Узнать, сколько стоит съемный зубной протез на обе челюсти можно на приеме врача.


На главную

Вершинин М.В. Современные молодежные субкультуры: скинхеды // Психология.Пермь. - 2004. - №5. с 16-20.

Деятельность "деструктивных организаций" в российском обществе и мире еще не была достаточно рассмотрена в контексте радикальных асоциальных групп. Радикализм во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам и интенсивности, по своей жестокости превратился сегодня в одну из самых острых и злободневных проблем государств. Одним из аспектов этой проблемы, по мнению автора, несомненно, являются "заблуждения" о роли молодежных групп в дестабилизации современного общества. Автор попытается рассмотреть деятельность радикальных представителей "молодежных субкультур" с разных сторон.

В отличие от мнения большинства обывателей современные субкультуры, особенно молодежные, не являются аморфными и однообразными явлениями, а представляют собой активные "очаги сопротивления" современному обществу с его христианской моралью. Эти "очаги" представляют собой различные варианты ухода от "навязываемой" культуры и сами по себе не являются ни плохими, ни хорошими. Особенность субкультур в России выражается в том, что большинство "молодежных субкультур", а в этой статье мы рассматриваем в основном их, являются заимствованными из западной культуры и не являются историческими сложившимся "очагами" субкультуры в нашей стране.

Парадокс заключается в том, что чем больше мы пытаемся противиться глобализации, тем сильнее мы в нее интегрируемся. Мы не хотим стать частью глобального и потерять свои "национальные" преимущества, но при этом мы активно внедряем в обществе интернациональную (международную) систему субкультур, чье истинное призвание ("в чистом виде") - служить противовесом или замедлителем глобализации (автор исходит из предпосылки, что глобализация необратима и является необходимым условием перехода к единому обществу (от информационного общества к ноосфере)). "Скинхеды", "неонацисты", "красные", "анархисты", "антиглобалисты", "рэпперы" - все они представители европейской и американской культуры.

Добро пожаловать в глобализацию.

 

Основные заблуждения, связанные с движением скинхэд-культуры

 

    1. Скинхэды - это движение, связанное с фашизмом
    2. Скинхэды - это преступная группировка и никакой культуры там нет
    3. Проблему "буйства" скинхэдов - невозможно решить

 

В нашей статье мы постараемся опровергнуть эти заблуждения, для чего рассмотрим современное состояние "очагов радикализма".

Доказательства того, что между классическим движением скинхедов и мимикрирующих под него "неофашистскими" организациями нет ничего общего, кроме некоторых элементов одежды мы рассмотрим ниже ("три волны классической скинхед-культуры").

 

История: три волны классической скинхед-культуры

 

Первая волна

"Скинхэды" конца 60-х были можно сказать продуктом "мод-культуры", которые культивировалась под воздействием ямайской культуры, приносимой в Англию иммигрантами рудебойями. "Моды" (mods) - это не только музыкальный стиль, но и определенное движение, образ жизни и манера одеваться, порожденная подростковой культурой Британии начала 60-х. Вечное противостояние "отцов и детей" с новой силой разгорелось с появлением рок-н-ролла (середина 50-х): молодое поколение американцев, получившее свою музыку, своих кумиров и свою моду, начало осознавать себя как самостоятельный социальный класс, не желавший подчиняться законам взрослых и пытавшийся самоопределиться. Английские подростки тоже захотели слушать и играть ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. Так зародилось движение "мод" (этимология названия, вероятно, восходит к слову "modern" - современный, модный). На Британии 60-х с особой силой сказались экономические проблемы, вызванные послевоенным кризисом: надо было восстанавливать индустрию и разрушенные дома, требовались рабочие и служащие, а людей не хватало. Это вынуждало подростков даже из хороших семей устраиваться на работу, чаще в конторы и офисы (клерки, машинистки и т.д.). Получая свой личный доход, юные британцы могли приобретать наряды, тратить деньги на развлечения. "Моды" одевались очень опрятно, носили обычно дорогие костюмы. "Fred Perry", "Ben Sherman", "Lonsdale" - эти фирмы выпускающие одежду и обувь были очень популярны среди "модов".

