На главную

Лекции по истории психологии


~~~28. Психологические идеи во Франции XVIII века
Становление эмпирического направления.
Этьен Бонно де Кондильяк – истолкователь Локка. Раскрыл происхождение психических процессов – рефлексия. Только 1 источник опыта – ОЩ. 1754 «Трактат об ОЩ» - показал эмпирическое происхождение способностей, операций души. Через обоняние выводит все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, воображение, воля. Сильное наличие ОЩ – дает внимание. Внимание есть ОЩ.  2 ОЩ сравниваем и даем суждение – суждение есть видоизмененное ОЩ. Природа потребностей вторична – результат познания.
Жюльен Офре ден Ламетри – приписывает материи наряду с протяженностью – способность к движению – движущую силу, способность к мышлению и ОЩ. Сама организация мозговой ткани свободно вызывает эти свойства. Трактат «Человек-машина» - люди являются животными и ползающими в вертикальном положении машинами. Выделил потребности как сторону душевной жизни и их РОЛИ в поведении. Существа лишенные потребности лишены УМА, чем больше потребностей, тем больше ума.
П. Кабанис – поставил задачу разоблачить тайны человеческой природы и рассмотреть ГМОЗГ как отдельный орган – вульгарный материализм.
Клод Адриан Гельвеция – проблема неравенства умов – от природы или от воспитания. Человек лишенный желаний – не будет проявлять внимания. Все люди обладают одинаковыми предпосылками для развития ум способностей. 2 причины неравенства: разное положение и стечение обстоятельств. УМ – машина, кот не двигается, пока страсти не приведут его в движение. Страсть – продукт воспитания.

~~~29. Развитие психологических идей в Германии XVIII века
Христиан Вольф – компромисс между эмпирическими и рационалистическими идеями. Делил психологию на Эмпирическую – изучение фактов о жизни души; и рационалистическая – спекулятивные рассуждения о сущности, месте пребывания, свободе и бессмертии души. Выдвинул теорию способностей. Способности – направление деятельности души, голые возможности. Из познавательного акта сперва возникает удовольствие/страдание, потом суждение о достоинстве объекта а потом аппетит – стремление к объекту.
Иммануил Кант – математика неприложима к явлениям внутреннего чувства и к их законам, в психологии невозможен эксперимент. Основатель учения трихотомии души: подразделение душевных состояний на познавательные чувства и волю – отличил познавательную способность души от способности чувствовать удовольствие и страдание и от желательной силы.  Воля побуждается разумом, тогда как желание имеет источником чувствования удовольствия и страдания.
Априоризм Канта – формы восприятия: пространство и время. Он априорные – необходимые формы всего существующего. Априорные формы мышление присоединяются к содержанию, полученным эмпирическим путем и уст отношения и связи – получаются знания. Знания 2х видов: категории рассудка и идеи чистого разума. Развивает учение об Апперцепциях – это активная сила, кот осущ синтез первоначально хаотических представлений.  Схемы – новый элемент сознания, соед в себе разнородные познавательные способности. Схемы – чувственные понятия – продукт деятельности воображения. 1798 – «Антропология с прагматической точки зрения» - описал 3 способности человека (познание, чувство, воля) а также изложил свои представления о характере и темпераменте.
Иоганн Готлиб Фихте – развил идеи об активности субъекта, его «Я», о деятельности субъекта, трактуя ее идеалистически. Мы познаем, потому что предназначены действовать. Знание не как цель а как средство рационального господства над природой. Тело человеческое незавершенно при рождении и до конца формируется духом.
Фридрих Вильгельм Шеллинг – ученик Фихте. Природа теологически связана СС духовным. Шеллинг видит духовное в процессе магнетизма, Эл. Реакции, химической реакции, орг природе.
Человек является связующим звеном природы и духа.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – индивидуальное сознание проходит в своем развитии три ступени. 1 – дух как душа – дух в сплетении с телом. 2 – рефлексия – дух представляет сознание. 3 – дух как ум – теоретический ум – познание. Различал: индивидность (природное начало), индивиуальность (соц среда) и личность (сам).
Так разрабатывается идея ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – творческое отношение человека к миру.

~~~30. Психология в России XVIII века
Материалистические традиции. В январе 1755 – открытие Московского университета. В.Н. Татищев утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения. Н.И. Новиков отражал в печати наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности.  В 1796 И. Михайлов выпускает «Наука о душе».
М.В. Ломоносов – основатель материалистической РУСС психологии. Объяснял ОЩ как продукт воздействия предметов внешнего мира. Подчеркивал роль мозга в различении раздражений. 1757 – «Слово о происхождении света» где выдвинул трехкомпонентную теорию света.  1744 – «Краткое руководство к риторике» где развил мысль о воображении, представлениях, страстях, психологии речи.
А.Н. Радищев – отрицал существование души как самостоятельной субстанции. Психика является функцией нервов и мозга и без них не возможна. Говорил о специфичности человеческой жизни – он не приспосабливается к природе, но преобразует ее обладая речью и прямой походкой. Признавал силу воспитания но силу природы не отрицал. Склоняется к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности – «мысленность».
Выражением активной природы человеческого мышления является внимание. Человек властен над своими желаниями и страстями, и даже над телом. И это доказательство бессмертности души – его мысленность неуничтожима.