Виды надзора в строительстве, технический надзор.

стенд для осушки воздуха, стенд сзп-20 для осушки воздуха и зарядки порошковых огнетушителей

• Индустриальная группа биомат Геокомплекс.


На главную

Ротманова Н.В. Механизмы компенсации при ДЦП Не опубликовано!

Механизмы компенсации при ДЦП

Синдром детского церебрального паралича (ДЦП) представляет собой клиническое проявление нарушения раннего пренатального или постнатального онтогенеза мозга. Относительно дальнейшего развития болезни в постнатальном онтогенезе ученые расходятся: одни считают, что начавшийся внутриутробно процесс может продолжаться годами (напр., вяло текущий хронический менингоэнцефалит инфекционного или нейроаллергического происхождения) [1; с.195]; другие, напротив, считают, что все большее отставание психомоторного развития ребенка не связано с прогрессированием процесса болезни, а является результатом все большего расширения и усложнения с возрастом требований, которые предъявляет внешняя среда маленькому ребенку.[2; с.166]

Но нас в данном случае интересует не столько потенциальная физиологическая возможность человека излечиться, сколько механизмы проживания человеком своего недуга, механизмы адаптации в широком значении термина.

Если обратиться к индивидуальной психологии А. Адлера, то можно утверждать, что врожденный органический дефект непременно окажет решающее значение для всего последующего развития ребенка, породив в нем чувство неполноценности и заставив всю жизнь стремиться максимально его компенсировать [по 3].

Встает вопрос о способах компенсации.

Описываемые в литературе способы компенсации касаются отдельных уровней интегральной индивидуальности В.С. Мерлина:

Прежде всего компенсация достигается на физиологическом (организменном) уровне благодаря тренировке двигательных навыков, выработке устойчивых двигательных стереотипов, медикаментозному воздействию. Конечно, в тяжелых случаях даже при рано начатом лечении нельзя ликвидировать возникший анатомический дефект мозга, но можно устранить функциональную недостаточность центральной нервной системы, предупредить формирование патологических образцов движений, контрактур и деформаций. [по 4,5]

На психологическом уровне ДЦП проявляется в виде снижения интереса, побуждения и потребности к любому активному действию, тормозимости и инертности психических процессов, повышенной утомляемости, нарушении произвольности психических процессов, особенно внимания и памяти, замедленности мыслительных операций в различных видах деятельности. У некоторых детей нарушения психической деятельности проявляются в виде повышенной отвлекаемости, общей психической и двигательной расторможенности (невропатоподобный синдром). [6; с.130-132] Компенсация данных нарушений осуществляется за счет специального целенаправленного развития страдающих процессов, повышенной стимуляции психических и речевых процессов, специализированного обучения.

На социальном уровне компенсация ДЦП происходит за счет повышения симбиотичности взаимоотношений ребенка с родителями, особенно – с матерью.[по 7]

Наиболее успешно компенсация осуществляется на ранних этапах развития, т.к. мозг ребенка по сравнению с мозгом взрослого более пластичен и обладает большими компенсаторными возможностями. Это позволяет, в известной степени, добиваться у больных детей восстановления нарушенных функций при ранней коррекции и лечении. Ранняя выработка возрастных двигательных, речевых и психических навыков стимулирует формирование высших интегративных центров, оказывающих тормозящее влияние на активность стволовых механизмов.[4; с.170]

Но интегральная индивидуальность – это прежде всего целостная система, поэтому компенсация не может осуществляться только независимо внутри каждого уровня, она должна реализовываться и на уровне всей интегральной индивидуальности как системы, захватывая и видоизменяя межуровневые много-многозначные связи. Т.е. компенсация будет строиться по следующей схеме:

Изучению механизмов компенсации ДЦП на уровне целостной интегральной индивидуальности и посвящено данное исследование.

МЕТОДЫ И УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе специализированного дошкольного учреждения № 52 г. Перми для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Выборка составила 30 детей, больных ДЦП различной степени тяжести, от 3 до 5 лет, и 30 детей контрольной группы соответствующего возраста. Исследование проводилось с сентября 1999 г. по апрель 2004 г.

Исследовались (индивидуально) показатели, относящиеся к трем основным уровням интегральной индивидуальности:

I. физиологический (организменный) уровень

1. физическое развитие – рост, вес, индекс массы тела (ИМТ=вес[кг] / рост 2 [м]), весоростовой индекс (ВРИ = вес[г] / рост[см]), окружность груди, частота сердечных сокращений (ЧСС), сила правой и левой кистей, силовой индекс (СИ = сила правой кисти / вес [кг] / 100), активированость полушарий (ПП, ЛП,ПЭН), проба Мартине (ПМ, соответственно группе здоровья).

