На главную

Богунов Л.А. Исследование потребности в формировании ментального и поведенческого навыка психологической адаптации // Психология.Пермь. - 2005. - №7. с 10-14.



ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ  МЕНТАЛЬНОГО И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО НАВЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни межличностного взаимодействия, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. В связи с изменившимся экономико-политическим положением государства, изменился и социальный статус гражданина. Для более успешной социальной адаптации человек должен быть психологически подготовленным, к такого рода, взаимодействию, быть гибким и динамичным. Старые методы обучения и воспитания не способствуют повышению адаптируемости организма в быстроменяющихся условиях. Поэтому особое значение приобретает стремление и способность личности к более успешному взаимодействию с другими людьми. Расслоение общества становиться все более заметным. В связи с этим люди, которые изначально обладали более гибкими навыками межличностного взаимодействия, оказываются более приспособленными к жизни и, в конце концов, становятся более успешными: делают карьеру, реализуют свой творческий потенциал, гарантируют себе обеспеченное «завтра», оказываются более счастливыми.
Те же, кто оказались менее приспособленными, кто испытывает недостаток и неуверенность в завтрашнем дне, все более ощущает свою неполноценность и ущербность. Такое их положение усугубляется еще и тем, что им негде приобрести новое знание, они не знают, как изменить ситуацию.
Следует, однако, отметить, что и человек, имеющий, как мы ранее подчеркивали, более конструктивные навыки взаимодействия, позволившие ему добиться определенных результатов, также не застрахован от негативного воздействия внешних факторов.
Заметим также, что и человек, не обладающий необходимыми навыками выживания, не сможет им обучить и свое, более младшее, поколение.
Следовательно, этим навыкам необходимо обучать там же, где обучают и другим наукам т.е. в учебных заведениях. Таким образом, вопрос встает в соответствующих кадрах, компетентных в данных вопросах и в методах организации преподавания данных навыков.
Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности в данном направлении, будет естественная потребность организма в выживании, в стремлении к равновесию. В современных же условиях мы наблюдаем много неадекватного поведения у субъектов общения, недееспособных, неполноценных ответных реакций на наличествующую ситуацию. Все это требует от человека отхода от привычных форм существования и поиска новых способов взаимодействия с окружающей действительностью, поиска новых путей решения возникающих проблем. Таким образом, возникает потребность в создании методов обучения выживанию, методов обучения реагирования на воздействие внешних факторов. Игнорирование этого факта уже не может иметь места. 
Исследование вариантов обучения подобным навыкам требует от субъекта реализации своих невостребованных, на определенном этапе развития, возможностей. Все чаще индивиду требуется налаживать и совершенствовать интроспективный взгляд внутрь себя. Находя в себе ответы на многие интересующие вопросы. Но опять таки не знание методов, схем аутовзаимодействия не позволяет человеку максимально раскрыть свои возможности.
За более чем столетний период развития общества, сформировалась тенденция, когда от гражданина требовалось владение какой-то определенной специальностью и он уже более чем удачно вписывался в общую колею межличностного взаимодействия. Специалист был востребован и его знания позволяли ему выжить, отвечая за свою часть общеконвейерной работы. Однако сегодня одной специальности уже не достаточно, требуется более широкий круг практических знаний в различных областях человеческого бытия.
Для изучения ситуации существования вышеназванных проблем, нами было проведено исследование. Темой исследования стало: «Изучение факта наличия незавершенных ситуаций в условиях межличностного взаимодействия». В основу была положена идея о том, что незавершенные ситуации запоминаются гораздо лучше, чем завершенные, поскольку завершенная ситуация становиться фоном, в то время, как незавершенная ситуация продолжает оставаться фигурой на фоне и постоянно требует завершения, забирая на себя часть энергии, «мелькая обрывками мыслей» в сознании субъекта. В основу тестирования была положена идея предложения испытуемым проективного материала, который сработает, как экран, на котором пишущий, по словам А. Анасази, «…спроецирует характерные для него мыслительные процессы, потребности, личностные черты и так далее». И мы понимаем, что в основе материала, который будет «выложен», «вылит» на бумагу, будут именно незавершенные ситуации.
Объектом нашего исследования выступили студенты 1-го курса, специальности экономика; а предметом исследования явились незавершенные ситуации субъектов общения в контексте межличностного взаимодействия.
