На главную

З.ФРЕЙД, Психология масс и анализ человеческого "Я"

VII. ИДЕНТИФИКАЦИЯ
 Идентификация известна в психоанали-
зе как самое раннее проявление эмоциональной  привязан-
ности к другому человеку.  Она играет определенную роль
в развитии Эдипова комплекса.  Маленький мальчик прояв-
ляет особый интерес к своему отцу.  Он хотел бы стать и
быть таким,  как он, быть на его месте во всех случаях.
Мы говорим с уверенностью: отец является для него идеа-
лом.  Это отношение не имеет ничего общего с  пассивной
или женственной установкой к отцу (и к мужчине вообще),
оно является,  наоборот, исключительно мужским. Оно от-
лично согласуется с Эпидовым комплексом, подготовке ко-
торого оно способствует.  Одновременно с этой идентифи-
кацией с отцом мальчик начинает относиться к матери как
к объекту опорного типа.  Итак, он проявляет две психо-
логически  различные  привязанности:  к матери -- чисто
сексуальное объектное влечение, а к отцу -- идентифика-
цию  с идеалом.  Обе привязанности существуют некоторое
время одна наряду с другой, не оказывая взаимного влия-
ния  и  не мешая друг другу.  Вследствие безостановочно
прогрессирующего объединения душевной жизни они,  нако-
нец, сталкиваются, и благодаря этому стечению возникает
нормальный Эдипов комплекс.  Ребенок замечает, что отец
стоит на пути к матери;  его идентификация с отцом при-
нимает теперь враждебный оттенок и становится идентична
желанию занять место отца также и у матери. Идентифика-
ция21 амбивалентна с самого начала,  она может  служить
выражением нежности,  равно как и желания устранить от-
ца. Она ведет себя как отпрыск первой оральной фазы ли-
бидинозной организации, во время которой внедряют в се-
бя любимый и ценный объект путем съедения  и  при  этом
уничтожают его,  как таковой.  Людоед остается, как из-
вестно,  на этой точке зрения:  он пожирает  как  своих
врагов, так и тех, кого он любит. Судьба этой идентифи-
кации с отцом потом легко теряется из виду.  Может слу-
читься так, что в Эдиповом комплексе происходит измене-
ние в том смысле,  что отец при  женственной  установке
принимается  за объект,  от которого прямые сексуальные
влечения ожидают своего удовлетворения, и тогда иденти-
фикация  с  отцом становится предтечей объектной привя-
занности к отцу.  То же самое относится к маленькой до-
чери  в  ее  взаимоотношениях с матерью.  Отличие такой
идентификации с отцом от выбора отца как объекта  легко
формулировать.  В первом случае отец является тем,  чем
хотят быть,  во втором случае -- тем,  чем хотят  обла-
дать. Итак, отличие заключается в том, относится ли эта
привязанность к субъекту или  к  объекту  человеческого
"Я".  Поэтому  первая  привязанность может существовать
еще до выбора  сексуального  объекта.  Гораздо  труднее
наглядно изложить это различие метапсихологически. Нуж-
но только отметить, что идентификация стремится к сфор-
мированию своего "Я" по образцу другого человека, кото-
рый берется за "идеал".  Из более запутанной  связи  мы
выделяем  идентификацию при невротическом симптомокомп-
лексе.  Маленькая девочка, которую мы наблюдаем, прояв-
ляет  тот же самый болезненный симптом,  что и ее мать,
например,  тот же самый мучительный кашель.  Это  может
происходить различными путями.  Это -- либо идентифика-
ция с матерью, порожденная Эдиповым комплексом, означа-
ющая  враждебное  желание  занять место матери,  и этот
симптом является выражением любви к отцу,  как к объек-
ту;  он реализует замену матери,  находясь под влиянием
сознания своей виновности:  ты хотела быть матерью, те-
перь ты являешься ею, по крайней мере, в страдании. Это
-- полный механизм образования истерического  симптома.
Или  же  этот симптом идентичен симптому любимого лица.
