З.ФРЕЙД, Психология масс и анализ
человеческого "Я" |
XI. СТУПЕНЬ ЛИЧНОСТИ
Если, помня дополня-
ющие друг друга описания психологии масс, данные раз-
личными авторами, сделать обзор душевной жизни совре-
менных людей, то можно растеряться перед ее сложностью
и потерять надежду дать стройное описание ее. Каждый
индивид является участником многих масс; он испытывает
самые разнообразные привязанности, созданные идентифи-
кацией; он создает свой "Я"-идеал по различнейшим про-
тотипам. Итак, каждый индивид участвует во многих мас-
совых душах, в душе своей расы, сословия, религии, го-
сударства и т. д. и, кроме того, он до некоторой степе-
ни самостоятелен и оригинален. Эти стойкие и длительные
массы в своих мало видоизменяющихся проявлениях броса-
ются в глаза меньше, чем быстро образующиеся непостоян-
ные массы, по которым Лебон набросал блестящую характе-
ристику массовой души, и в этих шумных эфемерных мас-
сах, как бы возвышающихся над другими массами, происхо-
дит чудо: бесследно (хотя бы только на короткое время)
исчезает то, что мы назвали индивидуальностью. Мы поня-
ли это чудо так, что индивид отказывается от своего
идеала и заменяет его массовым идеалом, воплощающимся в
вожде. Правильнее говоря, это чудо не во всех случаях
одинаково велико. Отграничение "Я" от "Я"-идеала у мно-
гих индивидов не произведено еще достаточно резко; оба
они еще легко совпадают; "Я" часто сохраняет для себя
свою прежнюю нарцисическую самовлюбленность. Благодаря
этому чрезвычайно облегчается выбор вождя. Часто он
должен обладать лишь типичными свойствами этих индиви-
дов в очень резком и чистом виде, он должен производить
впечатление большой силы и либидинозной свободы; ему
навстречу приходит потребность в сильном начальнике;
она наделяет его сверхсилой, на которую он раньше, мо-
жет быть, не претендовал бы. Другие индивиды, "Я"-идеал
которых воплотился бы в его личности лишь при условии
корректуры, увлекаются затем суггестивно, т. е. путем
идентификации. Мы замечаем, что предложенное нами объ-
яснение либидинозной структуры массы сводится к отгра-
ничению "Я" от "Я"-идеала и к возможному, вследствие
этого, двойному виду привязанности: идентификация и за-
мена "Я"-идеала объектом. Предположение такой ступени в
"Я", как первый шаг анализа человеческого "Я", должно
постепенно найти свое подтверждение в самых различных
областях психологии. В своей статье "Zur Einfьhrung34
des Narzissmus" я собрал прежде всего весь патологичес-
кий материал для обоснования выделения этой черты. Сле-
дует ожидать, что значение нарцисизма окажется гораздо
большим при углублении в психологию психозов. Вспомним
о том, что "Я" играет роль объекта в отношении к разви-
вающемуся из него "Я"-идеалу, что, может быть, все вза-
имодействия, изученные нами в учении о неврозах между
внешним объектом и совокупным "Я", повторяются на этой
новой арене внутри "Я". Я хочу проследить здесь лишь
одно из всех возможных с этой точки зрения следствий и
продолжить, таким образом, обсуждение проблемы, которую
я оставил неразрешенной в другом месте35. Каждая из ду-
шевных дифференцировок, с которыми мы познакомились,
представляет новую трудность для душевной функции, по-
вышает ее лабильность и может явиться исходным пунктом
отказа от функции заболевания. Так, мы, родившись, сде-
лали шаг от абсолютно самодовольного нарцисизма к восп-
риятию изменчивого внешнего мира и к началу нахождения
объекта; в связи с этим находится тот факт, что мы не
можем находиться в этом состоянии в течение долгого
времени, что мы периодически покидаем его и возвращаем-
ся во сне к прежнему состоянию отсутствия раздражений и
избежания объектов. Конечно, мы следуем при этом указа-
нию внешнего мира, который временно лишает нас большей
части действующих на нас раздражений путем периодичес-
кой смены дня и ночи. Другой более важный для патологии
пример не подлежит такому ограничению. В течение нашего
развития мы разделили весь наш душевный мир на связное
(kohдrent) "Я" и настоящее вне "Я" бессознательное вы-
тесненное, и мы знаем, что стабильность этих новообра-
зований подвержена постоянным потрясениям. В сновидении
и в неврозе этот выключенный из нашего сознания матери-
ал стучится в охраняемые сопротивлением ворота, а в
здоровом бодрствующем состоянии мы пользуемся особыми
приемами для того, чтобы временно включить в наше "Я"
вытесненный материал, обходя сопротивление и извлекая
из этого удовольствие. Остроумие и юмор, а отчасти и
комическое вообще, должны рассматриваться с этой точки
зрения. Каждому знатоку психологии неврозов известны
такие примеры, имеющие меньший масштаб, но я спешу вер-
нуться к нашей цели. Можно представить себе, что и отг-
раничение "Я"-идеала от "Я" не может существовать долго
и должно подвергаться по временам обратному развитию.
