На главную

Калинкина М.Ю. Почему нужно решать проблему беспризорности несовершеннолетних?// Психология.Пермь. – 2006. - №10. с 11-12


Why it is necessary to solve a problem of homelessness of minors?

Political, economic, administrative reforms are reflected in a level of the state protection of the minors who have stayed without care of parents. Problems of homelessness of minors are a problem of the all-Russian scale and mention the various sides of a social life of the population. In this connection her decision demands effective activity of all levels of authority and close interaction of various structures.

Почему нужно решать проблему беспризорности несовершеннолетних?

Проводимые в стране политические, экономические, административные реформы отражаются на уровне государственной защиты несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Проблемы беспризорности несовершеннолетних является проблемой общероссийского масштаба и затрагивает различные стороны социальной жизни населения. В связи с этим ее решение требует эффективной деятельности всех уровней власти и тесного взаимодействия различных структур.
Существует необходимость в комплексном подходе и поиске механизмов реализации, форм и методов деятельности государственного и местного управления в решении проблемы беспризорности несовершеннолетних.
Эта проблема не нова для России. За всю историю человечества беспризорность несовершеннолетних и попытки ее решить были актуальными всегда.
В настоящее время проблема беспризорности несовершеннолетних присутствует не только в России, но и в зарубежных странах с развитой экономикой и отлаженными службами социального обеспечения. Однако в современной России масштабы беспризорности приобретают массовый характер, несмотря на то, что эта беспризорность в нашей стране была всегда. Россия неоднократно переживала пики беспризорности: в периоды между Первой мировой и Гражданскими войнами; в голод и эпидемии 30-х годов; как последствия сталинских репрессий 37-го и Второй мировой войны.
Беспризорность сегодня – это следствие обострения социально-демографических процессов (Увеличение старения населения, уменьшение рождаемости, увеличение внебрачной рождаемости и количества нездоровых и «отказных» детей, количества социальных сирот и родителей, лишенных родительских прав, снижение возраста беременных девушек и криминализации несовершеннолетних и др.), падения жизненного уровня населения, резкого обострения социального расслоения между богатыми и бедными, понижения уровня образования и воспитания, непозитивного времяпрепровождения, уменьшения числа досуговых и спортивных учреждений, отсутствия культурного отдыха и системы ювенальной юстиции, коммерциализации образовательных услуг, падения духовно-нравственных ценностей, массовых нарушений прав подрастающего поколения, жилищных проблем. Эти тенденции приводят к необратимым негативным процессам, отклонению от общественных норм, увеличению «социальных болезней» XXI века (алкоголизм, наркомания), криминализации среди несовершеннолетних, нравственному падению, к разрушению личности, деградации современного общества, усилению социально-политической напряженности и социальной безопасности России, создавая проблемы в восполнении трудовых и мобилизирующих ресурсов. Опыт прошлого и уже настоящего (события 2005 года во Франции) свидетельствует об этом.
 В этих условиях особое значение приобретает деятельность государственного и местного управления, которое реализует основные направления социальной политики и становится все более значимым явлением в общественной жизни гражданского общества, занимающихся вопросами развития, нравственного и физического формирования подрастающего поколения, их воспитания, социальной адаптации в обществе, защите прав и интересов несовершеннолетних. Вместе с тем решение этих и других вопросов, связанных с беспризорностью несовершеннолетних, напрямую зависит от обеспечения комплексного подхода и уровня взаимодействия всех ведомств и организаций, ответственных за проведение воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями.
Необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию форм и методов деятельности местного самоуправления в предупреждении и профилактики беспризорности, включая повышение ответственности самой семьи, активизацию работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, улучшению координации деятельности всех структур, раннее выявление семейного неблагополучия, формирование позитивного отношения общества к решению данным проблемам и др. Исходя из этого, формы и методы деятельности государства и местного самоуправления являются важным условием мобилизации членов местного сообщества с целью решения проблемы беспризорности несовершеннолетних, приобретающим общественное значение и широкий социологический смысл.
Актуальность проблемы проявляется также в том, что в существующей практике при ее рассмотрении внимание акцентируется, как правило, на отдельных ее моментах. Например, освещаются причины беспризорности, описываются асоциальное поведение и образ жизни несовершеннолетних. Целостное представление о природе данной социальной проблемы, о последствиях для государства и общества в целом, о формах и методах работы властей отсутствует. Это в совокупности приводит к возникновению в массовом сознании большого количества иррациональных убеждений, равнодушия и отчужденности в отношении беспризорных, а также негативного отношения к эффективной деятельности органов власти в данном направлении.
Чаще всего социологический анализ деятельности местного самоуправления и государства в целом в решении проблемы беспризорности несовершеннолетних сводится к простой констатации социального явления в обществе, его взаимосвязи с наличием различных социально-экономических проблем, а также отсутствием кадрового и материально-технического обеспечения органов местных властей. Наряду с отсутствием комплексного представления о деятельности местного самоуправления в данном направлении, вызывает непонимание создания института кадров, компетентных специалистов.
Вызывают неоднозначные суждения положения, принятого к исполнению Федерального закона от 06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который существенно сократил возможности и ответственность органов внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми. В стадии дискуссии также находятся вопросы о сущности и эффективности различных форм и методов деятельности органов местного самоуправления в решении проблемы беспризорности несовершеннолетних, их компетенции, реализации и исполнения федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этих обстоятельствах чрезвычайно важным представляется анализ комплексного изучения вопросов деятельности государства и местного самоуправления в решении проблемы беспризорности несовершеннолетних, выявление состояния, тенденции и его эффективность на современном этапе.

Аспирант Кельнского университета (ФРГ)
М.Ю.Калинкина
[email protected]