Так появилась мода в стиле "Тэдди Бойз" ("Teddy Boys"). У юношей - вельветовые пиджаки с большими лацканами, кожаные галстуки, брюки с отворотами, ботинки на рифленой подошве; прически - удлиненные, с волосами, обрамляющими лицо. Девушки носили юбки выше колен и свитера с глухими горловинами, длинные и прямые волосы. Из-за этого увлечения (хорошо одеваться) они часто обвинялись в предательстве рабочего класса, т.к. "моды" мало чем отличались в социальном плане от молодежи рабочего класса, но тратили на одежду большое количество денег. Девушки-"моды" любили тяжелую косметику и неяркую помаду. Любимым развлечением стали скутеры (мотороллеры). При этом "Тэдди Бойз" отличались весьма хулиганским нравом: они сколачивали банды, разъезжавшие на мотороллерах, дрались с рокерами (водивших мотоциклы), громили витрины магазинов и пугали обывателей.

Кстати, в отличие от рокеров, популярной тогда культуры молодежи, "моды" имели в своих рядах представителей обоих полов. Кроме цивильной одежды, "мода" можно было узнать по мотороллеру (Scooter). Многие, кто ездил на них, называли себя "Scooterist" -скутеров можно тоже считать неким продуктом "мод-культуры". Обычно они украшали скутеры зеркалами и другими эффектными штучками. Так же скутерами увлекались и футбольные фанаты ("hooligans"), которые тоже вышли из "модов". Быть "модом" означало иметь все самое новое и оригинальное, что только существовало на данный момент, выделяться среди остальных. Весь Лондон наводнили мотороллеры.

Музыка была менее важной составной частью движения, чем мода и манера поведения. В основном "мод-группы" начинали с того, что копировали американские ритм-энд-блюзовые стандарты и создавали собственный музыкальный материал в том же духе. "Моды" играли ритм-энд-блюз и рок-н-ролл быстрее, тяжелее и "грязнее" своих предшественников. К 1968 году движение "модов" практически угасло, переродившись в другие движения.

Уже в начале 60-х появились так называемые рюдиз (Rudies) - молодые выходцы с Ямайки, работавшие на низкооплачиваемой работе (магазины, бары, доки, фабрики). У них была своя мода. А главное, своя музыка - "ска", которая понравилась и англичанам. В это же время стартовало и движение "модов".

В это же время появились первые "хард-моды" (hard-mod) или "скинхэды". Каждую субботу эти новые представители прогрессивной молодежи ходили на стадионы, чтобы поддержать любимые команды. Смертоносная поддержка футбольных команд часто вела к потасовкам между противостоящими болельщиками, вела к легендарному британскому "футбольному насилию". Так как представители "хард-мода" (hard-mod) часто участвовали в потасовках, то они стали брить головы, чтобы в драке противник не мог воспользоваться захватом за волосы. Стоит отметить, что "скинхэды" не сразу отделились от "модов": все происходило постепенно.

Далеко не все называли себя "скинхедами" (skinheads). Были названия вроде "herberts" (от улицы Herbert Street в городе Glasgow (Великобритания)), "street kids" (то есть "дети улиц"), "spy kids" (примерный перевод - "охотники"), "peanuts" (то есть "дробители орехов"; это имя они получили за грохот их скутеров) и другие.

Вопреки распространенным представлениям большинство "скинхедов" во всем мире никогда не были "бритыми" или "бритоголовыми". Те, кто работал в речных доках, оставляли на голове короткий "ежик", и стриглись так только для того, чтобы защитить себя от пыли, грязи и вшей. По этой причине "бритоголовый" в середине шестидесятых - унизительное прозвище, что-то вроде "винторогий". Сами они так себя не называли. Их так ругали.

Когда наступала ночь, "скинхэды" одевали самое лучшее из того, что они могли себе позволить (обычно это дешевый мужской костюм) и шли в танцевальные залы. Здесь они танцевали под звуки новой музыки, которые внесли в Англию ямайские иммигранты. Этой музыке приписывали много названий, включая: "ска" (позже его назовут "ска первой волны"), "ямайский блюз", "блю бит", "рокстэди", и "рэгги".

