click this


На главную

Кошеваров Е.Н. Психологический портрет покупателя сотовых телефонов (на основе анализ оформления сетей магазинов сотовых телефонов) // Психология.Пермь. – 2005. - №8. с 17-18


Покупка сотового телефона еще не перешла в разряд обыденных действий Пермяков. К такой покупке готовятся, некоторое время обдумывают, выбирают, а только потом приобретают или меняют.
Насколько же внешнее оформление магазина может влиять на покупателя? Вы наверняка согласитесь, что внешнее оформление – это, своего рода, приглашение, как минимум – приглашение зайти.
Что же играет ключевую роль в оформлении магазина? Краски? Подсветка? Геометрия рисунка?
Когда создается макет внешнего оформления, то дизайнер вкладывает в дело часть себя. На примитивном уровне – делает так, как ему самому нравиться. Или группа дизайнеров и проектировщиков, совместными усилиями создают макет. В последнем случае субъективных привнесений меньше, и вероятность удачно спроектировать макет повышается.
Внешнее оформление, т.е. приглашение, по цветовой окраске и геометрии макета одних привлекает, а других отталкивает, в зависимости от характерологических особенностей конкретного человека. Таким образом, в один магазин ходят люди с инфантильными наклонностями, в другой только активные и целеустремленные в третий вообще не заходят.
Редакция журнала «Психология.Пермь» в конце августа решила исследовать оформление сетей магазинов сотовых телефонов. Для получения объективных данных, психолог-педагог Евгений Кошеваров использовал следующие методики: цветовой тест Люшера и психогеометрический тест С. Деллингера.
Первый тест дает психологический настрой человека, его внутреннее актуальное состояние, второй дает характерологические особенности человека.
Цель данного исследования – выявить характерологические особенности потенциальных покупателей сотовых телефонов в различных сетях магазинов г. Перми.
Какой руководитель и начальник отдела продаж не хочет знать кто захаживает к ним «на огонек»? Дело не в сегментировании рынка, дело в универсальном подходе к человеку, который зашел в магазин. Человек, прежде чем зайти в магазин, увидел оформление, увидел цвет и форму. Этого достаточно, чтобы с сетчатки глаза импульс пошел в головной мозг человека и изменил его внутреннее состояние, согласно цвету и форме увиденного. С таким состоянием и заходит покупатель в магазин.
Но есть и второй аспект оформления – неприязнь определенного цвета и формы, такие люди, как правило, проходят мимо.
Редакция журнала «Психология.Пермь» для исследования взяла 3 наиболее интересных оформления сети магазинов сотовых телефонов, это: «Телефон.РУ», «Евросеть» и «Связной».

  «Телефон.РУ»
Геометрия оформления «приглашает» зайти доброжелательных, заботливых, бесконфликтных людей. Данное оформление больше влияет на людей, кто не совсем определись с покупкой, возбужденных, ищущих. В связи с чем, люди в магазин заходят, долго выбирают, а потом могут уйти, ничего не приобретая.
Название магазина несколько приземляет. Входящие в магазин люди не особо надеются на удачную покупку, скорее ориентируются приобрести что-нибудь серенькое, тусклое.
Такой магазин чаще посещают люди, которые ищут близости в чувственной и теплой атмосфере. Такие люди впечатлительные, одарены богатым воображением. Частые фрустрации возникают из-за ограничения свободы действия, что может привести к стрессу. В настоящее время борются против запретов и ограничений и настаивют на свободном развитии как результате собственных усилий.
Нестабильность выбора: 6,25%
Фактор тревожности: 16,67%
Фактор активности: 50,00%
Фактор работоспособности: 63,56%

«Евросеть»
Геометрия магазина предрасположена к активным людям, оптимистам, идеалистам. Данное обстоятельство обуславливает быстрый темп обслуживания в магазине и меньшее время на раздумье. Как правило, в конце рабочего дня, у персонала магазина могут наблюдаться головные боли, шум в ушах, неприятное ощущение в затылочной области.  
Как правило, в магазин покупатель приходит за «светлой» моделью телефона.
Характер покупателя: частенько такого человека обстоятельства заставляют идти на компромисс, в настоящее время отказ от удовольствия. Такой человек нуждается в изменении обстоятельств или взаимоотношений, что позволит освободиться ему от нервного напряжения. Стремиться оказывать большее влияние на ход событий и играть более активную роль.
Нестабильность выбора: 37,50%
Фактор тревожности: 12,50%
Фактор активности: 66,67%
Фактор работоспособности: 88,14%

«Связной»
Внешнее оформление привлекает людей общительных, коммуникабельных, возможно «болтунов». Данное оформление ближе к ученикам 8-11 классов и педагогам.  Такое привлечение может привести к длительным разговорам, рассуждениям, советам, но будет отсутствовать необходимый объем продаж товара.
Покупатель активный, но чувствует, что достигнут неудовлетворенный прогресс, или что он недостаточно вознагражден за приложенное старание. Порывист, но постоянен. Нуждается в ощущении, что все идет так, как было задумано. Полное отсутствие непонимания со стороны окружающих, и поэтому принимает пренебрежительную и вызывающую позицию по отношению к другим.
Нестабильность выбора: 18,75%
Фактор тревожности: 62,52%
Фактор активности: 66,67%
Фактор работоспособности: 55,51%

Главный редактор журнала «Психология.Пермь»
Е.Н. Кошеваров
psyperm.virtbox.ru
т. 8-902-83-133-73