(Так, например, Дора в "Bruchstьck einer Hysterieanaly-
se" имитировала кашель отца); в этом случае мы могли бы
описать суть вещей таким образом, что идентификация за-
няла место выбора объекта, а выбор объекта деградировал
до идентификации. Мы слышали, что идентификация являет-
ся  самой  ранней и самой первоначальной формой эмоцио-
нальной привязанности;  при наличии образования симпто-
мов,  следовательно,  вытеснения и при господстве меха-
низмов бессознательного часто происходит так, что выбор
объекта опять становится идентификацией, т. е., что "Я"
берет на себя качества объекта. Интересно отметить, что
"Я" копирует при идентификациях иногда любимое лицо,  а
иногда -- нелюбимое.  Нам должно также придти в голову,
что  в обоих случаях идентификация является только час-
тичной,  в высшей степени ограниченной,  что она заимс-
твует лишь одну черту объектного лица. Третьим особенно
частым и важным случаем образования  симптома  является
тот случай,  когда идентификация совершенно не обращает
внимания на объектное соотношение к лицу,  которое  она
копирует. Когда, например, девушка, живущая в пансиона-
те,  получает письмо от своего  тайного  возлюбленного,
возбуждающее  ее ревность,  и реагирует на него истери-
ческим припадком, то некоторые из ее подруг, знающие об
этом,  заражаются этим припадком, как мы говорим, путем
психической инфекции.  Здесь действует механизм иденти-
фикации,  происходящей на почве желания или возможности
находиться в таком же положении.  Другие тоже хотели бы
иметь  тайную любовную связь и соглашаются под влиянием
сознания своей виновности также и на  связанное  с  ней
страдание.  Было  бы  неправильно  утверждать,  что они
присваивают себе этот симптом из сострадания. Наоборот,
сострадание возникает лишь из идентификации,  и доказа-
тельством этого является тот факт,  что такая  инфекция
или  имитация  возникает  и  при таких обстоятельствах,
когда предшествующая симпатия меньше той, которая имеет
обычно  место  между подругами по пансионату.  Одно "Я"
почувствовало в другом существенную  аналогию  в  одном
пункте,  в нашем примере -- в одной и той же готовности
к чувству; на основании этого создается идентификация в
этом пункте, и под влиянием патогенной ситуации иденти-
фикация передвигается на симптом, продуцируемый челове-
ческим "Я". Идентификация через симптом становится, та-
ким образом,  признаком скрытого места у обоих "Я", ко-
торое  должно было бы быть вытеснено.  Мы можем объеди-
нить изученное в этих трех источниках: во-первых, иден-
тификация  является самой первоначальной формой эмоцио-
нальной привязанности к объекту,  во-вторых, она стано-
вится путем регрессии заменою либидинозной привязаннос-
ти к объекту, как будто путем интроекции объекта в "Я",
и в-третьих, она может возникнуть при каждой вновь под-
меченной общности с лицом, не являющимся объектом поло-
вого влечения.  Чем значительнее эта общность,  тем ус-
пешнее должна быть эта частичная идентификация, дающая,
таким образом, начало новой привязанности. Мы догадыва-
емся,  что взаимная привязанность индивидов, составляю-
щих массу,  является по своей природе такой идентифика-
цией в силу важной аффективной  общности,  и  мы  можем
предположить,  что эта общность заключается в привязан-
ности к вождю.  Мы, конечно, далеки от того, чтобы счи-
тать  проблему  идентификации  исчерпанной;  мы стоим у
преддверия того, что психология называет "вчувствовани-
ем"  и что принимает наибольшее участие в нашем понима-
нии чуждого "Я" других лиц.  Но мы ограничиваемся здесь
ближайшими  аффективными  проявлениями  идентификации и
оставляем в стороне ее значение для  нашей  интеллекту-
альной жизни.  Психоаналитическое исследование,  затро-
нувшее вскользь и более трудные проблемы психозов,  мо-
жет  указать  нам  на идентификацию также и в некоторых
других случаях,  не совсем доступных нашему  пониманию.