Кстати, о "рюдиз-скинах". Когда-то, еще не влившись в течение "регги", совсем молодой Боб Марли был скинхедом. Боб Марли носил высокие военные ботинки, камуфляж и стригся "под ноль".

Первые "скинхэды" в последствии стали отдавать предпочтение американской одежде "Levi Jeans" и "Alpha Flight Jackets" и узким подтяжкам (braces) с ботинками "Doc Marten". С расцветом футбольного хулиганства в употребление вошли темно-зеленые ветровки "Alpha Flight Jackets" (называемые также "MA1", "Flight Jacket" или "Bomber Jacket"), позволявшие легко выскальзывать из рук соперников. Так одевались в дни футбола, а на концерты и на улице носили обычные куртки, часто джинсовки, черные подтяжки и черные шнурки. Это ужесточение стиля одежды заметно повлияло на интерес рабочего класса к "скинхедам".

"Скинхэды" любили пиво, в отличие от "модов", употреблявших амфетамины и "рудебойев", куривших марихуану. "Скинхэд-девушки" одевались подобно парням, стриглись коротко и тоже имели массу неприятностей и проблем с полицией и другими молодежными группировками. "Рудигерлс", "скинхэд-герлс" и "мод-герлс" носили мини-юбки, которые в то время были очень популярны и расматривались, как эпатаж консервативным родителям.

В начале 70-х "скинхэды" набирали силу по сравнению с другими молодежными субкультурными движениями. "Скинхэды" первой волны взрослели: они все меньше появлялись на улице, обзаводились семьями, остепенялись, занимались воспитанием детей, но все же оставались преданными своим корням.

 

Вторая волна

Вторая волна скин-движения ознаменовалась ростом "панк-рока" в Великобритании. "Панк-рок" взорвал чопорную и холодную Англию. "Панк-рок" выглядел диким, грубым, агрессивным. Он пугал домохозяек, респектабельных граждан и прочих господ. Но рабочая молодежь искала и хотела более жесткое и быстрое звучание для своей культуры. К тому же "панк-рок" стал просто студенческой бунтарской музыкой, музыкой для колледжа. И появившийся синтез яркого, быстрого и грубого звучания стал "streetpunk" (стрит-панк), в последствии названый журналистом издания "Sun" Гэри Бушеллом, как "Oi!". Это был "панк", но это был "панк", ориентированный на рабочий класс. Из-за того, что корни "Oi!" музыки были в рабочем классе, СМИ негативно относились к данному музыкальному ответвлению, ходя сам "панк-рок", как музыку среднего класса, они приветствовали. Звучание "Oi!" отличается от панка: простые гитарные мелодии накладываются на отчетливо слышимую линию бас-гитары и барабанов и сопровождаются припевами, похожими на крики футбольных трибунах. Наряду со "стрит-панком" возрождалось движение "бритоголовых". Такие черты, как жесткость и гордость за рабочий класс, начали прививаться к "панку". В основном вторая волна "скинхэдов" ничего не знала о наследии и своих корнях, "модах", "ска", "рудебоях".

Старые "скинхэды" постоянно критиковали и ругали новую поросль за новшества. К примеру, скины 69-го все так же носили одежду "Ben Sherman", "Fred Perry", а новые "скины" 79-го носили в основном голубые джинсы "Levi", рабочие ботинки, подтяжки и куртки американских летчиков. Себя они называли "Bald Punks". В течение 70-х произошло много изменений у классических "скинхедов". Мода от размытого стиля перешла к лучшей одежде, чем ту которую могли себе позволить рабочие - "синие воротники". В 70-х появляется "военный" стиль одежды у скинхедов. На других "скинов" сильно повлиял "диско" семидесятых: они "ставили волосы", надевали вычурные штаны и ботинки в стиле 70-х.

