Лекции по истории психологии |
~~~17. Психологические воззрения Фомы Аквинского
Схоласт, его система – ведущая в католицизме. Решал задачу религиозного мировоззрения в условиях зарождающейся тяги к объяснению природы. Создал грандиозную философскую систему – синтез средневекового мышления. В учениях о познании различал человеческое – естественное познание – естественный разум (чувства и интеллект) и сверхъестественное – основа для религиозной веры.
Внутренние познавательные органы: 1. Органы чувств – единичное чувство вещи. Группировка впечатлений в общем чувстве. 2. Пассивная память воображения – склад всех восприятий общего чувства.
Бог есть высшая конечная цель познания. Познается через божественное откровение.
Отрицал врожденные знания, признавал врожденные общие схемы, которые называл принципами познания, вложенными самим богом. Начинают действовать, когда сталкиваются с огромным чувственным материалом.
Интенциональность – механизм познания – «внутреннее слово» которое придает определенную направленность. Конечным источником решений является не человек а Бог. В душе Ф. Аквинского – множество душевных способностей.
~~~18. Психологические идеи Р. Бэкона, И. Дунса Скота, В. Оккама
Роджер Бэкон – провозгласил значение опытов и наблюдение в познании. Опыт дает возможность познать тело, но не дает возможность познать душу. Для познания души необходимо внутреннее просветление, позволяющее постигать то, что не может постигнуть чувственное восприятия. Дается большой материал о зрительных нервах и зрительном восприятии.
И. Дунс Скот – понятие о личности (из условий бытия средневековья).
В. Оккама – номиналист, ставит деятельность воли выше разума. «Бритва Оккама» - против поиска принципов, напр. на объяснение явлений. Рассматривает единую душу. Разнообразие направлений в деятельности единой души достаточно объясняет ее функции. Душевные силы – разные названия для различных актов одной души.
~~~19. Психологические воззрения Т. Гоббса
Родоначальник эмпирического направления – Ф.Бэкон, продолжателем – Т.Гобс, окончательно оформил – Дж. Локк.
Человек – тело в ряду бесчисленного множества природных тел. Его движения – реальность, Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Ощущения – проявление движения в наших органах чувств (под влиянием внешних предметов). Это давление продолженное внутрь посредством нервов до мозга и сердца, вызывает сопротивление-обратное давление. Так как это усилие направлено вовне – то нам кажется, что оно снаружи – это ощущение. Психика – тень реальных материальных процессов. Удовольствие – проявление движения в сердце. Человеческий ум не имеет никакого другого движения, кроме Ощущения, представления и связи представлений. Свет человеческого ума – вразумительные слова. Лучшими признаками наличных страстей являются выражение лица, движение тела, действия и намерения, о которых мы узнаем опытным путем. Гоббс доказывает - люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом. Природный ум – в ходе жизнедеятельности и благоприобретенный ум – путем систематического обучения. Причины различного ума кроются в страстях ибо мысли по отношению к желаниям – разведчики.
От эпифеноменализма Гоббса начинается бессубъектная психология, в котором сознание рассматривается как сплетение его содержаний.
~~~20. Психологические идеи Ф. Бэкона
Отказывается от изучения общих вопросов души и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов, способностей. -> отмирание науки о душе и рождение науки о сознании. Развивается концепция о единой науке о человеке. Наука о человеке состоит из 2 частей: одна рассматривает человека как такового, другая – в его отношении к обществу. Также выделяет 2 науки о теле и о душе. Учение о союзе души и тела включает: определение состояния человека по внешним признакам (физиогномика), толкование снов, влияние тела на душу и наоборот.
В разделении души на боговдохновенную и чувствующую проявляется теологическая непоследовательность. Для чувствующей души это способности ощущения и выбора – стремление к благоприятным и избегание неблагоприятных обстоятельств, и произвольные движения. Чувствующая душа общая у человека и животных. Способности рациональной души: разум, рассудок, воображение, память, желание, воля.
Знание подвержено глубочайшим заблуждениям, которые обманывают не в частных вопросах, а на каждом шагу. Эти заблуждения Бэкон обозначил как ИДОЛЫ (идолы рода, пещеры, площади, театра). Необходимо вооружить разум, как оружием руку. Это научная ИНДУКЦИЯ – вывел правила перехода от частного к общему. Родоначальник эмпирической науки. Именно логика вместе с экспериментом выступает у Бэкона оружием научного исследования.
~~~21. Психологические концепции Р. Декарта
Материалист. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое, духовное бытие. Ввел понятие рефлекса и положил начало научному анализу человека. Первый шаг на пути к истине – сомнение во всем, где может возникнуть подозрение. Впервые систематическое сомнение используется как методологический прием научного исследования. Если откинуть все сомнительное, не остается ничего, кроме самого сомнения. Сомнение – акт мышления – от сущности «Я» неотделимо только мышление. Мышление – духовный, бестелесный акт, приписывал к особой нематериальной мыслящей субстанции.
Тело по своей природе делимо, дух – неделим. Душа по природе не находится ни в каком отношении к протяженности и измерению. Тело человека и животного – не зависят от души. И дает краткое описание «устройства машины нашего тела».
Исп. Понятие «Животные духи» - маленькие быстро двигающиеся тела – составляют принцип всех движений частей нашего тела. Мышцы антагонисты – перераспределение духов между мышцами – только движение тела, сходное с животными (ходьба, дыхание, отправление). Животные разума не имеют, и природа в них действует согласно расположению их органов. Привел к идее бога как продолжающего человеческий разум. Душа может существовать без тела, но существует только с человеческим телом. Восприятие среды – деятельность души и тела. Душа помещается в железе в середине мозга. В зависимости от движений этой железы, «духи» направляются по нервам и через поры идут в мускулы. Таким образом железа приводит тело в движение.
Разногласие: душа нематериальна, она же железа.
Единственное средство познания души – внутреннее сознание. Природа страстей двойственна, вкл. Телесный компонент и мысль. Причина страстей – движение животных духов, из-за которых происходят физиологические изменения. Средства борьбы с духами – разум и воля.
~~~22. Система психологических взглядов Б. Спинозы
Труд «Этика». Разработал МОНИСТИЧЕСКОЕ учение – есть одна субстанция – она в самой себе содержит необходимость существования. Она не сотворена, существует в силу самой себя. Действует только по необходимости – в соответствии с объективными закономерностями – Бог или природа. Различает сущность и существование. Сущность – характеристика вещи, то без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – есть оно или нет. Природа не нуждается в первоначальной причине. Из бесконечности природы вытекает бесконечность свойств природы. Порядок и связь идей те же что и порядок и связь вещей. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга, а соответствуют друг другу – неотделимы. Мышление – ф-я действия тела в мире вещей. Единство материи и мышления мыслиться вечным.
Различал 4 способа познания:
- по наслышке
- от беспорядочного жизненного опыта
- заключение от общего к частному
- по следствию – причине.
Продуктом познания первого рода – абстрактные, неполные понятия отдельных вещей. Второго – разум дает общие идеи о существенных свойствах вещей. Третьего рода – интуитивное познание.
Аффекты – естественное проявления природы. 3 вида афф: желание, удовольствие, неуд. Аффекты вводят человека в зависимость от вещей - рабство.
Высшее удовлетворение – блаженство, интеллектуальная любовь к миру – условие обуздания страстей.