• Распродажа диванов смотрите на http://www.divan-tut.ru.

• Изменения в аттестации рабочих мест в.


На главную

Механошина Н.Г. ОХ, УЖ ЭТИ ДЕТКИ! Семейный совет // Психология.Пермь. – 2005. - №9. с 18-20


Oh, these children!

Let’s make immersing in the world of the teenager. It is our real step to understanding of his person, to an establishment of contact to him, to understanding of that can help him and as it is possible to build this help. Teenage age - the period when the growing person does the first steps of the childhood where his steps were supervised by parents, during the adult life demanding acceptance of own decisions. It is the whole epoch in human life’s, the period of enormous changes in physiology, psychologies, in the social status, in forms of behavior. In the psychological literature the teenage age is determined as crisis, difficult, transitive. But in fact any age is transitive. Specificity of adolescence - in sharp growth, in gallop from the childhood in other age phase, during a new life. The teenager faces with unknown to him contradictions in mutual relations between people in which he is lost, finds out in itself feelings and promptings before which he is defenseless. The teenager is fragile and strong, we wound and is dangerous, he is equally accessible both to goods and harm. He easily and trustfully becomes attached, but can tear off suddenly most, apparently, strong connections. He requires love, but takes it is much more, than gives.

ОХ, УЖ ЭТИ ДЕТКИ!
Семейный совет

Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. Наш мир достиг критической точки. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не так далек.
Как вы думаете, кому принадлежат эти высказывания? Первое из них принадлежит Сократу (470-399 годы до н.э.), второе - египетскому жрецу, жившему примерно за 2 тысячи лет до н.э. Перечень подобных пессимистических заключений можно продолжить до бесконечности, но не лучше ли сделать вывод: нужно более здраво и терпимо относиться к молодежи и не искать в ней признаки вырождения только потому, что она не похожа на ту, что была в дни юности взрослых людей. Дети больше похожи на свое время, чем на своих отцов, - гласит персидская пословица.
Совершим погружение в мир подростка. Это наш реальный шаг к пониманию его личности, к установлению контакта с ним, к пониманию того, что может ему помочь и как можно выстроить эту помощь. Подростковый возраст - период, когда растущий человек делает свои первые шаги из детства, где его шаги контролировали родители, во взрослую жизнь, требующую принятия собственных решений. Это целая эпоха в жизни человека, период колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Но ведь любой возраст является переходным. Специфика отрочества - в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новую жизнь. Подросток сталкивается с неведомыми ему противоречиями во взаимоотношениях между людьми, в которых он теряется, обнаруживает в себе чувства и побуждения, перед которыми он беззащитен. Подросток хрупок и силен, уязвим и опасен, он равно доступен и добру и злу. Он легко и доверчиво привязывается, но может внезапно оборвать самые, казалось бы, прочные связи. Он нуждается в любви, но берет гораздо больше, чем отдает.
Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за собственную независимость подросток не только удовлетворяет потребности в самопознании, самоуважении, не только приобретает (или не приобретает) чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и осваивает способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. И вся беда в том, что на жизненном пути современного тинейджера встает беда, которую трудностью и не назовешь. Это наркомания.
По исследованиям многих ученых, существует три причины, побуждающие подростка пробовать алкоголь и наркотики: любопытство, неумение отказаться под давлением сверстников и стрессовая ситуация. Как спасти ребенка от губительного любопытства? Как научить не прогибаться под чужим давлением? Что сделать, чтобы выход из стрессовой или конфликтной ситуации не был саморазрушающим? Исследование, проведенное Центром психологической помощи Индустриального района, показало, что на первых порах прием алкоголя или наркотиков позволяет подростку добиться повышения уверенности в себе, решительности, смелости. Также на первой стадии ребенок может чувствовать себя решившим свои жизненные трудности, стать героем, нарушившим запреты взрослых и от этого еще более привлекательным в глазах сверстников. Но такие способы разрешения собственных проблем деструктивны (разрушительны). Поэтому, если мы сможем научить своих детей любить и уважать себя, ценить себя, решать собственные проблемы, а не убегать от них, - тем самым мы сможем уберечь их от пагубного влияния многих негативных явлений в жизни. Кто должен это сделать? – Исследование, о котором мы уже говорили выше, выявило серьезные нарушения детско-родительских отношений в семьях трудных подростков. Любовь родителей имеет для психологического здоровья детей первостепенное значение. Именно родители имеют постоянную возможность формировать у ребенка все эти качества. Любовь родителей играет огромную роль в самоуважении. Из родительской любви вырастает любовь к себе, из любви к себе уверенность в себе, из уверенности - ответственность за свои поступки. Когда ребенок чувствует, что его принимают не как маленького, а как полноправного члена семьи, тогда появляется чувство защищенности. И когда подросток любит себя, у него нет необходимости убегать на улицу и губить себя. Любящий и уважающий себя человек никогда не причинит себе вред наркотиками или алкоголем, ему незачем доказывать окружающим людям, что он крутой. Если дети окружены враждебностью, они учатся борьбе. Если дети окружены насмешкой, они становятся застенчивыми. Если дети окружены стыдом, они учатся чувствовать вину. Если дети окружены терпимостью, они учатся терпению. Если дети окружены поощрением, они учатся уверенности. Если дети окружены похвалой, они учатся ценить. Если дети окружены надежностью, они учатся верить. Если дети окружены пониманием, они учатся находить в мире любовь.
……

Ст. преподаватель Пермского областного института повышения квалификации работников образования,
практический психолог
Н.Г. Мехоношина
E-mail: me.nat@rambler.ru