• До конца месяца на полный съемный протез цена снижена на 10000 рублей. Звоните! |
Кочкаева Л.В. Дети и родители. Конфликты в семье // Психология.Пермь. - 2004. - №4. с 13-16. |
|
В основе формирования девиантности поведения подростков лежат конфликты с родителями. Подростки начинают решать эти конфликты на улице, в школе, конфликтуя со сверстниками, завоевывая “авторитет” правонарушениями и другими “подвигами”, снижающими безопасность жизни населения. Снижается и безопасность жизни самого подростка, легко попадающего в сети преступного мира как жертва. На приеме у психолога элегантная женщина с 13-летней дочерью. “Как подменили дочь, грубит бабушке, та, бедная, из слез не выходит, приходит из школы - уроки не делает, сразу же на улицу. Узнали, что курит. А два дня назад вообще дома не ночевала, мы чуть с ума не сошли - искали её по всему городу”. Конфликт - борьба взглядов, позиций, мнений. Потенциальным источником любого конфликта являются индивидуальные особенности людей. Один подросток реагирует на конфликт преимущественно эмоциями, другой убегает из семьи, третий продолжает конфликтовать или замыкается в себе, четвертый уходит в мир “нарушенных” фантазий (в наркоманию, хулиганствующий “героизм” и т. п .).Экспрессия чувств и настроений особенно характерна для подросткового возраста. У них часто целеустремленность и настойчивость сочетается с неустойчивостью и импульсивностью, повышенная самоуверенность в суждениях уживается с легкой ранимостью и неуверенностью в себе, нежность - с враждебностью или даже жестокостью, доверие - с ревностью и отчуждением. Борьба этих противоположных личностных качеств формирует конфликт, делая беззащитным внутренний мир подростка.Конфликты между родителями и детьми – это и конфликт поколений. Кризис духовных, нравственных, эстетических ценностей породил в российском обществе этот острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождения “отцов” и “детей” во взглядах на одежду, прическу, во вкусах к музыке и танцам, манерам поведения. Взаимный скептицизм, отчуждение побуждают нынешнюю молодежь бунтовать, конфликтовать с родителями, завоевывая свое место в меняющемся мире. Создаваемый родителями противоречивый статус подростка в семье “еще не взрослый - уже не ребенок”, строит не только “несовершенство” ребенка, но и того взрослого, которым ему предстоит стать. Положительные качества подростка не замечаются или недооцениваются, зато недостатки, некие несовершенства, выглядят, чуть ли не врожденными пороками. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обусловлена рядом обстоятельств. Можно ли эти обстоятельства изменить, рассмотрим через работу с детьми на занятиях в группе поддержки “Шанс”. Миша, 14 лет. В группу поддержки его привела мама. Миша был желанным ребенком, хотя перспектив создания полной семьи у его матери не было. Мальчик родился раньше срока, много болел. В школе был с ребятами робок, не умел защищаться, старался всем угодить (по словам матери, “отличался абсолютным отсутствием гордости и самолюбия”). Первые годы школы мать всегда провожала и встречала сына из школы. Домашние задания привыкли делать вместе, так как Мише трудно было сосредоточить внимание на уроках. К 14 годам - это был неинициативный, безответственный, замкнутый подросток, с полной потерей интереса к учебе, нежеланием помогать матери чем-то по дому. Любую инициативу мать сама пресекала, старалась все делать сама. Сверхконтроль и сверхопека сделали свое “черное” дело. Такая любовь матери к сыну стала тяжким бременем для обоих, особенно, если ребенок не способен реализовать родительские ожидания. И вот появился еще один “житель” в их маленькой семье - отчуждение, усталость друг от друга, неприязнь, породившая конфликт.Антон - 14 лет, грубит матери, бабушке и тете, может, конфликтуя, пустить в ход руки, учиться не хочет, все время смотрит телевизор или через плейер слушает музыку, домашние заботы проходят мимо него. Все 14 лет Антон жил в окружении трех любящих женщин. Все трое всегда старались сделать для него что-нибудь хорошее. Мама учила с ним стихи и готовила школьные задания, бабушка пекла его любимые пончики, тетя могла объездить весь город в поисках нужной ему кассеты. Одна была радость у женщин - Антон. И вдруг такое - хоть ставь на учет в милицию! Осталась надежда, что группа поддержки сможет “перевоспитать” Антона. ……………………….. |