С формированием собственных музыкальных групп у "скинхедов" их политические идеи стали склоняться к борьбе правых и левых партий, и даже аполитичности. Политически правые группы склонялись к отношениям с "Национальным фронтом" (неофашисты в Англии) и имели схожие с ним идеи. Левые группы ориентировались на борьбу рабочего класса, использовали коммунистическую политику. Аполитичные группы часто избегали обеих сторон, поскольку хотели сами выбирать свою субкультурную политику (В настоящее время это выражается в том, что аполитичные называют себя "традиционалистами" или "традами", левые называют себя "красными", "рашами" или "шарпами", а правые утверждают, что они настоящие "скины" и используют нацистскую агитацию. Подробнее мы рассмотрим это в нашей статье ниже).

Группа представителей движения панков сформировала коллектив "Skrewdriver" ("Отвертка"), который в значительной степени повлиял на "стрит-панк" и через некоторое время преобразовались в "скинхэд группу". Группа "Skrewdriver" стала первой группой, заявившей о своих неонацистских взглядах в скинхэд культуре, проведя концерт под лозунгом "Рок против коммунизма". Симпатизировав "Национальному фронту", они приняли расистскую позицию и начали создавать правое крыло субкультуры "скинхэд-движения".

"Скинхэды" образца 69-го, наоборот, оставались на антирасистских позициях, как и большинство "скинов" тех лет, увлекались "регги" и "ска". Они посещали "цветные дискотеки", но все же называли "черных" - "darkies". Они поддерживали идеалы рабочего класса и левых политиков. Англия еще помнила "Вторую Мировую войну", и поэтому для каждого патриотически настроенного гражданина считалось честью оставаться на позициях антирасизма.

К концу 70-х "Национальный фронт" и "Британская национал-социалистическая партия" проникли в движение "скинхедов". К тому времени "скинхеды" были уже сильным поколением. "Национальный фронт" решил, что "скинхэды" послужат прекрасным источником новых членов, и повысит его репутацию и имидж. Молодежь вербовалась как уличные солдаты "Национального фронта". На "Donahuue' show" (популярное шоу в Англии) появился "скинхэд-расист". Это было шоком и ударом по всему "скинхэд-движению". Вместе со СМИ миф о "скинхэдах-расистах" раздували "Национальны Фронт" и "Skrewdriver" ("отвертка"). Из-за ошибочной пропаганды общество видело в каждом "бритоголовом" расиста. В нашей стране особенно проявляются данные последствия. Большинство журналистов, чиновников МВД РФ и обывателей усиливают заблуждение, о том, что "скинхеды" являются неонацистами и расистами.

Плохая репутация сыграла на руку только правым партиям. Много молодых неонацистов, бывших всегда вдалеке от рабочего класса и "скинхэд-культуры", стали называть себя "бритоголовыми". Именно так "нацизм" стал проникать в культуру "скинхедов".

В США "скины" были еще более далеки от своих корней и тяготели к начинавшийся волне "hard-core", зародившийся в Нью-Йорке. "Стрит-панк" для Англии был сродни "хард-кору" в США. К примеру, "скины" начала 80-х практически ничего не знали и не слышали о "ска" или "Ой!". Но как и их коллеги в Англии они носили рабочие ботинки, джинсы, заимствовав такой стиль одежды от панков. "Hardcore Skins" были более сильны и жестоки, чем их современники "Punk Skins" в Англии. В криминальных сводках они мелькали уже чаще, чем в 69-ом. Партии, подобно "Национальному фронту", создавали из "скинхэдов" образ "footsoldiers" (штурмовиков).

В 80-ые никто не любил "скинхэдов" за их агрессивность, общество считало их радикалами и хулиганами. Но никто не называл их расистами до того злополучного интервью в популярном шоу.

Субкультура "скинхэдов" распространилась во все страны мира. Каждая из них поддерживает независимую историю целей "скинхэдов", их ценности, и историю их появления. Определение "скинхэд" различается от страны к стране.

