пассиватор металла GREDORS IC-P представляет собой пассивирующее средство, которую используют для временной защиты стали от атмосферной коррозии. Состав включает в себя концентрированную водно-щелочную эмульсию, обеспечивающую мощный антикоррозийный эффект. Он позволяет отсрочить пассивацию металлоконструкций, образуя невидимую пленку на поверхности.
З.ФРЕЙД, Психология масс и анализ
человеческого "Я" |
VII. ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Идентификация известна в психоанали-
зе как самое раннее проявление эмоциональной привязан-
ности к другому человеку. Она играет определенную роль
в развитии Эдипова комплекса. Маленький мальчик прояв-
ляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать и
быть таким, как он, быть на его месте во всех случаях.
Мы говорим с уверенностью: отец является для него идеа-
лом. Это отношение не имеет ничего общего с пассивной
или женственной установкой к отцу (и к мужчине вообще),
оно является, наоборот, исключительно мужским. Оно от-
лично согласуется с Эпидовым комплексом, подготовке ко-
торого оно способствует. Одновременно с этой идентифи-
кацией с отцом мальчик начинает относиться к матери как
к объекту опорного типа. Итак, он проявляет две психо-
логически различные привязанности: к матери -- чисто
сексуальное объектное влечение, а к отцу -- идентифика-
цию с идеалом. Обе привязанности существуют некоторое
время одна наряду с другой, не оказывая взаимного влия-
ния и не мешая друг другу. Вследствие безостановочно
прогрессирующего объединения душевной жизни они, нако-
нец, сталкиваются, и благодаря этому стечению возникает
нормальный Эдипов комплекс. Ребенок замечает, что отец
стоит на пути к матери; его идентификация с отцом при-
нимает теперь враждебный оттенок и становится идентична
желанию занять место отца также и у матери. Идентифика-
ция21 амбивалентна с самого начала, она может служить
выражением нежности, равно как и желания устранить от-
ца. Она ведет себя как отпрыск первой оральной фазы ли-
бидинозной организации, во время которой внедряют в се-
бя любимый и ценный объект путем съедения и при этом
уничтожают его, как таковой. Людоед остается, как из-
вестно, на этой точке зрения: он пожирает как своих
врагов, так и тех, кого он любит. Судьба этой идентифи-
кации с отцом потом легко теряется из виду. Может слу-
читься так, что в Эдиповом комплексе происходит измене-
ние в том смысле, что отец при женственной установке
принимается за объект, от которого прямые сексуальные
влечения ожидают своего удовлетворения, и тогда иденти-
фикация с отцом становится предтечей объектной привя-
занности к отцу. То же самое относится к маленькой до-
чери в ее взаимоотношениях с матерью. Отличие такой
идентификации с отцом от выбора отца как объекта легко
формулировать. В первом случае отец является тем, чем
хотят быть, во втором случае -- тем, чем хотят обла-
дать. Итак, отличие заключается в том, относится ли эта
привязанность к субъекту или к объекту человеческого
"Я". Поэтому первая привязанность может существовать
еще до выбора сексуального объекта. Гораздо труднее
наглядно изложить это различие метапсихологически. Нуж-
но только отметить, что идентификация стремится к сфор-
мированию своего "Я" по образцу другого человека, кото-
рый берется за "идеал". Из более запутанной связи мы
выделяем идентификацию при невротическом симптомокомп-
лексе. Маленькая девочка, которую мы наблюдаем, прояв-
ляет тот же самый болезненный симптом, что и ее мать,
например, тот же самый мучительный кашель. Это может
происходить различными путями. Это -- либо идентифика-
ция с матерью, порожденная Эдиповым комплексом, означа-
ющая враждебное желание занять место матери, и этот
симптом является выражением любви к отцу, как к объек-
ту; он реализует замену матери, находясь под влиянием
сознания своей виновности: ты хотела быть матерью, те-
перь ты являешься ею, по крайней мере, в страдании. Это
-- полный механизм образования истерического симптома.
Или же этот симптом идентичен симптому любимого лица.
