На главную

И.И. Райхман «Практические и теоретические проблемы исследования игровой активности в Интернете: к необходимости реабилитации игры» // Психология.Пермь. – 2007. - №11. с 10-13


«Практические и теоретические проблемы исследования игровой активности в Интернете: к необходимости реабилитации игры»

Психология Интернета: динамика через кризисы
Если ХХ век историки по праву называют веком пара и электричества, XXI век обречен стать веком расцвета информационных технологий. Зачатки компьютерной эры, заложенные исследователями в 70-80-хх годах века минувшего, проросли на рубеже тысячелетий технологическим рывком, итогом которого стало распространение по всему миру информационных сетей, в итоге объединившихся в неизученный даже отчасти феномен мировой сети – Интернет.
В нашей стране рубеж тысячелетий – период, ставший «стартовой площадкой» развития глобальной Сети, стал еще и временем идеологических потрясений, затронувших не только политическую жизнь страны, но и российскую научную школу. Следствием этих потрясений стало с одной стороны возникновение новых, чрезвычайно перспективных рабочих групп и исследовательских организаций, с другой – появление большого числа исследователей, чьи суждения, выдаваемые за научное знание, не базировались ни на чем, кроме дутого авторитета околонаучных организаций со звучными названиями.
Эта ситуация не только не обошла психологическую науку, но и проявилась в ней достаточно ярко для того, чтобы научное сообщество потрясло несколько крупных скандалов. В этот же период исследования Интернета перестают быть диковинкой и становятся серьезной научной проблемой, обсуждаемой в рамках специализированных семинаров и конференций; во многих ВУЗах появляются соответствующие спецкурсы; кафедры начинают заниматься Интернет-тематикой; защищаются первые дипломы и диссертации, посвященные исследованию Сети. На просторах Интернета формируются целые виртуальные школы психологии Сети, публикующие многочисленные обзоры и статьи, отчасти являющиеся интересными российскими разработками, отчасти – переводами (не всегда вдумчивыми) западных статей, в онлайновых библиотеках появляются многочисленные «исследования» и «суждения» «экспертов», о которых писалось немного выше.
Отсутствие ограничений на распространение информации, которая раньше оседала в мусорных корзинах редколлегий научных журналов, привело к размыванию серьезных исследовательских работ псевдонаучными суждениями неспециалистов, которые в конечном итоге и привели к тому, что единого системного подхода к исследованию Интернета выработано не было.
Безусловно, существуют старые и уважаемые научные школы, известные своими серьезными работами в рамках обсуждаемой проблематики – это Московский и Санкт-Петербургский Государственные Университеты, чрезвычайно интересные работы публикуются представителями Воронежского, Пермского и Сургутского Университетов, не менее интересными оказываются работы представителей негосударственных ВУЗов. Однако большое количество непрофессиональных работ, сравнительная научная новизна темы, а также разобщенность научных школ экс-СССР привели к тому, что преемственность научного знания сохранилась только в рамках отдельных учебных и исследовательских институтов: единого же базиса для анализа феноменологии игры, опосредованной компьютером, сформировано не было.

Проблема теории
Подобная ситуация в психологической науке во многом определила теоретическую проблему, встающую перед исследователем, заинтересованным современной психологией игр, неотъемлемой частью которой является компьютерная игра и игра, опосредованная Интернетом. Эта проблема заключается в отсутствии прямой преемственности, а нередко и просто противоречиями, возникающими при анализе классических и современных подходов к пониманию роли игры в человеческой жизни.
Сложно отрицать тот факт, что простая компьютерная игра, равно как и игра онлайновая, являются лишь функционально усложненными кальками традиционных детских игр в «казаки-разбойники», «классики» или «шары». Однако трактовки этих игр – игры традиционной и игры компьютерной - отличаются друг от друга кардинально. И если классики - Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже и многие другие признают игры не просто «позитивно влияющими на развитие», но необходимыми, то современные исследователи нередко признают те же игры, но переведенные на компьютерный субстрат, однозначно вредными, ведущими к формированию аддикций и иных патопсихологических форм поведения.
Парадоксально, однако четкого и однозначного ответа на вопрос – «полезна или нет компьютерная игра, чем, если да, и чем, если нет» - в современной литературе, посвященной этой проблематике, найти не удается. В тематической литературе властвуют два полярных подхода, в то время как логичной «золотой середины», которая могла бы примирить классиков и современных исследователей, не существует.
……..

И.И. Райхман
E-mail: [email protected]