• Хочу поставить на зуб коронку из металлокерамики. какую посоветует стоматолог? |
Дронина Л.В. Влияние музыки на детей с задержкой психического развития (ЗПР) // Психология.Пермь. - 2005. - №6. с 1, 8-9. |
|
Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и красоты души. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с ЗПР. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт. Звук на самом деле может и вылечить и убить. Звук - это вибрация, которая воздействует на тело человека. Сигнал о том, или ином звуке через уши попадает в головной мозг, после чего определенные зоны начинают возбуждаться. А поскольку все функции организма так или иначе связаны с мозгом, то изменения, происходящие в нем, начинают влиять на все физические процессы в организме, что очень важно для детей с ЗПР. Но как определить, какие звуки полезны, а какие нет? Очень просто. Те звуки, которые нам неприятны, не могут быть полезны. Они приводят к болезням. Музыка же представляет собой гармоничное сочетание наиболее приятных человеку звуков, поэтому она оказывает лечебный эффект на организм человека. Еще в I веке до нашей эры Пифагор установил, что обладая особым воздействием, музыка способна повышать и развивать интеллект человека. Поэтому члены пифагорской школы проводили занятия математикой под звуки музыки. Занятия музыкой особенно необходимы тем детям, которые страдают тем или иным недугом. Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Расслабляющий эффект музыки полезен при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. При бронхиальной астме так же могут использоваться записи шума леса, пения птиц, ритмичного плеска морского прибоя. Эти же звуки полезно слушать страдающим спастическим тетрапарезом. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник - музыка - лечит не хуже, чем доктора! Характерные для детей с ЗПР особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на музыкальных занятиях. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию младших школьников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности младших школьников. Занятия ритмикой способствует формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены перед необходимостью совместной коллективной деятельности с ее важнейшими воспитывающими функциями. Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия, оказывают на ребенка организующее и дисциплинирующее влияние, благодаря присутствующему в них ритму. Ритм пронизывает все занятие, регулирует движения, благодаря ему вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движения, нормализуется двигательное беспокойство, характерное для детей с ЗПР ............................. |