Костин Г., Индивидуальное обучение: 4 задачи преподавателя
// Психология.Пермь. – 2005. - №8. с 19-20 |
|
|
Индивидуальное обучение: 4 задачи
преподавателя Каждый преподаватель, как профессиональный репетитор, по-своему отвечает на вопрос: «Как эффективней учить?». В этой статье очерчены контуры моей системы и приведены некоторые частные методики, основное преимущество которых - овладение «взрослым» мышлением и логикой, при сохранении элементов детского творческого подхода. Первая задача при встрече с новым учеником – сформировать отношения для сотрудничества. Шаг этот очень важен т.к. часто отношение между учителями и учениками превращаются во взаимную борьбу. Необходимо сформировать отношение по схеме Равный—Равный: дети могут обращаться к преподавателю на “ты”. Цель преподавателя: формирование, доверия к себе у ученика и формирование референции на преподавателя. Т.е. ученик прислушивается к словам преподавателя не из за того, что преподаватель выстроил авторитарную позицию, а из за того, что преподаватель заслужил статус Учителя у ученика. Вторая задача преподавателя - помочь ученику приобрести необходимый опыт - направлять его в получении опыта, ставя задачи, и подталкивая к размышлению, задавая вопросы. Если ученик делает ошибки — прекрасно. Он научится тому, как не надо делать и своими глазами увидит последствия этих ошибок. Нарушение этого принципа приводит к тому, что обучаться детям мешает страх сделать ошибку по незнанию, т.к. учителя их уже “награждали” наказанием за то, что результаты попытки ученика сделать что—то не совпадали с представлениями учителя о том, как это ученик должен сделать. Необходимость применения системы знаний и навыков той или иной технологии должна быть опытом ученика, а не директивой преподавателя. Со своей стороны, преподаватель: 1. Дает ученику свободу для творчества, и он выполняет задание так, как считает нужным. Его мышление остается по-прежнему спонтанным. 2. Дает ученику последовательно несколько задач, к которым его способ будет неприменим. 3. В ответ на возникший интерес ученика, преподаватель дает ему методику, которой он должен научиться... Преимущества такого подхода перед директивным указанием «делай так»: 1. Ученик реализует себя в творчестве, и мы не запрещаем ему мыслить самостоятельно. 2. Он на своем опыте придет к необходимости использования технологии. В противном случае возможны ситуации, когда ученик, не видя особых преимуществ в преподаваемой технологии использует её, но лишь однократно - во время учебы. После же сдачи экзамена он забудет её как ненужный материал. Если мы хотим передать ученику знания и тем самым расширить его картину мира, мы должны передавать их в его картине мира. Мы должны учесть его модель мира и способ действий с этой моделью. И при этом мы должны подстраиваться к картине мира ученика и излагать информацию в соответствие с его способом мышления. Подчеркиваю - это наша работа как профессиональных преподавателей - давать материал так, чтобы было удобно в первую очередь ученику, и лишь во вторую - нам. Перевести его в свою систему мышления конечно можно и иногда нужно. Но опять же через его способ мышления и его картину мира - постепенно создавая в ней общие участки с нашей картиной мира и картиной мира профессии, которой мы учим. Если необходимо дать теорию, то даем вначале то, что человеку интересно и к изучению чего имеется мотивация. А от её силы в значительной степени зависит успешность и скорость обучения. Как заметил ещё Л.