• Веб-сайт YouTube03 надёжный источник лучших советов для любознательных. |
Ротманова Н.В. Предприимчивость как системное качество
личности психологов в современном обществе// Психология.Пермь. – 2005. - №9. с
15-17 |
|
|
Important difference of successful psychologists for today from unsuccessful consists in strategy of behaviour of psychologists - singles and the psychological organizations in the market. For today privately practicing psychologists and the psychological organizations, usually have no clear strategy of promotion and positioning of the services and as expert, that frequently results to elementary not to knowledge potential consumers about their existence, and consequently, and about an opportunity of reception at them the certain services. It is connected, in particular, to absence at psychologists of exact performance about the market of psychological services. Very small number not only experts - psychologists, but also the psychological organizations are engaged in purposeful and consecutive studying of the market of the psychological services full, objective and regular studying of the market of services on psychology is not done practically by anybody. Psychologists are guided in the market spontaneously, by casual criteria. Предприимчивость как системное качество личности психологов в современном обществе Тенденцией современного рынка, и рынок психологических услуг не исключение, является постоянное целенаправленное создание собственной клиентской базы, а также продвижение своего товара на рынок. Немаловажное отличие успешных на сегодняшний день психологов-практиков от неуспешных заключается в стратегии поведения психологов-одиночек и психологических организаций на рынке. Практика и специальные исследования Петербургских ученых Солтицкой Т. и Осиповой Е. по России в целом показывают, что на сегодняшний день частнопрактикующие психологи и психологические организации, обычно не имеют ясной стратегии продвижения и позиционирования своих услуг и самого себя как специалиста, что зачастую приводит к элементарному не знанию потенциальными потребителями об их существовании, а следовательно, и о возможности получения у них определенных услуг. Это связано, в частности, с отсутствием у самих психологов точного представления о рынке психологических услуг. Очень малое число не только специалистов-психологов, но и психологических организаций занимаются целенаправленным и последовательным изучением рынка психологических услуг, полного же, объективного и регулярного изучения рынка услуг по психологии не делает практически никто. Психологи ориентируются на рынке спонтанно, по случайным критериям. Они часто предлагают те же продукты, что и коллеги из соседней организации, тем самым, повышая конкурентность данного сектора рынка, тогда как рядом на рынке пустуют целые ниши психологических услуг. Причину данного явления мы склонны связывать с одной стороны с недостаточностью обучения экономическим основам, и особенно основам предпринимательской деятельности на факультетах психологии, а с другой – недостаточным вниманием к развитию личностных основ бизнес-деятельности у студентов-психологов в процессе профессионального обучения. Т.о., на современном этапе развития системы образования от сотрудников требуется умение применять свои способности с извлечением экономической выгоды, т.е. проявлять адаптивную активность или «предприимчивость». Однако набор индивидуальных свойств, способствующих данному наиболее эффективному включению весьма широко варьируется от исследования к исследованию, что говорит о различной роли ряда индивидуальных свойств в способности индивида к адаптации в экономической реальности и неопределенности свойства, играющего в данном направлении ключевую роль. Проблема деловых и личностных качеств, составляющих портрет успешных российских бизнесменов, мотивация бизнеса исследуются зарубежными и российскими психологами и социологами преимущественно в контексте рассмотрения важнейших личностных предпосылок успешного предпринимательства (Чирикова А.Е., 1999). При этом большинство исследователей сосредоточиваются на составлении «личностных портретов» успешных предпринимателей, рассматривая ту или иную черту личности как предпосылку к профессиональной успешности в сфере бизнеса (Например, Рабочих Н.Р., 1995; Магун В.С., 1997; Турецкая Г.В., 1998). Вместе с тем, с одной стороны, в опубликованных исследованиях существует ряд достаточно сильных расхождений в перечне тех свойств личности, которые определяют успешность предпринимательской деятельности; а с другой – достаточно много данных, касающихся парапредпринимательской активности вне зависимости от личностных свойств. На основании всего вышесказанного была выдвинута гипотеза о существовании самостоятельного личностного качества, ответственного за успешное включение человека в экономическую ситуацию. Актуальность выбранной темы определяется все возрастающей потребностью общества в специалистах системы образования, способных выживать в условиях рыночной экономики, внебюджетного финансирования и расширяющейся системы оказания платных услуг населению. Для развития и формирования подобных качеств у работающих специалистов необходимо выделение определенных личностных свойств, ответственных за успешное включение специалиста в экономическую ситуацию (предприимчивость), а также выявление ее структуры, роли и места в развитии индивидуальности работников сферы образования. При выборе термина для обозначения данного качества возникает определенная сложность. В исследуемых с точки зрения влияния на экономическую ориентацию и успешность личностных свойствах преобладают такие, как расчетливость, энергичность, умение быстро принимать решения, тревожность, самоконтроль. Безусловно, данные свойства важны для успешной социально-экономической реализации личности, но не являются для нее базовыми. Директор психологического центра «Путеводная звезда», гештальт-терапевт, педагог-психолог 1 категории, Н.В. Ротманова E-mail: [email protected] |