З.ФРЕЙД, Психология масс и анализ
человеческого "Я" |
IX. СТАДНЫЙ ИНСТИНКТ
Мы недолго будем радоваться иллю-
зорному разрешению загадки массы этой формулой. Нас
тотчас обеспокоит мысль о том, что мы, в сущности, сос-
лались на загадку гипноза, в котором есть еще так много
неразрешенного. И тут возникает новое возражение даль-
нейшему исследованию. Мы должны сказать себе, что мно-
гочисленные аффективные привязанности, отмеченные нами
в массе, вполне достаточны для объяснения одной из ее
характерных черт: недостатка самостоятельности и иници-
ативы у индивида, однородности его реакций с реакциями
всех других, его снижения, так сказать, до массового
индивида. Но масса проявляет нечто большее, если мы
рассмотрим ее как одно целое; черты слабости интеллек-
туальной деятельности, аффективной незаторможенности,
неспособности к обуздыванию и к отсрочке, склонность к
переходу границ в проявлении чувств и к полному перехо-
ду этих чувств в действия --все это и т. п., так ярко
изложенное Лебоном, создает несомненную картину регрес-
сии душевной деятельности до более ранней ступени, ка-
кую мы обычно находим у дикарей и у детей. Такая рег-
рессия особенно характерна для обыкновенной массы, в то
время как у высоко организованных искусственных масс
она, как мы слышали, не может быть глубокой. Таким об-
разом у нас получается впечатление состояния, в котором
отдельные эмоциальные побуждения и личный интеллекту-
альный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться от-
дельно и обязательно должны дожидаться подкрепления в
виде однородного повторения со стороны других людей.
Вспомним о том, сколько этих феноменов зависимости от-
носится к нормальной конституции человеческого общест-
ва, как мало в нем имеется оригинальности и личного му-
жества, как сильно каждый человек находится во власти
установок массовой души, проявляющейся в расовых осо-
бенностях, в сословных предрассудках, общественном мне-
нии и т. д. Загадка суггестивного влияния увеличивается
для нас утверждением того факта, что такое влияние ока-
зывается не только вождем, но и каждым индивидом на
другого индивида, и мы бросаем себе упрек в том, что мы
односторонне подчеркнули отношение к вождю, не обратив
никакого внимания на другой фактор взаимного внушения.
Из чувства скромности мы захотим прислушаться к другому
голосу, который сулит нам объяснение, исходящее из бо-
лее простых основоположений. Я заимствую такое объясне-
ние из прекрасной книги W. Trotter'a о стадном инстинк-
те и сожалею лишь о том, что она не вполне избежала ан-
типатии, явившейся результатом последней великой вой-
ны27. Trotter считает описанные душевные феномены массы
производным стадного инстинкта (gregariousness), являю-
щегося врожденным как для человека, так и для других
видов животных. Эта стадность является биологически
аналогией и как бы продолжением многоклеточности; в
смысле либидинозной теории она является дальнейшим про-
явлением вытекающей из либидо склонности всех однород-
ных живых существ объединиться в единицы большого объ-
ема28. Индивид чувствует себя неполным (incomplete),
когда он один. Страх маленького ребенка является уже
проявлением этого стадного инстинкта. Противоречие ста-
ду равносильно отделению от него и потому избегается со
страхом. Стадо же отрицает все новое, непривычное.
Стадный инстинкт является чем-то первичным, неподдаю-
щимся дальнейшему разложению (which cannot be split
up). Trotter приводит ряд влечений (или инстинктов),
которые он считает первичными: инстинкт самосохранения,
питания, половой инстинкт и стадный инстинкт. Последний
должен часто противопоставляться другим инстинктам.
Сознание виновности и чувство долга являются характер-
ным достоянием gregarious animal. Из стадного инстинкта
исходят, по мнению Trotter'a также и вытесняющие силы,
которые психоанализ открыл в "Я", а следовательно и то
сопротивление, с которым сталкивается врач при психоа-
налитическом лечении. Своим значением язык обязан своей
способности дать людям возможность взаимного понимания
в стаде, на нем покоится, главным образом, идентифика-
ция индивидов друг с другом. Подобно тому как Лебон в
центре своего внимания поставил преимущественно харак-
терные недолговечные массы, a Mc Dougall -- стабильные
общества, так Trotter сосредоточил свое внимание на са-
мых распространенных объединениях, в которых живет че-
ловек, этот zwou politikou, и дал им психологическое
обоснование. Тrоtter'y не нужно искать происхождения
стадного инстинкта, так как он считает его первичным и
не разрешимым. Его примечание, что Boris Sidis считает
стадный инстинкт производным внушаемости, к счастью для
него излишне; это -- объяснение по хорошо известному,
неудовлетворительному шаблону, и обратное положение,
гласящее, что внушаемость является производным стадного
инстинкта, оказалось для меня более очевидным. Но про-
тив изложения Trotter'a можно с еще большим правом, чем
против других, возразить, что оно обращает слишком мало
внимания на роль вождя в массе, в то время как мы
склонны к противоположному мнению, что сущность массы
не может быть понята, если пренебречь вождем. Стадный
инстинкт вообще не оставляет места вождю, вождь только
случайно привходит в стадо, и в связи с этим стоит тот
факт, что из этого инстинкта нет пути к потребности в
божестве; стаду недостает пастуха. Но, кроме того, из-
ложение Trotter'a можно психологически опровергнуть, т.