Два  из этих случаев я подробно разберу для наших даль-
нейших рассуждений. Генезис мужской гомосексуальности в
целом  ряде случаев таков:  молодой человек был чрезвы-
чайно долго и интенсивно фиксирован на своей  матери  в
смысле Эдипова комплекса.  Однако после периода половой
зрелости наступает,  наконец,  время,  когда необходимо
променять мать на другой сексуальный объект. Тогда дело
принимает неожиданный оборот: юноша покидает свою мать,
он  идентифицирует себя с ней,  он превращается в нее и
ищет теперь объекты,  которые могли бы заменить ему его
"Я",  которые он мог бы так любить и ласкать,  как мать
проявляла это к нему.  Это -- частый  процесс,  который
может быть подтвержден в любом случае, и который, разу-
меется,  совершенно независим от какого бы то  ни  было
предположения  об  органической  подкладке  и о мотивах
этого внезапного изменения.  В этой идентификации пора-
зительно ее большее содержание;  она видоизменяет чело-
веческое "Я" в крайне важном вопросе, в сексуальном ха-
рактере, по прототипу существовавшего до сих пор объек-
та.  При этом самый объект  покидается:  будет  ли  это
окончательно или только в том смысле, что он сохраняет-
ся в бессознательной сфере -- это не входит  в  вопросы
нашей дискуссии.  Идентификация с объектом, от которого
человек отказался или который утрачен,  с целью  замены
его,  интроекция  этого объекта в свое "Я" не является,
конечно,  новостью для нас.  Такой процесс можно иногда
наблюдать непосредственно у маленького ребенка. Недавно
в "Internationale Zeitschrift fьr  Psychoanalyse"  было
опубликовано такое наблюдение:  ребенок,  чувствовавший
себя несчастным вследствие  потери  котенка,  объяснил,
недолго думая, что он теперь сам котенок; он ползал со-
ответственно этому на четвереньках,  не хотел  есть  за
столом и т. д.22. Другой пример такой интроекции объек-
та дал нам анализ меланхолии;  этот аффект  насчитывает
среди  своих  важнейших причин реальную или аффективную
утрату любовного объекта.  Основной характерной  чертой
этих  случаев является жестокое самоунижение человечес-
кого "Я" в связи с беспощадной критикой и жестокими са-
моупреками. Анализ выяснил, что эта критика и эти упре-
ки в сущности относятся к объекту и являются местью че-
ловеческого  "Я"  этому объекту.  Тень объекта упала на
"Я", сказал я в другом месте. Интроекция объекта высту-
пает  здесь  с несомненной очевидностью.  Но меланхолия
выявляет и нечто другое,  что может быть важным для на-
ших дальнейших рассуждений.  Она показывает нам челове-
ческое "Я" разделенным,  распавшимся на две части, одна
из  которых  неистовствует  против  другой.  Эта другая
часть видоизменена интроекцией, она включает утраченный
объект.  Но  и  та часть,  которая проявляет себя столь
свирепо,  небезызвестна нам: она включает совесть, кри-
тическую инстанцию в "Я", которая и в нормальном состо-
янии также критически противопоставляет  себя  "Я",  но
она  никогда  не  делает  этого столь неумолимо и столь
несправедливо.  Мы уже раньше имели  повод  (нарцисизм,
печаль и меланхолия) сделать предположение, что в нашем
"Я" развивается такая инстанция,  которая может  обосо-
биться  от  остального "Я" и вступить с ним в конфликт.
Мы назвали ее "Я"-идеалом и приписали ей функции  само-
наблюдения,  моральной  совести,  цензуры  сновидения и
главную роль при вытеснении.  Мы сказали, что она явля-
ется  преемником первоначального нарцисизма,  в котором
детское "Я" находило свое самоудовлетворение. Постепен-
но  она  восприняла  из окружающей среды те требования,
которые последняя предъявляла к "Я" и  которые  "Я"  не
всегда  могло исполнить,  и человек,  не будучи доволен
своим "Я",  имел  все-таки  возможность  находить  свое
удовлетворение  в дифференцированном из "Я" "Я"-идеале.
Далее,  мы установили, что в бреде наблюдения (Beobach-
tungswahn)  становится очевидным распад этой инстанции,
и при этом открывается ее происхождение из влияния  ав-
торитетов,  прежде  всего родителей23.  Но мы не забыли
указать,  что размеры отстояния этого "Я"-идеала от ак-
туального "Я" чрезвычайно варьируют для каждого отдель-
ного индивида и что у многих эта дифференцировка внутри
"Я" не идет дальше,  чем у ребенка.  Но прежде,  чем мы
сможем применить этот материал для понимания либидиноз-
ной  организации  массы,  мы должны принять во внимание
другие изменчивые соотношения между объектом и "Я".  Мы
отлично знаем,  что заимствованными из патологии приме-
рами мы не исчерпали сущности идентификации и оставили,
таким  образом,  отчасти  незатронутой  загадку  массы.
Здесь должен был бы быть предпринят гораздо более осно-
вательный и более полный психический анализ. От иденти-
фикации путь ведет через подражание к вчувствованию, т.
е.  к  пониманию механизма,  благодаря которому для нас
вообще возможно соприкосновение с душевной жизнью  дру-
гого человека. И в проявлениях существующей идентифика-
ции многое надо еще выяснить.  Ее следствием  является,
между прочим, еще то, что человек ограничивает свою аг-
рессивность по отношению к тому лицу, с которым он себя
идентифицирует;  человек  щадит его и оказывает ему по-
мощь.  Изучение таких идентификаций, лежащих, например,
в общности кланов, выяснило Robertson'y Smith'y порази-
тельный результат,  что они покоятся на признании общей
субстанции (Kinship and Marriage, 1885) и поэтому могут
быть созданы путем сообща принятой пищи. Эта черта поз-
воляет  связать  такую идентификацию с конструированной
мною в "Тотем и табу" первобытной историей человеческой
семьи.