Козачек О.В., Сибирцева О.Э. Почему ребенок манипулирует? Психологический анализ зависимости манипулятивного поведения дошкольников от родительского отношения // Психология.Пермь. - 2005. - №6. с 1, 5-6. |
|
Слезы, хитрость, упрямство, слабость, "уход в болезнь", капризы, шантаж... Вот неполный арсенал детских манипулятивных приемов, которые знакомы любому родителю и педагогу. В чем причина манипулятивного поведения дошкольников? Какова роль взрослых в формировании манипулятивных убеждений и навыков у детей? Психологическое воздействие на человека, осуществляемое скрыто и ловко, используемое для достижения односторонней выгоды, носящее субъект-объектный характер, принято называть психологической манипуляцией. Многообразие проявлений в различных сферах общественной жизни сделало этот феномен особенно интересным для научного анализа, о чем свидетельствуют многочисленные работы зарубежных (Э. Берн, Ф. Зимбардо, Р. Чалдини, Г. Шиллер, Э. Шостром и др.) и отечественных (Е.Л. Доценко, Е.Л. Волков, С. Кара-Мурза, А.Н. Лебедев, А.Б. Орлов, Е.В. Сидоренко и др.) авторов. Несомненная значимость изучения манипулятивных проявлений в онтогенезе человека, с одной стороны, и немногочисленность исследований, направленных на рассмотрение возрастного аспекта психологического манипулирования, с другой, определило актуальность теоретического и эмпирического анализа манипуляций детей дошкольного возраста. Первый опыт управления другими людьми, по мнению Э. Шостром, человек приобретает в детстве: "Так, едва научившись ходить, ребенок уже знает, что для того, чтобы добиться своего, ему нужно иногда ворковать, иногда орать" (1992, С. 16). В своей книге "От двух до пяти" К.И. Чуковский (1984) приводит множество примеров, которые показывают, на первый взгляд, немного наивные, пока еще не совсем умелые, но уже претендующие на манипулятивность, попытки детей влиять на других: Четырехлетняя Вера говорит своей матери: - Ты можешь пойти за мороженым... Я не для того говорю, что за мороженым, а для того, чтобы ты вышла немного на воздух. Наташа угощает бабушку конфетами: - Ты, бабушка, кушай эти красивенькие (мармелад), а уж я буду есть эти грязные. И, делая гримасу отвращения, со вздохом берет шоколадку. Д.Б. Эльконин (1989, С. 174), характеризуя развитие личности ребенка-дошкольника, описывает случаи детского упрямства в старшем дошкольном возрасте, которое хорошо осознается ребенком как несправедливое и неправильное стремление во что бы то ни стало настоять на своем. Дети, как правило, учитывают последствия своего упрямства и проявляют его чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых оно остается безнаказанным, а для ребенка эффективным. Некоторым старшим дошкольникам доставляет удовольствие видеть бессилие взрослых, особенно если окружающие сверстники реагируют на это смехом. Влияние, которое оказывается детьми в этих случаях приобретает определенную искусность, учитываются уязвимые стороны адресата воздействия, получается удовольствие от произведенного на сверстников впечатления. Взрослые, в подобных ситуациях, по отношению к "беспомощному ребенку" выступают в инструментальной функции, как средства удовлетворения его потребностей, как жертвы манипуляции. Манипуляторами не рождаются, а становятся. Овладение манипуляцией происходит на протяжении всей жизни человека. В раннем детстве преддошкольник манипулирует предметами, обучаясь общественно выработанными способами их употребления, а в дошкольном возрасте объектом манипуляции могут стать окружающие ребенка взрослые. Это неслучайно, т.к. именно в этот период происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение задач, мотивов и норм человеческих отношений. В каких же смыслах ориентируется современный дошкольник? Как и какие нормы ему предстоит освоить? Какой урок он получат от мира взрослых, который представляет собой "уже готовый продукт нашего манипулятивного общества"? Родительские установки и поведенческие паттерны, продемонстрированные взрослыми оказывают влияние на убеждения и поведение детей. В.В. Знаков (2000), ссылаясь на зарубежные исследования, посвященные развитию макиавеллизма личности в онтогенезе, отмечает, что макиавеллистические убеждения и навыки передаются от родителей, хотя могут не совпадать и реализовываться в поведении "автономно". Одни дети перенимают от родителей систему убеждений, которая не прямо, а косвенно влияет на их поведение. Другие непосредственно копируют у родителей успешные способы манипулирования людьми. А.Б. Добрович (1987) подробно описывает примеры того, как манипулятивно поведение взрослых, закрепляющих за ребенком исполнение каких-либо семейных ролей ("кумира семьи", "болезненного ребенка", "козла отпущения" и т. д.), удовлетворяющих свое тщеславие, пытающихся потешить свое самомнение, поддержать семейный престиж или просто проявляющих педагогическую неграмотность. Так, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное ему - заниматься, читать, помогать по дому, родители нередко встают на путь "подкупа". Они соглашаются "платить" ребенку вещами, игрушками, удовольствиями, если он будет делать то, что от него хотят. Этот малоэффективный путь - свидетельство дисгармонии детско-родительский отношений, он также способствует развитию будущего манипулятора. Манипулятивные приемы детей выступают ответом на манипулирование взрослых. Э. Шостром представляет целую галерею молодых манипуляторов: "маленькая тряпка" - пассивный, зависимый ребенок, манипулирующий своей слабостью, беспомощностью; "маленький диктатор", успешно управляющий взрослыми с помощью надутых губ, упрямства, непослушания; болезненный плакса "Фредди - лисица", использующий жалость окружающих; "жестокий Том", манипулирующий своим физическим превосходством; "Карл - соревнователь", использующий окружающих для достижения значимых вершин. Теоретический анализ проблемы позволил предположить, что именно родительское отношение оказывает значительное влияние на манипулятивное поведение детей в дошкольном возрасте. Для эмпирической проверки выдвинутой гипотезы было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, их родители и воспитатель. Были поставлены две задачи: во-первых, оценить уровень манипулятивности поведения детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в исследовании, во-вторых, определить зависимость между уровнем манипулятивности поведения испытуемых, стилем родительского отношения взрослых и особенностями восприятия внутрисемейных отношений ребенком. Немногочисленность специальных диагностических средств, традиционно применяемых в исследовании психологической манипуляции, потребовало для решения первой задачи использования методов малоформализованной диагностики - наблюдения и экспертных оценок, а также создания адекватного стимульного материала. Основой для выделения параметров манипулятивного поведения дошкольников выступила типология детей-манипуляторов Э. Шостром. Контент-анализ предложенных автором характеристик позволил подготовить три наиболее ярких манипулятивных портрета: "Пассивный тип", "Активный тип", "Соревнующийся тип"...................... |