(Так, например, Дора в "Bruchstьck einer Hysterieanaly-
se" имитировала кашель отца); в этом случае мы могли бы
описать суть вещей таким образом, что идентификация за-
няла место выбора объекта, а выбор объекта деградировал
до идентификации. Мы слышали, что идентификация являет-
ся самой ранней и самой первоначальной формой эмоцио-
нальной привязанности; при наличии образования симпто-
мов, следовательно, вытеснения и при господстве меха-
низмов бессознательного часто происходит так, что выбор
объекта опять становится идентификацией, т. е., что "Я"
берет на себя качества объекта. Интересно отметить, что
"Я" копирует при идентификациях иногда любимое лицо, а
иногда -- нелюбимое. Нам должно также придти в голову,
что в обоих случаях идентификация является только час-
тичной, в высшей степени ограниченной, что она заимс-
твует лишь одну черту объектного лица. Третьим особенно
частым и важным случаем образования симптома является
тот случай, когда идентификация совершенно не обращает
внимания на объектное соотношение к лицу, которое она
копирует. Когда, например, девушка, живущая в пансиона-
те, получает письмо от своего тайного возлюбленного,
возбуждающее ее ревность, и реагирует на него истери-
ческим припадком, то некоторые из ее подруг, знающие об
этом, заражаются этим припадком, как мы говорим, путем
психической инфекции. Здесь действует механизм иденти-
фикации, происходящей на почве желания или возможности
находиться в таком же положении. Другие тоже хотели бы
иметь тайную любовную связь и соглашаются под влиянием
сознания своей виновности также и на связанное с ней
страдание. Было бы неправильно утверждать, что они
присваивают себе этот симптом из сострадания. Наоборот,
сострадание возникает лишь из идентификации, и доказа-
тельством этого является тот факт, что такая инфекция
или имитация возникает и при таких обстоятельствах,
когда предшествующая симпатия меньше той, которая имеет
обычно место между подругами по пансионату. Одно "Я"
почувствовало в другом существенную аналогию в одном
пункте, в нашем примере -- в одной и той же готовности
к чувству; на основании этого создается идентификация в
этом пункте, и под влиянием патогенной ситуации иденти-
фикация передвигается на симптом, продуцируемый челове-
ческим "Я". Идентификация через симптом становится, та-
ким образом, признаком скрытого места у обоих "Я", ко-
торое должно было бы быть вытеснено. Мы можем объеди-
нить изученное в этих трех источниках: во-первых, иден-
тификация является самой первоначальной формой эмоцио-
нальной привязанности к объекту, во-вторых, она стано-
вится путем регрессии заменою либидинозной привязаннос-
ти к объекту, как будто путем интроекции объекта в "Я",
и в-третьих, она может возникнуть при каждой вновь под-
меченной общности с лицом, не являющимся объектом поло-
вого влечения. Чем значительнее эта общность, тем ус-
пешнее должна быть эта частичная идентификация, дающая,
таким образом, начало новой привязанности. Мы догадыва-
емся, что взаимная привязанность индивидов, составляю-
щих массу, является по своей природе такой идентифика-
цией в силу важной аффективной общности, и мы можем
предположить, что эта общность заключается в привязан-
ности к вождю. Мы, конечно, далеки от того, чтобы счи-
тать проблему идентификации исчерпанной; мы стоим у
преддверия того, что психология называет "вчувствовани-
ем" и что принимает наибольшее участие в нашем понима-
нии чуждого "Я" других лиц. Но мы ограничиваемся здесь
ближайшими аффективными проявлениями идентификации и
оставляем в стороне ее значение для нашей интеллекту-
альной жизни. Психоаналитическое исследование, затро-
нувшее вскользь и более трудные проблемы психозов, мо-
жет указать нам на идентификацию также и в некоторых
других случаях, не совсем доступных нашему пониманию.
