З.ФРЕЙД, Психология масс и анализ
человеческого "Я" |
I. ВВЕДЕНИЕ
Противоположность между индивидуальной пси-
хологией и социальной психологией (или психологией
масс), кажущаяся на первый взгляд весьма значительной,
оказывается при тщательном исследовании не столь рез-
кой. Хотя индивидуальная психология построена на наблю-
дении над отдельным человеком и занимается исследовани-
ем тех путей, идя которыми индивид стремится получить
удовлетворение своих влечений, однако при этом ей при-
ходится лишь изредка, при определенных исключительных
условиях, не принимать во внимание отношений этого ин-
дивида к другим индивидам. В душевной жизни одного че-
ловека другой всегда оценивается как идеал, как объект,
как сообщник или как противник, и поэтому индивидуаль-
ная психология с самого начала является одновременно и
социальной психологией в этом распространенном, но
весьма правильном смысле. Отношение индивида к своим
родителям, к братьям и сестрам, к своему любовному объ-
екту, к своему врачу, следовательно, все те взаимоотно-
шения, которые до сих пор были преимущественно предме-
том психоаналитического исследования, могут быть оцене-
ны как социальные феномены и противопоставлены некото-
рым другим процессам, названным нами нарцистическими,
при которых удовлетворение влечений избегает влияния
других людей или отказывается от контакта с ними. Сле-
довательно, противоположность между социальными и нар-
цистическими -- Bleuler сказал бы, может быть, аутисти-
ческими --душевными актами принадлежит к области инди-
видуальной психологии и не может служить признаком, от-
деляющим ее от социальной психологии или психологии
масс. В вышеупомянутых взаимоотношениях с родителями, с
братьями и сестрами, с любимым лицом, с другом и с вра-
чом, человек испытывает всегда влияние одного лишь лица
или очень ограниченного числа лиц, из которых каждое
имеет огромное значение для него. Вошло в обыкновение,
говоря о социальной психологии или о психологии масс,
не обращать внимания на эти взаимоотношения и выделять
в качестве предмета исследования одновременное влияние,
оказываемое на человека большим числом людей, с которы-
ми он связан в каком-нибудь одном отношении, в то вре-
мя, как во многих других отношениях он может быть им
чужд. Итак, психология масс занимается исследованием
отдельного человека как члена племени, народа, касты,
сословия, института или как составной части человечес-
кой толпы, организовавшейся в массу к определенному
времени для определенной цели. После того, как эта ес-
тественная связь прекращалась, можно было оценивать яв-
ления, происходящие при этих особых условиях, как выра-
жение особого, неподдающегося дальнейшему разложению
влечения, социального влечения -- herd instinct, group
mind, -- не проявляющегося в других ситуациях. Против
этого мы возражаем, что нам трудно придать моменту чис-
ленности такое большое значение, в силу которого он сам
по себе мог бы будить в душевной жизни человека новое,
до тех пор инактивное влечение. Обратим внимание на две
другие возможности: что социальное влечение может не
быть первоначальным, может подвергнуться дальнейшему
разложению и что корни его развития можно найти в более
тесном кругу как, например, в семье. Психология масс,
хотя и находящаяся в зачаточном состоянии, обнимает не-
обозримое множество индивидуальных проблем и ставит пе-
ред исследователем необозримое множество задач, которые
в настоящее время даже не обособлены еще вполне друг от
друга. Одна лишь классификация различных форм масс и
описание выявляемых ими психических феноменов требует
огромного наблюдения и подробного изложения; по этому
вопросу имеется уже богатая литература. Всякий, кто
сравнит размеры этой небольшой работы с объемом психо-
логии масс, тот, конечно, сразу поймет, что здесь будут
затронуты лишь немногие вопросы из всего материала. И
действительно, здесь будут разобраны некоторые вопросы,
к которым исследование глубин психоанализа проявляет
особый интерес.