Н. Толстой, настоящее обучение начинается тогда, когда передаваемый навык востребован. Не следует перегружать ребенка теорией. Ибо это может сформировать мышление, оторванное от действительности. Полезней преподнести ученику теорию, как некий эскиз обобщения полученного опыта. И очень хорошо, если это будет его опыт. Третья, и главная задача преподавателя - научить ученика думать самостоятельно. Мы можем сколько угодно обвинять учеников в инфантильности, принося им решение на блюдечке с золотой каемочной. Мой же подход - учиться ученик может только сам: изучая литературу, общаясь с другими людьми, переосмысливая свой опыт и делая из него выводы. Поэтому на вопрос ученика я иногда не спешу отвечать, а вручаю ему книгу. И прежде чем обучить его новой технологии, делаю всё возможное, чтобы он сам открыл эту технологию. Не выучил, а изобрел сам! А ведь после учебы у нас ему придется учиться в жизни, и жизнь не будет ставить ему оценок и раздавать утешительные призы. Да и слишком многим навыкам ему придется учиться самому: справляться с трудностями, находить общий язык с начальником и сослуживцами, выбирать себе надежных компаньонов и друзей, общаться с противоположным полом... быть счастливым, наконец. Ученик должен получать удовольствие от собственных результатов - ошибок и находок. Пряник тем намного лучше кнута, что формирует хорошее отношение к изучаемому предмету и преподавателю. В противном случае у человека может даже развиться страх по отношении к изучаемому материалу и, изучив курс, он будет избегать встреч с этим материалом в реальной жизни. Отечественная же педагогика чаще “учит, как надо жить”. В начале девяностых годов прошлого века это привело к тому, что многие более образованные люди, которых долго обучали, “как надо делать”, оказались менее финансово состоятельны, чем многие люди с девятью классами образования. Вместо того чтобы учить их жить, исходя из приоритета “целесообразности” и грамотного планирования будущего, их учили жить, исходя из правил. Что много проще и дает неплохой результат в статическом, неизменном мире, но в меняющемся мире принципиально неприемлемо. Кроме этого, при попытке диктовать готовые правила, мы столкнемся с сопротивлением части учеников ("Главным изобретением человечества до сих пор остается палка, из-под которой оно работает"). Причем, сломив его, мы привьем человеку нелюбовь к учебе. Ещё мы можем получить шаблонное мышление, отсутствие творчества и пассивность. Последняя, увы, зачастую становиться жизненной позицией образованного интеллигента. И она может доходить до отсутствия самостоятельности и беспомощности. Ибо ученик привыкает получать "сверху" готовые инструкции. Для того чтобы это не происходило крайне полезно ”Учить плаванию посредством толкания в воду”. Т.е. мы должны постоянно ставить перед учеником задачи, подобные которым он не решал. При этом мы должны свести к минимуму свою помощь и действовать по принципу “Тяжело в учении - легко в бою”. Ведь жизнь не будет давать ему послаблений и подсказок, не должны давать их и мы - если хотим подготовить ученика к жизни. Если мы достигнем в этом успеха - ученик сам начнет прыгать в новый для него опыт и успешно выплывать на берег. Четвертая задача преподавателя-помочь ученику в изменении его личности. И таком изменении, которое может реально улучшить его жизнь. Поэтому очень хорошие результаты дает использование некоторых психотерапевтических методик: от элементов Эриксоновского гипноза (создание бессознательного доверия, любимые автором метафоры, управление состояниями ученика, создание мотивации на обучение), до простого повторения фраз учеников (многие люди задумываются над чужими словами зачастую сильней, чем над своими). Восточная культура испокон веков ставила задачу развития личности. Именно развития, а не обучения конкретным знаниям и навыкам. Сегодня же динамичный западный мир потребовал человека, который должен не столь знать и уметь, сколь быть готовым к постоянному самообучению. За жизнь ему приходится учиться новым технологиям, общению с разными людьми, поведению в разных ролях и социальных нишах. И лишь такие люди достигают успеха в современном обществе - которые смогли не просто выполнить работу, а выполнив её извлечь из опыта урок и в следующий раз выполнить работу еще лучше. Поэтому мы должны всегда стремиться к системе саморазвивающихся навыков. Главное чему должен научиться ученик, - в какой бы жизненной ситуации он не находился - учиться у жизни. Георгий Костин kostin@perm.ru ред. Е.А. Шибанова |