Два из этих случаев я подробно разберу для наших даль-
нейших рассуждений. Генезис мужской гомосексуальности в
целом ряде случаев таков: молодой человек был чрезвы-
чайно долго и интенсивно фиксирован на своей матери в
смысле Эдипова комплекса. Однако после периода половой
зрелости наступает, наконец, время, когда необходимо
променять мать на другой сексуальный объект. Тогда дело
принимает неожиданный оборот: юноша покидает свою мать,
он идентифицирует себя с ней, он превращается в нее и
ищет теперь объекты, которые могли бы заменить ему его
"Я", которые он мог бы так любить и ласкать, как мать
проявляла это к нему. Это -- частый процесс, который
может быть подтвержден в любом случае, и который, разу-
меется, совершенно независим от какого бы то ни было
предположения об органической подкладке и о мотивах
этого внезапного изменения. В этой идентификации пора-
зительно ее большее содержание; она видоизменяет чело-
веческое "Я" в крайне важном вопросе, в сексуальном ха-
рактере, по прототипу существовавшего до сих пор объек-
та. При этом самый объект покидается: будет ли это
окончательно или только в том смысле, что он сохраняет-
ся в бессознательной сфере -- это не входит в вопросы
нашей дискуссии. Идентификация с объектом, от которого
человек отказался или который утрачен, с целью замены
его, интроекция этого объекта в свое "Я" не является,
конечно, новостью для нас. Такой процесс можно иногда
наблюдать непосредственно у маленького ребенка. Недавно
в "Internationale Zeitschrift fьr Psychoanalyse" было
опубликовано такое наблюдение: ребенок, чувствовавший
себя несчастным вследствие потери котенка, объяснил,
недолго думая, что он теперь сам котенок; он ползал со-
ответственно этому на четвереньках, не хотел есть за
столом и т. д.22. Другой пример такой интроекции объек-
та дал нам анализ меланхолии; этот аффект насчитывает
среди своих важнейших причин реальную или аффективную
утрату любовного объекта. Основной характерной чертой
этих случаев является жестокое самоунижение человечес-
кого "Я" в связи с беспощадной критикой и жестокими са-
моупреками. Анализ выяснил, что эта критика и эти упре-
ки в сущности относятся к объекту и являются местью че-
ловеческого "Я" этому объекту. Тень объекта упала на
"Я", сказал я в другом месте. Интроекция объекта высту-
пает здесь с несомненной очевидностью. Но меланхолия
выявляет и нечто другое, что может быть важным для на-
ших дальнейших рассуждений. Она показывает нам челове-
ческое "Я" разделенным, распавшимся на две части, одна
из которых неистовствует против другой. Эта другая
часть видоизменена интроекцией, она включает утраченный
объект. Но и та часть, которая проявляет себя столь
свирепо, небезызвестна нам: она включает совесть, кри-
тическую инстанцию в "Я", которая и в нормальном состо-
янии также критически противопоставляет себя "Я", но
она никогда не делает этого столь неумолимо и столь
несправедливо. Мы уже раньше имели повод (нарцисизм,
печаль и меланхолия) сделать предположение, что в нашем
"Я" развивается такая инстанция, которая может обосо-
биться от остального "Я" и вступить с ним в конфликт.
Мы назвали ее "Я"-идеалом и приписали ей функции само-
наблюдения, моральной совести, цензуры сновидения и
главную роль при вытеснении. Мы сказали, что она явля-
ется преемником первоначального нарцисизма, в котором
детское "Я" находило свое самоудовлетворение. Постепен-
но она восприняла из окружающей среды те требования,
которые последняя предъявляла к "Я" и которые "Я" не
всегда могло исполнить, и человек, не будучи доволен
своим "Я", имел все-таки возможность находить свое
удовлетворение в дифференцированном из "Я" "Я"-идеале.
Далее, мы установили, что в бреде наблюдения (Beobach-
tungswahn) становится очевидным распад этой инстанции,
и при этом открывается ее происхождение из влияния ав-
торитетов, прежде всего родителей23. Но мы не забыли
указать, что размеры отстояния этого "Я"-идеала от ак-
туального "Я" чрезвычайно варьируют для каждого отдель-
ного индивида и что у многих эта дифференцировка внутри
"Я" не идет дальше, чем у ребенка. Но прежде, чем мы
сможем применить этот материал для понимания либидиноз-
ной организации массы, мы должны принять во внимание
другие изменчивые соотношения между объектом и "Я". Мы
отлично знаем, что заимствованными из патологии приме-
рами мы не исчерпали сущности идентификации и оставили,
таким образом, отчасти незатронутой загадку массы.
Здесь должен был бы быть предпринят гораздо более осно-
вательный и более полный психический анализ. От иденти-
фикации путь ведет через подражание к вчувствованию, т.
е. к пониманию механизма, благодаря которому для нас
вообще возможно соприкосновение с душевной жизнью дру-
гого человека. И в проявлениях существующей идентифика-
ции многое надо еще выяснить. Ее следствием является,
между прочим, еще то, что человек ограничивает свою аг-
рессивность по отношению к тому лицу, с которым он себя
идентифицирует; человек щадит его и оказывает ему по-
мощь. Изучение таких идентификаций, лежащих, например,
в общности кланов, выяснило Robertson'y Smith'y порази-
тельный результат, что они покоятся на признании общей
субстанции (Kinship and Marriage, 1885) и поэтому могут
быть созданы путем сообща принятой пищи. Эта черта поз-
воляет связать такую идентификацию с конструированной
мною в "Тотем и табу" первобытной историей человеческой
семьи.