляется при эгоистической мотивации цели (за получение материального поощрения).
Становление пассионарных качеств и направление их в социально значимую деятельность происходит на протяжении всех периодов детства.
Пассионарность дошкольников характеризуется высоким уровнем двигательной активности. Они энергичны, любознательны, подвижны, эмоциональны. Но их пассионарность требует развития: в области эмоциональной сферы (от простых и неустойчивых эмоций к сложным, контролируемым), волевой сферы (развивая настойчивость, целеустремленность), потребностной (развивая потребностей от витальных к идеальным). Игровая деятельность и экспериментирование – область приложения пассионарных усилий. Недаром по активности и творчеству игровой деятельности можно прогнозировать будущую трудовую деятельность взрослого человека. Таким образом, у дошкольников закладываются основы деловой (деятельностной) пассионарности.
Пассионарность младших школьников направлена на получение знаний. Происходит становление интеллектуальной пассионарности. Деятельностная пассионаность совершенствуется через общественную деятельность в учебном коллективе. Происходит поиск приложения своих способностей, деловой активности, поэтому младшие школьники склонны менять область увлечений очень часто.
………

Литература

1. Гриживков Ю.В. Человек и основы его деятельности// Обществоведение для всех: от школьника до президента. 2002.

2. Гумилев Л.Н.  Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
3. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.

Кандидат педагогических наук,
доцент Уральского государственного педагогического университета
И.С. Зимина
E-mail: [email protected]