https://zubnoycentrspb.ru/

https://fit2fit.ru


На главную

Плотникова С.Ю. Некоторые аспекты консультирования клиентов – жертв // Психология.Пермь. - 2003. - №2. с 9-10.

Некоторые аспекты консультирования клиентов – жертв

Проведенный анализ телефонного и очного консультирования за период 2002 – 2003 г.г. показал, что 80% обратившихся за помощью людей живут в ожидании боли отовсюду. Они демонстрируют свое несчастье и закрепощенность в разнообразных ситуациях, чувствуя при этом вину, обиду, печаль, стыд, беспокойство, страх, гнев. Причем их чувства носят хронический характер. Для таких клиентов характерна роль жертвы. Жертва интерпретирует происходящие события в соответствии со своей жизненной установкой, и даже сама пытается создавать ситуации, подтверждающие ее значимость.

Клиент – жертва подавляет специфические факты, мысли, чувства, поведенческие реакции по отношению к себе, другим и происходящим событиям. Тем самым он способствует подтверждению принятых им в детстве решений относительно себя и окружающего мира, и это помогает ему чувствовать себя жертвой.

Для клиента – жертвы характерно убеждение в том, что его восприятие является отражением происходящих событий, но никак не внутреннего состояния и не выбранных им самим мыслей и чувств. Кто-то или что-то заставляет его чувствовать себя несчастным, подавленным, злым, обиженным, и за его чувства ответственны окружающие и сложившаяся ситуация. “Посмотрите, что вы со мной делаете!” - восклицает жертва. Такие клиенты используют свои “излюбленные” эмоции, которые поощрялись и разрешались в доме их детства, для получения поглаживаний от окружающих. Один жалуется и ждет поглаживаний за продолжение своих страданий. Другой клиент живет в ожидании катастрофы и приводит факты, обосновывающие свои страхи. Третий стремится повысить свою самооценку за счет других и ждет изменений от них. “Я не сдамся, пока этот человек не сделает что-нибудь для меня”, - твердит он.

Нами выявлены следующие типы жертв:

Виноватые

Клиенты такого типа занимаются самоуничижением, с готовностью берут на себя ответственность за независящие от них события, за все беды и напасти. Они рьяно доказывают свою вину, приводя убедительные с их точки зрения доводы и продолжают использовать ее (вину) в своих целях, часто по-детски наслаждаясь ею. Большинство из них редко совершают что – то плохое и неправильное. Худшее, что они могут совершать, это использовать вину как орудие воспитания детей, передавая ее как эстафетную палочку своему ребенку. Существует категория “виноватых”, представители которых наносят вред другим людям, чувствуют вину и продолжают вредить. Например, люди, наказывающие и обижающие детей и чувствующие при этом себя виноватыми.

Обвинители

Обвинители искренне верят, что желают изменить конкретного человека или возникшую ситуацию, на самом деле их цель – повесить вину на другого, снять с себя ответственность за свои чувства и поведение. “Обвинители” бывают злые, изобретающие удовлетворительные оправдания для своего праведного гнева; или печальные, обосновывающие свою грусть объективными с их точки зрения причинами.

Самозапугиватели

Страх и беспокойство - излюбленные эмоциональные реакции таких клиентов на воображаемую опасность в настоящем или в будущем. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боится так же, как если бы они были настоящими. Жертва запугивает себя разными страшными случаями и историями на тему: “Я мог бы погибнуть”, “Мне страшно остаться одной”, “Я беспокоюсь о будущем своих детей”. Многие фобии существуют за счет того, что человек заглядывает в будущее, а не живет в настоящем, в котором нет страшных для него событий. Надо помнить, что некоторые страхи могут быть и обоснованными. Например, страх перед реально опасным супругом, избивающим жену.

Супермены

Эти клиенты являются потенциальными жертвами, которые боятся проявления своих эмоций. Они недооценивают как себя, так и других, им не легко найти контакт со своими и чужими чувствами. “Я не знаю, что я чувствую. А что я должен чувствовать в этой ситуации?” - закономерное для них высказывание. Люди, подавляющие страх, рискующие своей жизнью, неосознанно стремятся к саморазрушению. Они развлекают публику леденящими душу подвигами и будут спорить и доказывать вам, что умеют заботиться о себе, а жизнь без риска была бы слишком скучной. Люди, подавляющие печаль, живущие с установкой – “никто не заставит меня плакать”, играют роль “сильного” мужчины или “сильной” женщины. Те, кто подавляют свой гнев, кто боится стать “разгневанными”, чтобы не сделать в этот момент что-нибудь дурное, рискуют стать жертвой.

Жертвы бессильны и могущественны одновременно. Демонстрируя свое несчастье и свои несчастливые чувства, они используют этот тип шантажа для манипулирования другими. “Если я буду достаточно несчастна, он изменится!”, “Если я буду злым и усталым, то мне не придется общаться с женой и детьми!” Жертвы ищут союзников в своих несчастьях.

