Кириллова Л.Н. Влияние телевидения на агрессивность
старших дошкольников // Психология.Пермь. – 2006. - №10. с 13-20 |
|
|
Influence of TV
on aggression of the senior preschool children The TV is more and more active and even will aggressively penetrate not only into our life, but also in education of children. The TV replaces family dialogue, reading of books, etc. Before this approach by the most defenceless and absolutely small children are dependent. If adults or teenagers are capable to estimate critically that show, can be switched to other channel or simply switch off the TV kids look everything that show. And they not simply look teleproduction, they absorb and acquire her. Teleinfluences (as well as any other influences addressed to the small child) form soul of the child, bring up his tastes and sights at the world. The private world of children just develops, and the essential role in his formation is played by everything, that they receive from adults: games, fairy tales, joint employment, including telecasts which children look. They not only a way of pastime, but also means of education. Влияние телевидения на агрессивность старших дошкольников Телевидение все более активно и даже агрессивно проникает не только в нашу жизнь, но и в воспитание детей. Телевизор заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музыцирование и т.п. Перед этим наступлением наиболее беззащитными и зависимыми являются совсем маленькие дети. Если взрослые или подростки способны критически оценить то, что показывают, могут переключиться на другой канал или просто выключить телевизор, то малыши смотрят все, что показывают. Причем они не просто смотрят телепродукцию, они впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные маленькому ребенку) формируют душу ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи, которые смотрят дети. Они не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными. Как замечает Тарасов К.А., на протяжении последних 10 лет подрастающее поколение является объектом массового воздействия произведений экранных искусств, в которых действия предпочитаются чувствам и мыслям, трюки - историям, реальные человеческие типы - вымышленным героям, а насилие, жестокость и эротика, приправленная тем же насилием, стали едва ли не основным содержанием популярных сюжетов. Здесь важно заметить, что число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко возросло. Как отмечает Смирнова Е.О., поражают не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Отсюда ясно, что повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения факторов, психологических условий, вызывающих эти опасные явления, на что и указывает Смирнова Е.О. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится на стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Влияние телевидения на поведенческую характеристику человека Результаты и особенности влияния такого мощного средства массовой коммуникации, как телевидение, на жизненную среду человека в настоящее время практически не изучаются или изучаются чрезвычайно мало. Теоретические разработки и практические методики социальной науки, позволяющие прогнозировать и оценивать ответ на исходные посылы (цели и мотивы) созданных телепередач и телепрограмм остаются практически невостребованными. В связи с чем следует рассмотреть различные подходы к проблеме телевидения в зарубежной и отечественной психологии, оценить масштабы влияния этого средства массовой коммуникации на человека, в частности ребенка, начиная с самого раннего возраста. Американская академия педиатрии не так давно выпустила предупреждение: не демонстрируйте телепередачи детям до 2-х лет. Многие зададутся вопросом: что может быть опасного в просмотре, например, мультипликационных фильмов? Понятно, что для старших детей некоторые телепередачи могут быть нежелательными с точки зрения воспитания и морали. Обследования показали, что американские дети, сидя перед телевизором в среднем 3 часа в день, за год успевают увидеть около 14 тысяч сцен, связанных с сексом, а к окончанию восьмилетней школы – около 8 тысяч убийств (у нас, пожалуй, и больше). Для детей моложе 2-х лет, утверждают американские педиатры, опасность просмотра телевизора может быть чисто физической. В коре головного мозга младенца число связей между нейронами вдвое выше, чем у взрослого: мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человека все новое, непознанное, неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и языка. Кроме того, в возрасте 18 месяцев у ребенка бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакты с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми надо разговаривать, играть, общаться, но не посредством телевизора. «Телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка, - таково мнение Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействия мозга и телевидения. – Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка – тихое общение с матерью или отцом». Некоторые родители надеются, что телевидение научит ребенка чему-то полезному – новым словам, цифрам или алфавиту, но большинство специалистов говорят, что это не так. В одном эксперименте врачи регулярно демонстрировали детям с нормальным слухом, рожденным от глухонемых родителей, известную детскую образовательную передачу «Улица Сезам». Целью было проверить, не научатся ли они говорить. Этого не произошло. Дети учатся говорить, только общаясь с живыми людьми. Исследования показали, что маленьких детей привлекают звуки из телевизора, но их мозг не обрабатывает телевизионную речь с такой же интенсивностью, как разговор общающегося с ребенком человека. Кроме того, указывает доктор Джонсон, телевизор – точечный источник звука, тогда как в реальном мире звуки объемны, идут с разных сторон. Поэтому дети, привыкшие к телевизору, хуже других умеют определять направление на источник звука. ……. Заключение Обобщая изложенное, отметим, что проблемой изучения влияния телевидения на психику человека занимались, в основном, зарубежные авторы. Так, учеными Гарвардского университета было доказано, что агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к окружающему миру. Сегодня и в нашей стране телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь детей. Во многих семьях, как только ребенок научиться сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Дошкольный возраст – это период зарождения наиболее общих, фундаментальных способностей человека. В психическом развитии каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий и во многом определяется им. Следовательно, ранний возрастной период является наиболее ответственным – он определяет дальнейшее развитие человека. Отечественные педагоги и психологи также связывают проявления агрессивности, жестокости с просмотром телепередач. Долгое время телевидение считалось безопасным занятием, однако в последнее время много говорится о том, что частый и бессистемный просмотр телепередач может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных» детей, эти последствия становятся все более очевидными. Отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых – развлечений. Однако, самое явное свидетельство вредного влияния телепередач – рост уровня детской жестокости и агрессивности. Проведенное исследование показало, что, чем больше и бесконтрольнее ребенок проводит время у телевизора, тем активнее он усваивает нормы агрессивности. Так, среди увлекающихся просмотром телепередач в 2 раза больше детей, имеющих высокий уровень агрессивности, и в 3 раза меньше детей с низким уровнем агрессивности. Воспитатели и родители детей, активно просматривающих телепередачи, говорят о том, что для этих детей характерны: тенденция к непослушанию, проявление агрессивных форм поведения, выражающихся в: - отрицательных отзывах о своих сверстниках; - выражении отрицательных эмоции (недовольство, недоверие, брань); - высказывании мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий, оскорблений, обидных шуток; - простом крике, реве (без речевого выражения). Также эти дети вспыльчивы, резки, грубы, драчливы, конфликтны. Свою правоту предпочитают доказывать дракой. Для таких детей характерны: долгое засыпание, беспокойный тревожный сон, вскрикивания, плач во сне. Все это свидетельствует о нарушениях психики. Таким образом, налицо тот факт, что телевизор оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях. Разрешая ребенку постоянно смотреть телевизор, родители полагают, что он понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так. Восприятие экранного мира ребенком своеобразно: он не вникает в содержание и сюжет, не понимает действий и отношений героев – он видит яркие движущиеся пятна, которые притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать ребенку все богатство мира. Ему уже все равно, куда смотреть, - только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от утомительных занятий с ним, взрослые лишают его этого права и нарушают основной закон развития психики ребенка, открытый еще Л.С. Выготским. Суть его в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребенка – интересы, переживания, представления, образы - первоначально существуют не внутри него самого, а в пространстве между ним и взрослым, то есть имеют совместную форму. При этом взрослый не навязывает ребенку свои представления или ценности, а вместе с ним строит свой внутренний мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными. Окружающие ребенка предметы не воздействуют на него непосредственно. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать они живые, что им бывает больно или холодно. Можно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые, можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир ребенка – пустым. Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это будет бессмысленно и невозможно. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами. Л.Н. Кириллова [email protected] |