лечение наркомании в государственных клиниках Агат


На главную

Зимина И.С. Как лечить ребенка без лекарств // Психология.Пермь. – 2006. - №10. с 8-10


How to treat the child without medicines

It is known, that some diseases of children have psychological and somatic character, that is grow out psychological frustration. The child receives «benefit from illness». Thus, he, having been ill a body, gets rid of psychological discomfort.

Как лечить ребенка без лекарств

Известно, что некоторые заболевания детей носят психосоматический характер, то есть являются результатом психологических расстройств. Ребенок получает «выгоду от болезни». При этом он, болея телом, избавляется от психологического дискомфорта. Лечение при этом сводится к тому, чтобы:
- догадаться, чего добивается ребенок при помощи болезни (иногда причина лежит на поверхности, а иногда приходится сделать несколько предположений, казалось бы, самых невероятных);
- изменить ситуацию так, чтобы достижение ребенком цели осуществлялось не через болезнь, а через социально приемлемые способы поведения;
- научить ребенка получать выгоду не от болезни, а от здоровья.
Например, большинство болезней маленького ребенка при поступлении его в дошкольное учреждение носят психосоматический характер, так как ребенок не желает оставаться без родителей в детском саду, он сильно скучает, хочет снова оказаться дома рядом с мамой и папой, но ни слезы, ни уговоры «на родителей  не действуют». Конечно, когда ребенок долго плачет в группе, отказывается от еды и не желает спать, то происходит ослабление организма, что может стать дополнительной причиной для заболевания. Оказавшись дома, с мамой, малыш вновь чувствует заботу и внимание, даже порой более сильное, чем раньше. Ему это нравится, а в детский сад идти хочется все меньше. На подсознательном уровне закрепляется механизм получения «выгоды от болезни», так как именно болезнь помогла ребенку достичь желаемого – вновь оказаться дома с мамой. Последующая болезнь становится для ребенка желаемой. Он готов потерпеть болезненные ощущения в горле, в носу, в груди, но не желает терпеть разлуку. Может быть, он пока к ней не готов?
Родители, порой непроизвольно, поддерживают такой тип  взаимодействия с ребенком, потому что и сами чувствуют «вину за то, что так рано отдали ребенка в детский сад», что «вынуждены выйти на работу из-за отсутствия денег», поэтому и для них болезнь ребенка становится своеобразной передышкой от работы, от чувства вины перед ребенком. Болезнь, особенно, если она не носит тяжелый характер, также становится выгодной и им. Выгода становится двухсторонней.
Опасным для здоровья (и родителей, и детей) такое взаимодействие становится, если в другие периоды жизни, когда ребенок здоров, родители не уделяют ему должного внимания, считая, что так и должно быть. Не хвалят его за достижения, не радуются вместе обретенным умениям (пусть даже минимальным). Когда ребенок получает удовольствие от здоровья, от активного времяпрепровождения, от похвалы за любознательность и познавательную активность, ему хочется  это сделать еще и еще. Стимулом становится удовольствие от активной жизни.
Если же активное внимание родителей они получают только в периоды болезни, то добиваясь этого внимания, выгодным становится болеть.
Подобные ситуации происходят не только в периоды адаптации к детскому саду, дети стараются привлечь к себе внимание, когда в семье появляется второй ребенок, и все внимание направлено на него. Мама и папа восхищаются первой улыбкой, первым зубиком, первым шагом маленького ребенка. Старшему предлагается тоже ухаживать за малышом, но никто не замечает, что он начал читать (сидит с книжкой - не мешает), что сам начал завязывать шнурки (не пристает, не просит помощи - и хорошо). Ребенок обижен, страдает, что лишен такого внимания родителей, какое они уделяют младшему ребенку, а ранее уделяли ему. Дети по-разному стараются привлечь к себе внимание:
- активные дети с целью привлечь внимание родителей, совершают проступки, на которые родители реагируют очень эмоционально, только эмоции эти - отрицательные: ругают за то, что разбил чашку, ставят в угол за то, что громко стучал игрушкой или посудой, шлепают за то, что изрисовал стены. Ребенок добился своего, он привлек к себе внимание, он испытывает удовольствие оттого, что папа и мама с ним «занимаются», «воспитывают» его;
- менее активные дети, переключают внимание на себя при помощи болезней или регрессируют на более низкий уровень развития: у некоторых может появиться энурез, как подражание малышу, ведь его не ругают за то, что он намочил пеленки или ползунки. У некоторых детей начинают болеть ушки, ведь больные или завязанные уши не слышат криков малыша или маминых указаний «не шуметь, не кричать, не стучать, сидеть тихо». Иногда болезнь сама по себе служит привлечением внимания к себе, а иногда стоит подумать над смыслом симптома: что болит и почему, какую выгоду получает ребенок от такой болезни?
Если у ребенка снижен энергетический тонус, то необходимым становится исследовать причины и способы, способствующие его снижению. Особенно, если ребенок родился и рос активным, а в какой-то период жизни  его активность резко снизилась.
Мама 12-летнего подростка жалуется на болезненность мальчика. В периоды учебы, а, особенно, контрольных работ в конце четверти, у него поднимается температура без видимых признаков простуды или какого-то иного заболевания (параллельно ребенок был проверен врачами, но диагноз так и не был установлен). «Выгода от болезни» была очевидна в данном случае: болезненное состояние позволяло избегать ответственных работ. В беседах с родителями было установлено, что при всем негативе данной ситуации, у них тоже была своя выгода от болезни сына: «Пусть лучше в постели лежит, чем «тусуется» по подъездам. Еще наркотики начнет пробовать. На улице не проконтролируешь». Болезнь помогает отстраниться  от трудностей и сложностей жизни.
Если работу поводит специалист, то она строится в несколько этапов:

Таким образом, дети станут меньше болеть, если выгоду будут получать от здоровья, а не от болезни.

Кандидат педагогических наук,
доцент Уральского государственного педагогического университета
И.С. Зимина
zimina@002.ru