2. показатели сердечного ритма по методу Баевского Р.М. [8] – математическое ожидание (X), дисперсия (D), стандартное отклонение (S , асимметрия (A), мода (MO), амплитуда моды (AMO), минимальное значение RR интервала (X min), максимальное значение RR интервала (X max), разброс (DX), волновая структура (SMB 1, SMB 2, SDB), показатели влияния центрального контура на автономный (R,m), (So=1/D/количество RR), индекс напряжения (ИН=AMO/(2*DX*MO); все те же показатели во время холодовой пробы.

II. психологический уровень

1. личностная тревожность по методике “Подставь лицо” [9]
2. кратковременная память по методике “Повтори цифры” [10]
3. объем внимания по методике “Запомни и расставь точки” [9]
4. устойчивость непроизвольного внимания по методике “Картинка” [10]
5. развитие произвольной сферы по методике “Точность подражания” [10]
6. развитие произвольной сферы по методике Кравцовой Е.А. “Раскрась картинку”
7. работоспособность по методике “Теппинг-тест” для обеих рук.

III. социальный уровень

1. социометрия по методике “Два дома”

2. стили воспитания при помощи опросника для родителей “АСВ” [7] Выделялись следующие типы воспитания: гиперопека (Г+), “не доходят руки” (Г-), потворствование (У+), игнорирование (У-), чрезмерность требований-обязанностей (Т+), недостаточность требований-обязанностей (Т-), чрезмерность запретов (З+), недостаточность запретов (З-), чрезмерность санкций (С+), недостаточность санкций (С-), неустойчивость стиля воспитания (Н), расширение родительских чувств (РРЧ), предпочтение детских качеств (ПДК), воспитательная неуверенность (ВН), фобия утраты (ФУ), недоразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция собственных негативных качеств (ПНК), вынесение конфликта между супругами (ВК), предпочтение женских качеств у ребенка (ПЖК), предпочтение мужских качеств у ребенка (ПМК).

Анализ данных проводился при помощи t-критерия Стьюдента для зависимых и независимых переменных, корреляционного анализа в программе “Statisticа” на ПК.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведения статистического анализа при помощи t-критерия Стьюдента для независимых переменных по всем включенным в исследование показателям выявилось довольно мало достоверных по уровню значимости (р<0,05) различий.

Из анализа полученных различий на протяжении 5 лет следует, что большинство статистически значимых различий между детьми с ДЦП и детьми контрольной группы являются неустойчивыми во времени, т.е. можно предположить, что данные различия зависят от внешних обстоятельств (целенаправленность лечения, развития и обучения).

Устойчивые различия наблюдаются только для трех показателей: ЧСС (организменный уровень), кратковременной памяти и устойчивости непроизвольного внимания (психологический уровень), что отчасти поддерживает встречающиеся в литературе гипотезы о механизмах компенсации на отдельных уровнях ИИ, но не объясняет всей картины, т.к. задействования только трех показателей из двух уровней ИИ недостаточно для полной компенсации такого тяжелого заболевания, как ДЦП. Поэтому необходимо исследовать изменения межуровневых взаимосвязей как механизмов компенсации ИИ на уровне целостной системы.

Кроме того, т.к.

1. при проведении t-критерия Стьюдента для зависимых переменных с целью выявления статистически достоверных различий между показателями во времени достоверные различия выявились только для незначительного числа показателей (в группе ДЦП только для R1, Acold, SDBcold, R1 cold, а в контрольной группе только для ЧСС, точности подражания и кратковременной памяти),

2. изменение данных показателей не оказало существенного влияния на различия между показателями ДЦП и контрольной группы во времени (см. t-критерий для независимых переменных),

то можно предположить, что данные изменения также не окажут влияние на межуровневые взаимосвязи ИИ.

Данное предположение подтверждается при проведении корреляционного анализа для обеих групп по данным первого и второго диагностических срезов. В целях облегчения восприятия в дальнейшем будут приводиться результаты анализа данных только последнего диагностического среза. Основные результаты анализа данных первого диагностического среза совпадают с приводимыми.

Анализ значимых корреляционных значений между показателями физиологического и психологического уровней ИИ

Взаимосвязи между физиологическим и психологическим уровнями ИИ различаются у детей с ДЦП и контрольной группы по следующим основаниям:

– количеству – у детей с ДЦП достоверно значимые взаимосвязи наблюдаются между большим количеством показателей, чем у детей контрольной группы;
– качеству – для детей с ДЦП характерна связь одних и тех же психологических показателей с несколькими показателями физиологического уровня (многозначность), а физиологических показателей только с одним психологическим (однозначность) ; а для контрольной группы как со стороны психологического, так и со стороны физиологического уровней связи являются многозначными. Т.е. у детей с ДЦП взаимосвязи между физиологическим и психологическим уровнями ИИ являются одно-многозначными, а в контрольной группе – много-многозначными.
– жесткости (выраженности) – у детей с ДЦП взаимосвязи между показателями разных уровней более жесткие (r=0,679-0,989), чем у детей контрольной группы (r=0,542-0,611).
– содержанию – у детей с ДЦП и у детей контрольной группы выявились разные взаимосвязи, а также у детей с ДЦП показатели психологического уровня связаны с большим количеством показателей физиологического уровня и более тесно.