Работа с вышеперечисленными категориями жертв может вызывать определенные трудности у консультантов, особенно начинающих. Они могут оказаться в ловушке, когда при работе с абонентом – жертвой отдают предпочтение только эмпатическому слушанию. В этом случае клиент может перейти в разряд “постоянных”, чтобы удовлетворять свои не насыщаемые потребности в позитивных поглаживаниях посредством “доброго” специалиста телефона Доверия. Если консультант не поддерживает правила игры, диктуемые клиентом – жертвой, он может столкнуться с негодованием и агрессией, которым должен профессионально противостоять.

Для успешной работы с клиентами – жертвами необходимо использовать психотерапевтические приемы, препятствующие закреплению стереотипных негативных чувств и “жертвенной” позиции.

Работу с клиентом - жертвой необходимо направить на осознание клиентом того факта, что возникающие чувства обусловлены не событиями, а тем, как он их интерпретирует и что при этом говорит сам себе. Если клиент продолжает верить, что это люди и ситуации делают его злым (беспокойным, печальным, виноватым и т.д.), а консультант его в этом поддерживает, то их совместная работа может направиться на решение сиюминутной внешней проблемы. Но решив ее, клиент обязательно создаст себе новые неприятности для оправдания собственного гнева (страха, печали, вины). “Что заставляет вас чувствовать подобным образом?” или “Как этот человек повлиял на вас?” - аналогичными вопросами консультант будет поддерживать представление абонента о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, не способной контролировать даже свои эмоции, а тем более отвечать за свои мысли, чувства, поведение и брать на себя обязательства. Это лишает человека веры в собственные силы, в свои способности принимать новые решения в своей жизни и приводить их в исполнение.

Консультанту необходимо понимать, как и когда раздавать поглаживания. Поглаживания за демонстрацию стереотипного негативного чувства будут препятствовать переосмыслению происходящего и нахождению новых более здоровых моделей поглаживания. Клиентов, удерживающих слезы, следует поглаживать, когда они впервые плачут и разрешают себе чувствовать, что является антитерапевтичным для хронически слезливых жалобщиков.

В успешной работе с “обвинителями” главное – не скатиться, несмотря ни на какие провокации, на позицию судьи – нельзя принимать ни чью сторону, одобрять или осуждать, сравнивать и т.д.. Желательно обратить внимание клиента на потребности другого человека, взглянув на ситуацию с точки зрения его оппонента. Часто обвинения жертвы подпитаны мыслями о кажущейся несправедливости и нереалистичными ожиданиями. Чтобы облегчить выход “самозапугивателей” из их страха, важно сосредоточивать их внимание на приятных вещах “здесь и сейчас” и отвлекать от мыслей, что может происходить в будущем. Один из путей избавления от беспокоящих чувств – научиться видеть то, что происходит вокруг, слышать, чувствовать в настоящий момент. Видеть бегущую по своим делам собаку, слышать шум дождя, чувствовать тепло солнца. Работая с виноватой жертвой, необходимо пресекать ее самонаказание; не анализировать те действия, которые, по ее мнению, неправильны. Следует разделить, за что клиент объективно несет ответственность, а за что нет; реалистично пересмотреть его позицию “я должен”. Учить его вести счет не только неудачам, но и успехам. Делать акцент на том, что клиенту в себе нравится. Встречаясь с активным или пассивным сопротивлением, удерживаться от упреков, что лишит его возможности почувствовать еще большую вину. С “суперменом” необходимо направить работу на осознание опасного смертоносного сценария. Решительно прерывать юмор клиента в забавных рассказах о том, как он чуть не погиб, т.к. нет ничего смешного в возможности причинить себе боль или умереть. Необходимо помочь клиенту осознать, как можно получать поглаживания за то, что он жив, а не за то, что “почти умер”, осознать необходимость заботиться о себе. Помочь ему признать свою значимость и ценность, подчеркивая его достоинства.

Обращающиеся за помощью клиенты – жертвы, с одной стороны, желают изменений в своей жизни, хотят “по – другому” себя ощущать, “по – другому” себя вести и думать иначе; с другой, борются против этих изменений, т.к. их может подстерегать страшная “опасность”: получить то, что они так страстно хотят – любовь к себе, осознание собственной значимости, счастье и благополучие, то, что им так мало знакомо. И они не спешат расставаться с прежнем стилем жизни. Сочувствие и поддержка на начальном этапе поможет успокоить и разоружить позвонившего, а внимательное слушание и внимательное сопоставление, профессиональная постановка вопросов, грамотное раздавание позитивных поглаживаний и использование подходящих психокоррекционных методов поможет при консультировании данной категории клиентов. Телефонное консультирование может быть хорошим стартом для последующей коррекции клиентов – жертв.

Имеет ли право консультант противостоять клиентам, чтобы изменить их “несчастный”, порой разрушительный и опасный сценарий жертвы? Решает каждый для себя сам. Жертвы проходят мимо сотен людей в своей жизни и также могут пройти мимо нас.

Пермский центр СПАиТ “Доверие”
психолог-консультант С.Ю. Плотникова