стоматология в Троицке http://mycdi.ru/

• На сайте www.klining.kiev.ua уборка квартир.

• По сравнению с мобильным, стационарный асфальтобетонный завод способен производить значительно большее количество продукции.


На главную

Сваричевская О.Ю. Принятие смерти умирающим и его семьей // Психология.Пермь. – 2009. - №18. с 48-51

Статьи 2003-2004 года
  Статьи 2005-2007 года
  Статьи 2008-2009 года
 
  Статьи по номерам журнала
Принятие смерти умирающим и его семьей

Рано или поздно все мы сталкиваемся со смертью близких или просто знакомых нам людей. Начинаем задумываться о том, что когда-нибудь и мы умрем, что такое смерть, что чувствуешь во время её прихода, и что будет после неё.
Так что же такое - смерть? Существует несколько ответов. В восточной религиозно-мистической философии, теософии и эзотеризме считается, что смерти как таковой не существует, а есть только переход души (духа) человека в иное состояние бытия, формы жизни и в иные миры. Буддисты говорят: "Жизнь и смерть - это одно и то же". Поэтому для адепта подобной точки зрения очень важно победить страх смерти, осознать своё внутреннее истинное, вечное и бессмертное Я. А так же осознать временность, эфемерность пребывания в физическом мире и привязанностей к его благам и соблазнам. Приверженцы учения о ноосфере изучают феномен смерти в связи с проблемой смерти и бессмертия в масштабах ноосферы, с объяснением непрерывного потока жизни на Земле в течение сотен миллионов лет, с доказательством необходимости определения условий поддержания борьбы человека против натиска смерти. Здесь на арену объяснительного процесса наука выдвигает такие категории, характеризующие природу человека, как Разум и Духовность. Они утверждают, что с гибелью тела не происходит полная гибель души, психики человека. Существует гипотеза, что после смерти человека, его душа в виде информационного сгустка продолжает существовать и соединяется с общемировым информационным полем. С точки зрения материалистической науки смерть - это прекращение жизнедеятельности организма и, вследствие этого, гибель индивида как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основой материального субстрата жизни. Традиционно материалистическое понимание отрицает возможность сохранения души человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.
Смерть - это существенная и фундаментальная часть жизни, такая же как и рождение. Несмотря на это, существует тенденция хранить заговор молчания вокруг данной темы. Страх смерти не так всеобъемлющ, как это можно было бы предположить. В США в одном опросе общественного мнения только 4% всех опрошенных заявили, что боятся своей смерти (Kastenbaum & Aisenberg, 1972). Это согласуется с выводами Филиппа Арьеса в его знаменитой работе "Человек перед лицом смерти". Может показаться, что по мере того, как люди становятся старше, они будут больше бояться смерти. Однако пожилые люди на самом деле испытывают меньше страха перед смертью по сравнению с молодыми. Они чаще страшатся обстоятельств, сопутствующих ей, таких, как боль или беспомощность, а не самой смерти. Для многих людей благополучная смерть не менее важна, чем благополучная жизнь. Эти исследования, по-видимому, демонстрируют отсутствие страха перед смертью, но они могут отражать на самом деле такое распространённое явление как отрицание смерти. Оно проявляется в выражениях, используемых при разговоре о смерти: часто мы говорим об умерших как об "ушедших", "отошедших к Богу" или "уснувших вечным сном". Большинство людей мало сталкиваются с непосредственными переживаниями, связанными со смертью, до тех пор, пока они сами не становятся пожилыми людьми. Обычно представление человека о смерти складывается на основе её искусственных и нереалистичных изображений в кино. В среднем к 17-летнему возрасту человек становится очевидцем приблизительно 18 000 смертей по телевидению. За немногим исключением, это смерти, связанные с убийствами, а не по причине болезни или старости.
Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий, или эмоциональных реакций. Наиболее достоверное рассмотрение эмоциональных реакций на смерть дано в работе танатолога Элизабет Кюблер-Росс (1975). Годами она проводила многие часы у постели безнадёжных больных и наблюдала эмоциональные реакции на приближающуюся смерть. Она описывает пять основных реакций.
1. Отрицание и изоляция. Обычно первая реакция заключается в отрицании смерти и изоляции самого себя от той информации, которая подтверждает, что смерть может на самом деле наступить. "Нет, только не я!" - самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Сначала человек, возможно, уверен в том, что "это всё ошибка". "Безусловно, - думает он, - перепутали результаты лабораторных анализов или врач допустил ошибку". Этот вид отрицания может перейти в попытки избегания всякого напоминания о данной ситуации.
2. Гнев и раздражение. Многие умирающие люди чувствуют гнев и задают вопрос: "Почему именно я?". Когда они сталкиваются с грозным предзнаменованием того, что скоро расстанутся с жизнью, их гнев может вылиться в припадки ярости против живущих. Даже заботящиеся о них люди, лучшие друзья, члены семьи и вообще любой здоровый человек в этот момент могут вызывать раздражение, потому что их здоровье является предметом зависти. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.
3. Заключение сделки, или стадия "торга". Безнадёжно больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, выторговывает себе жизнь с помощью достижений медицины или покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. То есть он заключает сделку с самим собой или с Богом. Умирающий человек думает: "Только позволь мне ещё немного пожить, и я сделаю всё, чтобы заслужить это". Люди могут заключить сделку на какое-то время, пытаясь стать "хорошими" ("Я никогда больше не буду курить", "Я буду добрее к окружающим"), исправляя прошлые ошибки или молясь о том, что, если им разрешат ещё немного пожить, они посветят себя своей религии.
Перечисленные три стадии составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад. После разрешения кризиса наступает следующая стадия.
4. Депрессия. Когда смерть приближается, и человек начинает осознавать, что ничего нельзя изменить, его охватывает ощущение тщетности собственных усилий, изнеможения и глубокой депрессии. Человек ясно понимает, что он будет разлучён со своими друзьями, любимыми людьми и привычным жизненным укладом, и это вызывает в нём чувство глубокой печали. Он осознаёт: "Да, на этот раз умереть предстоит именно мне", замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, во время которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая её как последний жизненный этап. Он всё больше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе. Наступает состояние "социальной смерти" - от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле.
5. Принятие смерти. Если смерть не происходит внезапно, многие люди умеют справиться с мыслью о ней и воспринимают её спокойно. Человек, который принимает смерть, делает это без радости и без печали, он просто смиряется с неизбежностью. Принятие факта собственной смерти обычно означает, что борьба со смертью окончена. Отпадает необходимость говорить о смерти, и молчаливая поддержка от других людей - это часто всё, что хочет человек. Это состояние "психической смерти" - психологически человек уже как бы отказался от жизни.
. . . . . . . . . . . . . . .
Библиография
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр./Общ.ред.Оболенской С.В.; предисл. Гуревича А.Я. - М.: Издательская группа "Прогресс" - "Прогресс - Академия", 1992.
2. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций: Тексты/Под ред. В.К. Вилюнаса Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984. - С.212 -219.
3. DeSpelder & Strickland. The last dance. Mountain View, CA:Mayfield, 1995.
4. Kastenbaum & Aisenberg. The psychology of death. New York: Springer, 1972.

Аспирант кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, ассистент;
младший научный сотрудник МСЦНИТ
О.Ю. Сваричевская
svarek@mail.ru