Целью исследования стало выявление наличия незавершенных проблемных ситуаций, требующих решения; и гипотеза исследования: если при предъявлении схематичных контурных рисунков, изображающих ситуацию конфликта или проблему, требующую разрешения, испытуемый по аналогии сможет придумать и составить подобные сценарии, следовательно, в его банке памяти, имеют место проблемные ситуации, которые требуют разрешения и до сих пор остались не разрешены.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:
1.   Подобран проективный материал, на основании контурно-схематичные рисунков методики Розенцвейга (определение склонности к фрустрации при помощи комиксов);
2.   Разработана инструкция, мотивирующая испытуемых к поиску в своем банке памяти незавершенных проблемных ситуаций, требующих разрешения;
3.   Проанализирован письменный отчет испытуемых о проблемах, возникающих в результате выполнения задания.
Научная новизна данного исследования заключается
4.   В разработке подхода к исследованию наличия незавершенных ситуаций;
5.   В теоретическом обосновании справедливости проективного метода исследования наличия незавершенных ситуаций;
6.   В теоретическом обосновании необходимости исследования наличия незавершенных ситуаций;
7.   В методологии обработки данных.
     Практическая значимость исследования заключается в том, что уточнен и конкретизирован метод проективного исследования незавершенных ситуаций личности в контексте формирования межличностного взаимодействия субъектов общения.
     Теоретическая значимость заключается в том, что изучена и уточнена ситуация наличия огромного числа незавершенных проблемных ситуаций в контексте формирования межличностного взаимодействия субъектов общения.
     Положения, выносимые к рассмотрению:
1. Совокупность организационно-диагностических условий, обеспечивающих возможность исследования проблемы: подготовка материалов для предъявления испытуемым, разработка мотивирующей инструкции;
2. Результаты исследования: их качественные и количественные характеристики и показатели.
3. Выводы, дальнейшие рекомендации, вновь поставленные задачи.
Этапы и процедура исследования:
      Параллельно было проведено два разных эксперимента. В первом случае участвовала группа из 25 человек, во втором случае из 27 человек.   
      На первом этапе работы с испытуемыми было проведено исследование по методики Розенцвейга с сохранением всех оригинальных инструкций.
      На втором этапе испытуемым предложили ответить на вопросы, и дана соответствующая инструкция: «Сейчас вам предстоит ответить на следующие вопросы и оценить их по схеме от -5 до 5. Например, на вопрос, как много существует ситуаций в данном исследовании, с которыми в жизни вы бы предпочли не сталкиваться? – ответ -5 будет означать, что таких ситуаций нет, а ответ +5, что практически со всеми ситуациями вы бы предпочли не сталкиваться».  Всего было предложено семь следующих вопросов: 1. Как много существует ситуаций в данном исследовании, которые вызывают у вас особую тревогу, волнение или, вообще, как-то выводят вас из равновесия? 2. Как много существует ситуаций в данном исследовании, в которых действие кого-либо из участников вы бы могли охарактеризовать вызывающее, несправедливое или даже наглое? 3. Как много существует ситуаций в данном исследовании, с которыми в жизни вы бы предпочли не сталкиваться? 4. Как много существует ситуаций в данном исследовании, в которых вы ответили за одного из участников одним образом, но считаете, что правильным, на самом деле, было ответить как-то по другому? 5. Как часто вам приходиться в жизни сталкиваться с подобными ситуациями? 6. Если бы вам сказали, что опытный психолог, преподаватель, специалист или просто старший друг, может вас научить, как вести себя в подобных ситуациях, «выходить сухими из воды» или просто завершать ситуации с пользой для себя, согласились бы вы пройти с ним тренинг? 7. Как много существует ситуаций в данном исследовании, которым, по вашему мнению, даже не стоит предавать значения?
     Участниками второго эксперимента были 27 человек (никто из них не принимал участие в эксперименте №1).
     На первом этапе с испытуемыми также было проведено исследование по методики Розенцвейга с сохранением всех оригинальных инструкций, однако за место 24 рисунков, было предложено 10 (выбранных произвольно).
      На втором этапе испытуемым была дана следующая инструкция: Следующее задание направлено на изучение вашей памяти, воображения и творческого мышления. Сейчас по аналогии с вышеназванными ситуациями вам предстоит вспомнить или придумать свои ситуации. Время пошло, начали…». Эксперимент продолжался 20 минут.
