На главную

Лекции по истории психологии


  ~~~1. История психологии как наука
Задача – воссоздание исторической научной психологической мысли. Знания несут на себе печать времени. Бординг – необходимо учитывать традиции в науке.
Парадигмальная теория КУНТА – соц. Культ. Процессы порождают парадигмы, Аномалии – факты, несовместимые с парадигмой -> научная революция.
История мира – это биография великих людей (Теория великих людей – авт. Карлейль).
М.Г. Ярошевский – категориальный анализ: принц. Детерминизма, системности и развития дает категориальный анализ.
Психология возникла как наука о душе. И скована понятием души.
Предмет изучения: душа -> психика -> поведение -> личность.

~~~3. Проблема предмета истории психологии
~~~4. Проблема метода историко-психологического исследования
Принцип Историзма – ни одна теория не отбрасывается вы виде исторического хлама, получает свое законное место, все имело смысл для своего времени, было результатом исторической необходимости и органически входило в общечеловеческий прогресс мысли.
Нарушение принципа Историзма:
- презентизм – ограничивает тем, что значимо для настоящего этапа развития науки – выделение тех моментов, которые соответствуют современным взглядам.
- антикваризм – рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности (простая регистрация фактов).
Принцип детерминизма – раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами.

~~~5. Проблема периодизации в историко-психологическом исследовании
2 периода: 1. психологические знания развивались в недрах философии и др. наук. 2. развитие психологии как самостоятельной науки.

~~~6. Традиционные формы историко-психологического анализа
Эмпиризм в ИП проявляется не в том, что обращаются к фактам, а как обращаются с ними, в беспомощности перед лицом фактов.
Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала (факты, теория, законы, понятия).
Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Прим. метод интервьюирования.

~~~8. Психологические идеи в античности (общая характеристика)
Душа- нечто сверхъестественное, «зверек» в животном, человек внутри человека. Сон или транс –временное, а смерть – постоянное отсутствие души. Запреты, табу, меры предосторожности предназначены для постоянного присутствия души или ее возвращения.
Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни. Отличало: интеллектуализм, высокое отношение к разуму.
Мысли о 4 стихиях, лежавших в основе всего. По Фалесу – вода, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь (-Логос – отожествлял с разумом), Парменид – земля. Эмпедокл – движущая сила 4-х стихий – Любовь и Ненависть (связующее и разъединяющее).
Демокрит и его учитель Левкипп – родоначальники атомистический материализм. Все существующее состоит из бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы – мельчайшие субстанции, неделимые, недоступны чувствам, различаются по форме, величине и подвижности. Существует только атомы м пустота, все остальное – мнение (Демокрит). Эпикур приписывал атомам вес – внес самопроизвольное отклонение атомов. Происхождение мира как столкновение атомов.
Восприятие – физ.процесс – от вещей истекают тончайшие пленочки копии вещей – идолы. Из глаза направляет встречный поток атомов души, которые как щупальца ощупывают образы-идолы. Видим ибо идолы входят в нас.