лечение в германии, клиники мюнхена.

• Показания эстелайт сигма квик цвет OPA2 Tokuyama Dental.

стеновая сэндвич панель, сэндвич панели стеновые размеры

Приглашаем предпринимателей для открытия службы доставки Ваши суши в петропавловске


На главную

Кузнецов Ю.В. Психоэвтаназия - лечение состоянием смерти // Психология.Пермь. – 2009. - №18. с 36-41

Статьи 2003-2004 года

Статьи 2005-2007 года

Статьи 2008-2009 года


Статьи по номерам журнала
Психоэвтаназия - лечение состоянием смерти

Экспресс-методика выведения из суицидального мышления и поведения

Только на пределе рождается мысль и извлекаются смыслы.
М. Мамардашвили

Методика психоэвтаназии в корне противоположна просто эвтаназии в том, что помогает страдающей стороне (например, суициденту) умереть не физически, а нравственно, в связи с чем физическое существование суицидента только выигрывает, продлевается. Ускоряется расставание со старой жизнью (а не с жизнью вообще!), в связи с чем, психоэвтаназию можно определить, как ни странно, почти так, как голландцы определяют эвтаназию: "…всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом". Если личность мы понимаем идеалистически - как систему отношений, то при психоэвтаназии именно она и убивается безо всякого сожаления, как устаревшая, неадекватная, деструктивная и приносящая страдание. Происходит глобальная переоценка ценностей, рождается новая личность, возникает новое качество жизни.
Самоубийца, суицидент, скажем, обычно путает смерть физическую и смерть идейную. Не умея отделить одно от другого, стремясь на самом деле лишь к отрезвляющему, возвращающему в реальность, избавляющему от невыносимых страданий состоянию смерти, он порой не может остановиться и провоцирует саму смерть физическую, окончательную. Удавшийся суицид можно считать лишь из ряда вон выходящим недоразумением, досадным казусом, но никак не проявлением настоящих устремлений человека.
Многие предания, учения, философские школы издревле пытались навязать человеку некое несуществующее "стремление к смерти", начиная от буддистов с их "нирваной" до философии Гегеля, Шопенгауэра, Хайдеггера, Рильке, Дюркгейма и др. В психологии таким материалистическим тупиком является теория З. Фрейда, где человек, наряду со "стремлением к смерти" одержим еще и сексуальным влечением - это, якобы, основные движущие им силы, т. е. человек рождается чтобы получить оргазм и умереть, вот и весь смысл жизни… Стоило ли богу так заморачиваться, чтобы создать такую бессмысленную тварь? Удручающее получилось "подобие" себя-вседержителя…
Как бы там ни было, существование "инстинкта стремления к смерти" считать доказанным нельзя, а вот польза от вхождения в состояние смерти несомненна. Древние говорили "memento mori" (лат.) - "думай о смерти". Что это означало? Прикупить себе белые тапочки и участок на кладбище? Нет! Может быть, как это трактует церковь, постоянно пугать себя муками загробного ада, дабы не творить зла, и грезить о райских кущах, чтобы делать добро? Что-то в таком подходе слишком уж примитивное, похожее на детскую виртуальную пугалку - "придет серенький волчок и укусит за бочок", и негоже перед человеком вешать морковку, как перед ослом, чтобы он шел вперед...
Давно было замечено, что с человеком, побывавшем в состоянии смерти, происходит какая-то перемена, что он после этого меняется, причем, в позитивную сторону. "Лечащие" игры со смертью издревле распространены, а в некоторых культурах даже приобрели статус священного ритуала, как на острове Пентекост (Вануату) архипелага Новые Гибриды. Аборигены этого острова, предварительно привязав себя за ногу лианой, прыгают с 30-ти метровой вышки. Именно от них пошло современное экстремальное развлечение - банджи-джампинг (прыжки с вышки с "тарзанкой"). Однако есть принципиальные отличия между современным аналогом и древним прототипом:
- туземцы обеспечивают предварительное вхождение испытуемого в транс (измененное состояние сознания) - длительная подготовка, ритуальные песни и танцы, ночь перед прыжком избранные для ритуала прыжка проводят у башни, якобы, охраняя ее от злых духов;
- длина туземной "тарзанки" такова, что не полностью ограждает человека от падения на землю - он должен коснуться ее телом. Для этого испытуемый сам подбирает на глазок длину лианы. Раз на раз не приходится, и часто прыжок заканчивается для прыгуна серьезными травмами, а то и смертью. Однако те, кто прошел ритуал успешно, испытывают невероятный подъем, прилив энергии, экзальтацию и просветление, попадают в разряд самых умных и уважаемых мужчин племени.
А в России прыгали без "тарзанки". Наряду со всякими "хлыстами", "скопцами", "дырмоляями", "бегунами", "плясунами", "трясунами" и пр., существовала секта т. н. "летунов", адепты которой, всячески самоистязаясь, и однажды сочтя себя в достаточной степени очистившимися от тяжести грехов, взбирались на самое высокое дерево или утес, и расправив руки как крылья, сигали с высоты вниз. Воспарение "на воздуся" обычно, не удавалось и заканчивалось смертью адепта. Окружающие из этого "клуба самоубийц" с сожалением отмечали - знать плохо радел, недостаточно очистился от грехов, раз так потянули вниз, и начинали с новым рвением истязать себя, чтобы попасть-таки на небо живыми в рай… Это опять же тот случай, когда, с одной стороны, мы имеем дело с фактически очевидным и бесповоротным суицидом, но с другой - физическое самоуничтожение никаким образом нельзя считать самоцелью самоубийцы.
Понятно, что введение человека в состояние смерти с лечебной целью не могло быть не использовано психотерапевтами. Экзистенционалисты начали придумывать различные техники введения человека в такое состояние - от временного закапывания человека в "могилу" до "умирания" под гипнозом.
В России более 20 лет распространяется метод, получивший название танатотерапии. Он был разработан московским психологом В. Баскаковым, якобы, на основе  психоанализа, опираясь на работы В. Райха, А. Лоуэна и восточных учений о единстве тела и духа. Тем не менее, авторы честно танатотерапию определяют как одно из направлений телесно-ориентированной психотерапии. Понятное дело, что "телесное", как и в других материалистических методах в данном случае преобладает над "духовным", и словеса про аналитику и духовные практики - это лишь рюшки, украшающие чисто физиологическое действо, а псевдо-духовное многословие имеет лишь коньюнктурно-рекламное назначение. Однако это не дает оснований сомневаться в локальной эффективности метода, хотя и неизвестно, какие последствия может иметь физиологическое моделирование смерти, осуществляемое, по описанию автора, "…группой из пяти-шести человек, используя в ключевой момент давление веса всей группы на лежащего партнера". А раз речь идет еще и о "путешествиях-мытарствах" участников, раз у них возникают "светящиеся существа, сияющие туннели, демоны, мета-позиции в наблюдении собственного тела и др.", то речь, скорее всего, идет о провокации комы, клинической смерти, наподобие той, что показана в к/ф "Коматозники", где студенты-медики увлеклись вхождением в кому остановкой сердца с последующей реанимацией, пока дело не закончилось трагически… И тут возникает ряд вопросов медицинского плана, этической чистоты и юридической законности такой весьма рискованной и теоретически расплывчатой и плохо обоснованной деятельности…
Несмотря на то, что утверждается, что "танатотерапия" - это изобретение В. Баскакова, еще раньше, в середине ХХ века появилась намного более оригинальная и экзотическая концепция Джана Рао  - т. н. "рао-терапия" - танатоаналитическая экстатическая психотерапия.
Вот как описывает этот метод известный российский психотерапевт и публицист А. Сосланд [4]:
"…летальный экстаз осуществлялся посредством длительного удушения, вводящего пациента в состояние клинической смерти, с интенсивными реанимационными процедурами после него. Разумеется, у танатотерапевтов первоначально возникли большие осложнения с законом, и для того, чтобы от них избавиться и получить разрешение на танатоанализ, Джана Рао обязался держать в соседней комнате высококвалифицированную реанимационную бригаду…
В ходе исследовательских работ Рао описал технику и стадии летального странгуляционного экстаза.
Первую стадию он обозначил как эйдетический ментизм (ментизм - скачка мыслей). Речь идет обо всем известном, многократно описанном в художественной литературе феномене, когда, например, в момент казни перед жертвой быстро проносится вся жизнь в наглядных образах. "Вся жизнь пронеслась перед ним в один миг", - пишут обычно в таких случаях беллетристы…
Вторая стадия - физиологическая. Как хорошо известно, в момент казни через повешение часто происходит мочеиспускание, или дефекация, или оргастические явления как у мужчин, так и у женщин… Оргастические переживания и явления, как выяснилось, относятся к числу крайне благоприятных прогностических признаков. Мочеиспускание и дефекация считались соответственно признаками менее благородными… Впоследствии как-то само собой сложилась традиция, что в ходе группового процесса "оргастики" объединились в некую "группу в группе", своего рода клан, высокомерно третируя при этом "писунов" и "засранцев". Те же пытались всеми правдами и неправдами попасть на повторную процедуру, чтобы в итоге "достойно приятно экстатироваться" и быть, таким образом, "не хуже других"…
Третья стадия - имагинативная, или стадия переживания визуальных образов, или онейроидный театр. Она возникает на фоне полной потери сознания и заключается в том, что пациенту перед внутренним взором являются различные картины. Содержание картин и сюжеты могут вызывать у него различные оценки и эмоции, и это является решающим. Это могут быть живые люди, с которыми он вступает в диалог… когда встретившиеся по ходу видений экстатику люди ему угрожали или его преследовали, он же был вынужден скрываться… когда экстатик и персонажи "излучают" друг на друга разного рода флюиды, чаще всего экстатического и гедонистического характера…
В последующем анализе интерпретируется диалог пациента с теми, кого он встречает в имагинативной сфере.
Четвертая стадия - просветление. Все образы исчезают, и перед внутренним взором пациента оказывается только светлое пустое пространство. Классификация Рао выделяет в этой стадии два типа - эфирный и туннельный. Если просветление охватывает все пространство, открывающееся перед внутренним взором, то это эфирный. Если же наблюдается некий светлый туннель, окруженный более темной частью, то речь, соответственно, идет о туннельном типе просветления… У всех состояние спокойное, светлое, что всегда можно безошибочно определить по внешнему виду клиента. Эта стадия - безусловное показание к незамедлительному началу интенсивных реанимационных мероприятий… По "возвращении оттуда" очередного экстатика все устраивают … музыкально-танцевальное действо, после которого переходят к групповой интерпретации… Правила процедуры строго воспрещают употребление наркотиков и алкоголя как для подвергающегося странгуляционному экстазу, так и для всех других участников группы. Как утверждал Рао: "Этого никому и не надо, ибо, как известно, нет лучшего наркотика, чем удавка"…"
……………………….
Список литературы
1. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. / Пер. с англ. А. И. Неклесса. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.
2. Кузнецов Ю. В. Идеоанализ. // Популярная психология. 2006. №14. С. 68-73.
3. Кузнецов Ю. В.  Христианская идея для психотерапевта: надрелигиозный взгляд без схоластики, мистики и догматизма // Психология.Пермь. 2009. №17. С 14-18.
4. Сосланд А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. М.: Логос, 1999.
5. Ценностно-адаптивный подход в психотерапии // Психотерапевтическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000, С. 955-958.

Идеоаналитик Ю.В. Кузнецов
revival@ideo.ru
www.ideo.ru