При всех запретах и ограничениях, накладываемых на "Я",
происходит, как правило, периодический прорыв запретно-
го, как показывает институт праздников, являвшихся пер-
воначально не чем иным как запрещенными законом эксцес-
сами, и этому освобождению от запрета они обязаны и
своим веселым характером36. Сатурналии римлян и наш те-
перешний карнавал совпадают в этой существенной отличи-
тельной черте с празднествами первобытных людей, кото-
рые обычно сочетали с развратом различные нарушения
священнейших запретов. А "Я"-идеал охватывает сумму
всех ограничений, которым подчиняется "Я", и потому уп-
разднение идеала должно было бы быть величайшим празд-
ником для "Я", которое опять могло бы быть довольно со-
бой. Когда в "Я" что-нибудь совпадает с "Я"-идеалом, то
всегда возникает ощущение триумфа. Чувство вины (и
чувство малоценности) тоже могут быть поняты как раз-
ногласие между "Я" и "Я"-идеалом. Trotter считает вы-
теснение производным стадного инстинкта. Это скорее та
же мысль, выраженная несколько иначе, чем противоречие,
когда я говорю в "Einfьhrung des Narzissmus": образова-
ние идеала является благоприятствующим условием для вы-
теснения. Как известно, есть люди, настроение которых
периодически колеблется от чрезмерной подавленности че-
рез некоторое среднее состояние до повышенного само-
чувствия, и действительно, эти колебания наступают в
различной по величине амплитуде, от едва заметной до
самой крайней; они врываются крайне мучительно или раз-
рушающе в жизнь больного в виде меланхолии или мании. В
типических случаях этого циклического расстройства
внешние поводы как будто не играют решающей роли: из
внутренних мотивов у этих больных находят то же, что у
всех людей. Поэтому вошло в обыкновение трактовать эти
случаи как непсихогенные. О других тождественных случа-
ях циклического расстройства, которые легко могут быть
сведены к душевным травмам, речь будет впереди. Обосно-
вание этих произвольных колебаний настроения нам, сле-
довательно, неизвестно. У нас нет знания механизма сме-
ны меланхолии манией. Для этих больных могло бы иметь
значение наше предположение о том, что их "Я"-идеал
растворился в "Я", в то время как до того он был очень
требователен к "Я". Мы решительно избегаем неясностей:
на основе нашего анализа "Я" несомненно, что у маниа-
кального больного "Я" сливается с "Я"-идеалом, и чело-
век радуется отсутствию задержек, опасений и самоупре-
ков, находясь в настроении триумфа и самодовольства,
ненарушаемом никакой самокритикой. Менее очевидно, но
все же весьма вероятно, что страдание меланхолика явля-
ется выражением резкого разногласия между обеими инс-
танциями "Я". В этом разногласии чрезмерно чувствитель-
ный идеал выражает свое беспощадное осуждение "Я" в
бреде унижения и самоунижения. Нерешенным остается
только вопрос, нужно ли искать причину этой перемены
соотношения между "Я"-идеалом в выше постулированных
периодических протестах против нового института или ви-
ною этому другие соотношения. Переход в маниакальное
состояние не является обязательной чертой в клиническом
течении меланхолической депрессии. Есть простые однок-
ратные, а также периодически повторяющиеся формы мелан-
холии, которые никогда не переходят в маниакальное сос-
тояние. С другой стороны, существуют меланхолии, при
которых повод явно играет этиологическую роль. Это --
случаи меланхолии, возникающие после потери любимого
объекта, будь то смерть объекта или стечение обстоя-
тельств, при которых происходит обратный отток либидо
от объекта. Такая психогенная меланхолия также может
перейти в манию, и этот цикл может повторяться многок-
ратно, так же как и при якобы произвольной меланхолии.
Итак, соотношения очень неясны, тем более что до сих
пор психоаналитическому исследованию были подвергнуты
лишь немногие формы и случаи меланхолии37. Мы понимаем
до сих пор только те случаи, в которых объект покидался
в силу того, что он оказывался недостойным любви, затем
"Я" опять воздвигало его путем идентификации, а
"Я"-идеал строго осуждал его. Упреки и агрессивность в
отношении к объекту проявляются как меланхолические са-
моупреки. Точнее говоря: они скрываются за упреками
против собственного "Я", придают им стойкость, проч-
ность и неопровержимость, которыми отличаются самоупре-
ки меланхолика. Переход в манию может непосредственно
следовать и за такой меланхолией, так что этот переход
является признаком, независимым от других характерных
черт клинической картины. Я не вижу препятствий к тому,
чтобы принять во внимание момент периодического протес-
та "Я" против "Я"-идеала для обоих видов меланхолии,
как для психогенной, так и для произвольной. При произ-
вольной меланхолии можно предположить, что "Я"-идеал
относится особенно строго к свободному выявлению "Я",
следствием чего является потом автоматически его вре-
менное упразднение. При психогенной меланхолии "Я" по-
буждается к протесту вследствие того, что его идеал
плохо относится к нему, а это плохое отношение является
результатом идентификации "Я" с отвергнутым объектом.