В обоих экспериментах оговаривалось, что результаты исследования будут известны только экспериментатору.
Обработка результатов исследования первого эксперимента была следующая. Мы сложили ответы испытуемых по каждому вопросу и разделили на 25 т.е. на количество испытуемых. Например, относительно вопроса №1: 73(сумма всех ответов)/25=2,92. Таким образом, результаты по всем вопросам следующие: 1) 2,9;     2) -0,5;     3) 0,5;     4) 2,3;    5) 4,3;     6) 2,7;     7) 0,3. Как мы видим, среднестатистическое ответов испытуемых имеет значение «+» Данный показатель говорит о том, что в жизни испытуемых присутствуют незавершенные ситуации, которые являются проблемными и приносят боль (психическую) и неудовлетворение и которые требуют своего завершения. Среднестатистический показатель –0,5 во втором вопросе, по нашему мнению, имеет место из-за самой категоричной формы вопроса. Однако насторожила имеющаяся положительная тенденция на вопрос №7. Но после устного обсуждения выяснилось, что многие из участников эксперимента, склоняются к тому, что к подобным ситуациям следует подходить по философски и не стоит придавать большого значения всем «грубостям жизни» - выражение одного из участников.
      Более интересными, по нашему мнению, являются результаты эксперимента №2. Выяснилось, что участникам эксперимента не составляло труда придумывать и припоминать ситуации из жизни, аналогичные изображениям в методики Розенцвейга. Как ожидалось, были описаны более яркие и более травмирующие ситуации. В описании многих испытуемых были видны эмоции и даны оценки несогласия с происходящим.
     Данные результаты также подтверждают наше заявление о большом количестве незавершенных ситуаций в жизни, как нам кажется, любого, кто бы стал участником данного эксперимента. Таким образом, мы видим, что вышеназванные вопросы требуют решения.
     Попытки разрешения данных проблем предпринимались и предпринимаются многими видными психологами. Однако вопрос затрагивался постольку, поскольку ставились частные задачи решения внутриличностных конфликтов, решения семейных проблем и т.п. Разработанные психолого-педагогические адаптационные методы призваны решать проблемы в ситуации наличия директив психолога - в период прохождения соответствующей психолого-педагогической сессии. После окончания такой сессии субъект вновь сталкивался с новыми проблемами и вновь оказывался не готов к их решению. Данная ситуация возникает потому, что во-первых, надо признать, психолог может быть не заинтересован лишаться своего заработка; во-вторых, наличие психологов-специалистов высокого класса не может удовлетворить все растущий интерес и потребность народных масс к решению данных проблем; в-третьих, подобная психолого-педагогическая работа не строится таким образом, чтобы формировать навык самостоятельного решения проблем любого рода в дальнейшем, а, как правило, призвана решать частные случаи; в четвертых, большинство методов сложны для понимания человека не подготовленного, не имеющего базового психологического образования; в-пятых многие их этих методов предназначены решать именно вопросы психопатологии, следовательно, не подходят для решения обыденных жизненных ситуаций; в-шестых, само большое разнообразие психологических методик и концепций делает достаточно трудоемкой задачу эффективного и правильного подбора методов, способных в своей четкой организации донести до субъекта суть понимания решения возможных проблем. Таким образом,  важной задачей сегодняшней психологии и педагогики, является разработка именно такой методической программы, которая позволяла бы хоть в какой-то степени решать вышеназванные проблемы, а также правильно донесение данной программы до человека.

Список литературы
1.  Анастази А. Психологические тесты. Книга 1. М.: Педагогика, 1982.
2.  Ашмарин И.П. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов. ЛГУ, 1975.
3.  Беллак Л., Абт Л. Проективная психология. /Пер. с англ.: М., 2000.
4.  Бернстейн А. Справочник статистических решений. М., 1963.
5.  Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.– Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
6.  Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000.
7.  Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2000.
8. Сатир В. Вы и ваша семья. М.: Эксмо-пресс, 2000.

Аспирант при Омском Государственном Педагогическом Университете,
преподаватель Л.А. Богунов
E-mail: bogunov79@mail.ru
т. (3152) 46-36-55