На главную

Лекции по истории психологии


~~~23. Психологические идеи Дж. Локка
«Опыт о человеческом разуме» и «Мысли о воспитании». С критикой о теории врожденных идей. Относительно знаний – человек чистая доска – душа – пассивная, но способная к восприятию среда.
Локк не отрицал природных наклонностей, задатков, конституционных различий. Источник знаний – опыт как индивидуальная история жизни.  Благодаря чувствам душа обогащается идеями.
2 источника опыта:
- Ощущение – объекты природы через органы чувств
- Рефлексия – внутреннее восприятие, деятельность ума.
Ощущение – начало познания, Рефлексия возникает после и на основе ОЩ. Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии. Идеи по Локку бывают простыми и сложными. Это элементы сознания и доставляются через ОЩ и Рефлексию. Идеям соответствуют качества вещей. Качество может быть первичное и вторичное. Первичное качество – реальные, неотделимые качества, не зависят от нашего восприятия. Вторичные качества – цвета, звуки, запахи.
Сложные идеи образуются умом произвольно путем соединения, суммирования, сопоставления, сравнение, обобщение, «ассоциация идей» (объединение не родственных идей). Локк дал схему обобщения.
Связь идей в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени.

~~~24. Психологические воззрения Г.В. Лейбница
Душа и тело составляют два полюса: один характеризуется пассивностью, бездеятельностью - тело, другой – ясностью представлений и деятельным характером - дух. Мир состоит из живых духовных единиц: МАНАДА – абсолютна проста, бестелесна, не занимает места в пространстве, активна.
3 разновидности МАНАД:
- простые – голые – соотв. Неорганической природе, имеют жизненную силу.
- души соответвтующие животным, обладают отчетливым восприятием и памятью
- духи – разумные человеческие души – обладают высшими духовными свойствами. Вместо сравнения души с чистой доской, Лейбниц использует образ глыбы мрамора с прожилками, которые определяют контуры фигуры. И указал, что все знания объяснить из опыта не возможно. Апперцепция – особая сила духа, которая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение. И заметил, что в каждый момент в нас имеется бесконечное множество восприятий но без сознания и рефлексии.
Все в мире подчиняется закону непрерывности. Природа не делает скачков, органическое и неорганическое связано между собой непрерывным процессом.

~~~25. Возникновение ассоциативной психологии (Дж. Толланд, Д. Гартли, Дж. Пристли)
Д. Гартли – дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Главный труд: «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях».
Существуют 3 основных простейших элемента душевной жизни: сенсация – ощущения, идеация – повторение ОЩ без предметов, аффекции – аффективный тон удовльствия/неудоврльствя. Из них с помощью ассоциаций строится жизнь. Если 2 вибрации воздействуют одновременно, оказывают друг на друга воздействие и образуют более прочную связь. Далее одна вибрация вызывает другую.
Память – воспроизведение ОЩ по ассоциации в том порядке и отношении, в каких они получены. Воспроизведение без порядка – воображение. Словов сводится к набору звуков, значение – какая-то постоянная часть чувственных образов. Понимание слова – ассоциация между словом и значением. Желание и отвращение на той ступени интенсивности, когда они сильны, чтоб вызывать действие, называются волей. Страсти – продукт воспитания и возникают по механизму асс. между представлением о вещи и аффекцией. Эмоция, воля интеллект, память воображение – все они выводятся из внешних впечатлений, произведенное на внешнее чувство.
Пристли популяризировал теорию Гартли, боролся с ее противниками.

~~~26. Развитие ассоциативной психологии (Д. Юм, Дж. Милль, Дж. Ст. Милль)
Закон ассоциации рассматривался как основное явление душевной жизни. В конце XIX в АП входит эксперимент.
Томас Браун – вывел вторичные законы ассоциаций – учение о дополнительных факторах: сходность ОЩ, новизна, близость, природные способности индивида, состояние здоровья. Развил учение о ОЩ: вывел из осязания ОЩ тепла и холода, мускульное чувство. Признает, что основания для них лежат в мозгу, все остальные операции представляют собой операции духа.
Д. Юм – развил понятие Ассоциации и попытался представить мир как ассоциацию идей. Идеи – воспроизведенные восприятия, более слабые впечатления, которые мы используем в мышлении и рассуждении. Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциации. Всю душевную жизнь Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациям между ними.
Дж. Милль – «Анализ явлений человеческого духа», Сводит всю психологическую жизнь к ОЩ, представлениям и ассоциациям идей: в психическом мире есть только одно явление – ощущение и один закон – ассоциация. Выделил 2 причины закрепления ассоциации:
- живость ассоциируемых ОЩ
- частота их повторений.
Сформулировал общий закон АСС: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ОЩ как их оригиналы. Характерна полная пассивность организма, механизм в трактовке психики. Построил ментальную механику – теорию сложных ментальных соединений по типу механики.
Дж.Стюарт Милль – защищая АСС ПСИ пришел к выводу ее несостоятельности. Не у механики, а у химии следует психологии заимствовать способ изображения явлений сознаний (ментальная химия). Простые идеи порождают а не составляют своей совокупностью идеи сложные. В психологии нет средств для реального анализа сознания – она не может существовать как наука. Когда одно состояние произведено другим – закон ДУХА, если причиной духа стало опр. Состояние тела – закон тела.
АСС существовала не между двумя мыслями, а меду двумя состояниями мозга, предшествовавшими разным мыслям. Призывал изучать путем наблюдения и опыта.
Вводит понятие «Я» в качестве субъекта сознания. Кроме одновременных и последовательных АСС добавил АСС по сходству.

~~~27. Вклад Г. Спенсера и А. Бэна в разработку ассоциативной психологии
А.Бэн – «Чувство и интеллект», «Эмоции и воля». Стремился теснее связать психические процессы с телесной организацией. В психологии необходимо применять методы естественных наук – давать описание фактам и их классификацию. Из-за связи многообразных движений образуются навыки. В учении об образовании произвольных движений Бэн использовал понятие удерживающей силы духа – первичные свойства ума: различение, нахождение сходства, удержание впечатлений, способность вызвать их посредством чисто душевных сил. Вводит творческие АСС как способность ума составлять новые комбинации что противоречит АСС как комбинации прежних впечатлений.
Герберт Спенсер – «Синтетическая философия» происходит сближение психологии с учением о биологической эволюции. Психические явления рассматриваются как один из видов жизненных проявлений в процессе приспособления организма к среде. Сформулировал общий закон эволюции: развитие идет от рассеянного к сплоченному.
Среда – это не только сила, пускающая в ход по типу механистического толчка внутриорганические процессы, но она способна видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде. Первичная единица психики – ОЩ. Оно развилось из первоначальной раздражительности. Психика как и жизнь является приспособлением внутренних отношений к внешним к среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции.
Ввел 2 вида психологии: одна – объективная психология – имеет дело с психическими явлениями у животных и человека, другая – субъективная – занимается состояниями сознания посредством внутреннего наблюденияело с психическими явлениями у животных и человека, другая - .в процессе эволюции. ность приспособления к среде. реде. тлений. . В процессе внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля.  Они суть фазы психического развития, стадии приспособления. Интеллект – высшая фаза душевного развития, с его помощью приспособление расширяется в пространстве и во времени, возрастает специализация, сложность, точность.
Человек, в отл от животных живет не только в природной, но и в надорганической –социальной- среде.
Сохраняет понятия о 2 видов опыта: наследственный - видовой и индивидуальный. С рождения имеет готовые формы пространства и времени – продукт развития предшествующих поколений. Сознание не чистый лист – закон наследственности.