е. можно по меньшей мере сделать вероятным, что стадное
влечение поддается разложению, что оно не является пер-
вичным в том смысле, как инстинкт самосохранения и по-
ловой инстинкт. Разумеется, нелегко проследить онтоге-
нез стадного инстинкта. Страх маленького ребенка, ос-
тавленного наедине (Trotter толкует его уже как прояв-
ление инстинкта), легче допускает другое толкование. Он
относится к матери, впоследствии к другим любимым ли-
цам, и является выражением неисполненного желания, с
которым ребенок не умеет ничего сделать, кроме превра-
щения его в страх29. Страх оставленного наедине с самим
собою маленького ребенка не уляжется при виде любого
человека "из стада"; наоборот, приближение такого "чу-
жого человека" вызовет лишь страх. У ребенка долго не
замечают ничего, что говорило бы о стадном инстинкте
или о чувстве массы (Massengefьhl). Такое чувство обра-
зуется лишь в детских, где много детей, из их отношения
к родителям, а именно: как начальная зависть, с которой
старший ребенок встречает младшего. Старший ребенок хо-
тел бы, конечно, ревниво вытеснить младшего, отдалить
его от родителей, лишить его всех прав, но ввиду того,
что этот ребенок, как и все последующие, одинаково лю-
бим родителями, старший ребенок, не имея возможности
удержать свою враждебную установку без ущерба для себя,
вынужден идентифицировать себя с другими детьми, и в
детской среде возникает чувство массы или общности, по-
лучающее свое дальнейшее развитие в школе. Первым тре-
бованием этого реактивного образования является требо-
вание справедливости, одинакового обращения со всеми.
Известно, как громко и настойчиво проявляется это тре-
бование в школе. Если я сам не могу быть любимчиком, то
пусть, по крайней мере, никто не будет любимчиком. Мож-
но было бы считать это превращение и замену ревности
чувством массы в детской и в школе чем-то неправдопо-
добным, если бы тот же самый процесс вновь не наблюдал-
ся несколько позже при других соотношениях. Стоит
вспомнить о толпе мечтательно влюбленных дам и жриц,
теснящихся вокруг певца или пианиста после его концер-
та. Вероятно, каждой из них хотелось бы отнестись рев-
ниво ко всем другим, однако, ввиду их множества и свя-
занной с этим невозможности достичь цели своей влюблен-
ности, они отказываются от этого и вместо того, чтобы
вцепиться друг другу в волосы, они действуют, как еди-
ная масса, благоговеющая перед тем, кого они чествуют,
проявляя это сообща; они были бы рады поделиться его
локоном. Они, первоначальные соперницы, могут идентифи-
цироваться друг с другом, благодаря одинаковой любви к
одному и тому же объекту. Если ситуация, как это обычно
бывает, может быть разрешена с помощью инстинкта нес-
колькими способами, то нет ничего удивительного в том,
что осуществляется тот исход, с которым связана возмож-
ность некоторого удовлетворения, в то время как другой
способ, даже более очевидный, не используется, так как
реальные соотношения отказывают ему в достижении этой
цели. Дух общественности, esprit de corps и т. д., ко-
торые оказывают впоследствии свое действие в обществе,
не скрывают своего происхождения из первоначальной за-
висти. Никто не должен иметь желания выдвинуться, каж-
дый должен быть равен другому, все должны обладать оди-
наковыми ценностями. Социальная справедливость должна
обозначать, что человек сам отказывается от многого для
того, чтобы другие тоже должны были отказаться от это-
го, или -- что то же самое -- не могли требовать этого.
Это требование равенства является корнем социальной со-
вести и чувства долга. Неожиданным образом мы находим
его в боязни инфекции у сифилитиков, которую мы поняли
благодаря психоанализу. Боязнь этих несчастных является
выражением их сопротивления против бессознательного же-
лания распространить свою инфекцию на других. Ибо поче-
му же они одни должны быть инфицированы и лишены очень
многого, а другие -- нет? Прекрасная притча о суде Со-
ломона имеет это же самое ядро. Если у одной женщины
умер ребенок, то другая тоже не должна иметь живого ре-
бенка. По этому желанию можно было узнать потерпевшую.
Итак, социальное чувство покоится на превращении чувс-
тва, бывшего сначала враждебным, в положительно окра-
шенную привязанность, носящую характер идентификации.
Поскольку мы до сих пор проследили этот процесс, оказы-
вается, что это превращение совершается под влиянием
обшей нежной привязанности к лицу, стоящему вне массы.
Наш анализ идентификации кажется нам самим неисчерпыва-
ющим, но для нашей настоящей цели достаточно вернуться
к тому положению, что масса требует строгого соблюдения
равенства. Мы уже слышали при обсуждении обеих искусс-
твенных масс, церкви и армии, что их предпосылкой явля-
ется одинаковая любовь вождя ко всем участникам массы.
Но мы не забываем, что требование равенства, существую-
щее в массе, относится только к ее отдельным членам и
не касается вождя. Все участники массы должны быть рав-
ны между собою, но все они хотят, чтоб над ними власт-
вовал вождь. Многие равные между собою, могущие иденти-
фицироваться друг с другом, и один единственный, пре-
восходящий их всех -- такова ситуация, существующая в
жизнеспособной массе. Следовательно, мы позволяем себе
внести коррекцию в выражение Trotter'a что человек --
стадное животное; он является скорее животным орды,
участником орды, предводительствуемой вождем.