Кроме того, взаимосвязанными с психологическими показателями оказались разные показатели физиологического уровня ИИ в разных группах: в группе ДЦП – ЧСС, показатели активированности полушарий, статистические показатели распределения RR интервалов в норме и при холодовой пробе, показатели активности контуров регуляции ; а в контрольной группе – рост, окружность груди, показатели волновой структуры математического ритма в норме и при холодовой пробе.

Разными оказались и связанные с физиологическим уровнем психологические показатели:

– общие для обеих групп – кратковременная память, теппинг-тест [левая рука] (характеризует работоспособность);

– специфичные показатели в группе ДЦП – личностная тревожность, устойчивость непроизвольного внимания;

– специфические показатели в контрольной группе – точность подражания (характеризует произвольную сферу), произвольность, теппинг-тест [правая рука] (характеризует рабопоспособность).

Т.е. можно предположить, что физиологическое поражение организма приводит к более жесткой зависимости психологического развития от физиологического, а также изменяет структуру взаимосвязей показателей данных уровней.

Анализ значимых корреляционных значений между показателями психологического и социального уровней ИИ (апрель 2000 г.)

Между показателями психологического и социального уровней наблюдаются следующие характерные закономерности :

– количество – у детей с ДЦП наблюдается больше взаимосвязей, чем у детей контрольной группы.

– качество – для детей с ДЦП характерна связь одних и тех же психологических показателей с несколькими показателями физиологического уровня (многозначность), и наоборот ; для контрольной же группы многозначные связи наблюдаются только со стороны психологического уровня. Т.е. у детей с ДЦП взаимосвязи между психологическим и социальным уровнями ИИ являются много-многозначными, а в контрольной группе – одно-многозначными.

– содержанию – у детей с ДЦП и у детей контрольной группы выявились разные взаимосвязи, а также у детей с ДЦП показатели психологического уровня в целом более тесно связаны с показателями социального уровня.

Кроме того, выделившиеся в обеих группах психологические показатели оказались взаимосвязанными с разными показателями социального уровня в различных группах.

Например, личностная тревожность ребенка с ДЦП тем выше, чем ниже выражена фобия утраты ребенка родителями, независимо от гендерных предпочтений последних ; а личностная тревожность детей контрольной группы тем выше, чем больше родители поощряют в своем ребенке женские качества и меньше приветствуют мужские, независимо от пола ребенка и страха его потерять.

То же в отношении кратковременной памяти: в группе ДЦП она тем выше, чем ниже негативный социометрический статус ребенка ; а в контрольной группе она тем выше, чем меньше родители ребенку потворствуют, чем больше в семье принято обязанностей и запретов (но только до определенной степени, не переходящей черту чрезмерности).

Также выделились и специфические для групп взаимосвязи: например, точность подражания (показатель, характеризующий развитие произвольной сферы) и теппинг-тест [правая рука] (характеризует работоспособность) оказались связанными с социальным уровнем только в группе ДЦП ; а устойчивость непроизвольного внимания – только в контрольной группе.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что ДЦП оказывает влияние на взаимосвязи между психологическим и социальным уровнями ИИ.

ВЫВОДЫ

Основываясь на приведенных выше данных, можно сделать следующие основные выводы:

– Процесс компенсации при ДЦП включает в себя не только изменения внутри отдельных уровней ИИ, но и межуровневые взаимосвязи, т.е. компенсация осуществляется на уровне целостной интегральной индивидуальности как системы ;

– ДЦП меняет характер взаимосвязей между уровнями ИИ:

– При ДЦП межуровневых взаимосвязей становится больше, в частности психологические показатели связаны с большим количеством физиологических ; взаимосвязи становятся более жесткими. Скорее всего причиной такой перестройки является мобилизация организма, компенсация процессов одного уровня благодаря процессам других уровней ;

– При ДЦП происходит перестройка основных взаимосвязей между уровнями ИИ (т.е. взаимосвязи формируются между другими показателями всех трех основных уровней ИИ, нежели при нормальном физиологическом развитии детей).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Большая медицинская энциклопедия / под ред. Петровского В.В. М., 1977 г.

2. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994 г.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993 г.

4. Бодалян Л.О., Турба Л.Т. Детские церебральные параличи. Киев, 1988 г.

5. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М., 1991 г.

6. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений. С-Пб., 1999 г.

7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. С-Пб., 1999 г.

8. Баевский Р.М., Волков Ю.Н., Нидеккер И.Г. Статистический, корреляционный и спектральный анализ пульса в физиологии и клинике. // Математические методы анализа сердечного ритма.М.,1966 г.

9. Немов Р.С. Психология. т.3 М., 1993 г.

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.,1998 г.

Директор психологического центра “Путеводная звезда”,
гештальт-терапевт, педагог-психолог 1 категории,
Ротманова Н.В.