В середине 80-х годов Европу потряс жестокий кризис, который можно считать последствием "кризиса 70-х годов", разразившегося до этого в Америке. Правительства играли в "холодную войну"; предприятия закрывались; денег не было, и уровень жизни падал все больше. Это нашло отражение и в музыке: группы 84 года стали сочинять более злые песни, чем те, что звучали раньше. Музыкальная субкультура отражала настроения в обществе - напряженность и недоверие к правительствам, к их политике.

Политические деятели различных государств провели удачную кампанию "по рекламе" "зверств скинхедов" среди населения Европы, об их фашисткой "сущности" и т.п. В результате чего отношение общества к движению "скинхэдов" изменилось на очень негативное, и движение пошло на убыль. В глазах у обывателей "неонацистские" организации все чаще стали ассоциироваться с движением "скинхедов". Это продолжалось вплоть до конца 80-х годов.

В конце 80-х и по сегодняшний день, началось новое большое проявление "традиционных" ценностей скинхедов 60-х. Это произошло в Англии, Америке и в большей части Европы. Оно повлекло за собой новое противостояние классических (традиционных) и нетрадиционных (неофашистских, анархистских и коммунистических) скинов.

 

Третья волна

Третьей волной стали скинхэды середины 90-х. Появился признак "Гражданской войны" в "скинхэд-движении" (Эти "гражданские войны", очень сильно напоминали рэпперские войны "Запада и Востока" в США, когда в стычках погибли десятки представителей музыкального стиля "гангста рэп"). Многие из тех, кто стал "скинхедом" более 15 лет назад, начали появляться на улицах, участвовать в развитии "скинхэд-культуры". 17-18 летние "панки" начали забривать себе головы, избавляясь от "ирокезов" и "помоек" (прически).

Современные "скинхэды" Европы и Запада - это смесь из "hard-mod/rudeboys" (хард-модов/рудебойев) конца 60-х, и "punk/hard-core" (панк/хард-кор) скинов начала 80-х. Их музыкальные пристрастия простираются от "регги" до современного "хард-кора", а также "ска", "рокстэди", "рокабилли", "панк", "Ой!". Некоторые слушают только "регги", некоторые лишь "Ой!" или "панк". Конечно, они интересуются своими корнями, культурой "модов", "скутеров" и т.п., но все же для большинства скинхэдов конца 90-х это пример из истории.

В нашей стране ситуация на данный момент складывается таким образом: у нас мало "красных скинов" (коммунистических), ШАРП скинов, классических (традиционных) скинов. В России почти не употребляется слово "бонхед". "Bonehead" (костяная голова) - термин, используемый классическими и другими скинами, для обозначения любых "оборотней-скинхедов", придерживающихся расистских или неофашистских взглядов. Понятие "скинхэд" в 99 случаях из 100 в России ассоциируется с неонацизмом и расизмом.

Для справки:

    1. SHARP-скины - это "скинхэды против расовых предрассудков" (SkinHeads Against Racial Prejudice), они появились в Нью-Йорке (США) в конце 80-х. Движения, разделяющие идеологию "скинхеды против расовых предрассудков", - это SCAR, SPAR, RASH, HARP и другие. Существуют китайские, гавайские, японские движения из других стран, чья идеология схожа с SHARP-скинами. Они носили нашивки "S.H.A.R.P." с троянской каской - тот самый оранжевый значок, который Trojan Records ставили на своих пластинках тридцать лет назад. "Шарпы" гордились тем, что и в их сердцах горит огонь, зажженный скинхэдами в далеком 1969 году.
    2. "Redskins" или "RASH" - "Скинхэды против нацизма и власти капитала" или "Red and Anarchist Skinheads". Они появились независимо от "шарпов" через несколько лет после них. RASH имеют левые убеждения, у них нет национальности, они против чистоты расы и поддерживают всех, кто нуждается в их поддержке. Само их название говорит о том, что это анархисты - они желают свободы действий для всех и каждого и стремятся устранить любое давление на людей.

Если рассматривать схематически историю "скинхэд-движения", то можно придти к выводу, что неофашистские организации, использующие элементы культуры "скинхэд-движения", ими по определению не являются..............................