На главную

Образ ученика в сознании учителей и старшеклассников:

ВВЕДЕНИЕ

 

В нашем современном мире множество проблем, основной источник которых - это воспитание и обучение. Процессы воспитания и обучения начинаются с процесса первичной социализации (воспитание в семье), далее этот процесс частично переходит на дошкольные, а после, и на школьные образовательные учреждения. Школьная пора - время формирования и становления личности школьника, формирование ценностных ориентаций, отношения к миру, окружающим. Основная деятельность школ - это обучение, но процесс воспитания и формирования личности проходит и там. При этом процесс обучения занимает не малое место в формировании личности и ее роста.

Обратим особое внимание на процесс обучения в системе школьного образования. Когда же этот процесс будет нести должные результаты? Сделаем предположение, что когда учитель достаточно хорошо знает ученика, он знает и подход к этому ученику. Соответственно, если образ ученика в сознании учителя совпадает с внутренним восприятием самого ученика (образом себя), то в данном случае процесс образования - оптимальный (пока не берем в расчет профессиональные качества и знания самого учителя).

Следовательно, изучив особенности структуры образа ученика в сознании учителя, можно сделать выводы о правильной / неправильной оценке учителем ученика. Что, в свою очередь, отражается на отношении ученика к учителю. Круг замкнулся. Разомкнуть этот круг можно посредством выявления различий в образе ученика как в сознании самого ученика, так и в сознании учителя.

Итак, проблема исследования - различия в структуре образа ученика в сознании учителей и учеников.

Но можно ли сделать должные выводы только на выявленных различиях в образе ученика между учителем и учеником? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Для более полного исследования, добавим изучение различий в структуре образов самих учащихся, в разрезах: отличники/неуспевающие; юноши/девушки.

Гипотеза исследования: чем меньше различий в структуре образа ученика в сознании учителей и самого учащегося, тем больше вероятность успешного обучения учащегося.

Предмет исследования: образы учеников, которые учатся на “4-5” и на “2-3” в сознании учителей, а также самого ученика и его сверстников.

Объект исследования: ученики 9А класса и учителя школы №63.

Цель исследования: выявление и анализ особенностей отражения образов учащихся различных групп успеваемости в сознании субъектов педагогического процесса: учащихся и учителей.

Задачи исследования:

  • провести теоретический обзор по вопросам “сознания” и “образа” человека;
  • провести теоретический анализ проблемы содержания и структуры образов учащихся в сознании учителей;
  • проанализировать имеющиеся методы изучения образов детей и взрослых;
  • выявить содержание и структуры образов учащихся школы, а именно ученика, который учится на “4” и “5”, и ученика, который учится на “2” и “3”, и осуществить их анализ;
  • выявить различия в образах ученика, который учится на “4” и “5”, и ученика, который учится на “2” и “3” в сознании учащихся и учителей.

Основными методами данной курсовой работы является методика СОЧи Ситникова В.Л., состоящая из двух методик: 20-Я и психогеометрический тест С. Деллингера. А также, применение компьютерной программы - как варианта обработки результатов психогеометрического теста, разработанного МСП Психологическим центром “КАТАРСИС”, г. Луганск, 1992 год (для менеджеров и практических психологов). Печатные формы результатов программы можно увидеть в Приложениях №№ 3, 4, 5, 6, 7.

Практическая ценность работы представляется в более глубоком изучении структуры образа ученика как в сознании ученика, так и в сознании учителя в выявлении на основании методов математической статистики качественных различий в структурном образе учащегося. На основании этих различий, попытаться определить степень неадекватности восприятия учителем ученика, благодаря чему добиться большего понимания учеников со стороны учителей.

Адекватное понимание учеников учителями приведет к более гибкому подходу к процессу образования и обучения, что несомненно повысит уровень образования в конкретной школе.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

В первой главе представлена теоретическая подоснова исследования. В данной главе рассмотрены труды как постулатов в изучении образа (Леонтьев А.Н. Рубинштейн С.Л., Тхостов А.Ш.), так и труды “новичков” в психологии (Тезисы международной практической конференции студентов и аспирантов).

Во второй части курсовой работы можно ознакомиться с процессом обработки и интерпретации данных, полученных эмпирическим путем. В данной главе произведен качественный анализ структуры образа ученика как в сознании самого ученика, так и в сознании учителя, включая сравнение структуры образа ученика в сознании ученика и учителя.

В заключении можно кратко ознакомиться с результатами проделанной работы и выводами, к которым мы пришли.

В приложении размещены: заполненные бланки, как учениками, так и учителями; результаты психогеометрического теста С. Деллингера выполненные учениками и учителями.